Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Даны основные определения понятий лидерства, власти и авторитета
Рассмотрены виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте
Дана характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»

Содержание работы

введение
3
Глава 1
Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета
5
1.1
Основные определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
5
1.2
Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте и основные подходы к изучению проблем
9
Глава 2
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
17
2.1
Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
17
2.2
Основные концепции и модели лидерства
19
Глава 3
Лидер, власть и авторитет в Менеджменте ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.1
Характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.2
Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
31

Заключение
36

Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Коренев Д.А.,МЭ-12-1,Менеджмент,Полюхович А.В.,Курсовая,Авторитет,лидерство и власть в менеджменте.docx

— 396.75 Кб (Скачать файл)

Как было отмечено выше, быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, т.к. лидерству в значительной мере свойственная неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В объекте исследования в организации лидером скорее будет считаться главный инженер, чем его непосредственный начальник - директор завода.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других.

С другой стороны - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

В соответствии с представленным исследованием объекту можно предложить основные направления повышения эффективности руководящей деятельности. Во-первых, изменить стиль управления.

  При этом может быть предложено  четыре основных стиля управления:

-  стиль, основанный главным образом на директивах и указаниях;

-  стиль, сочетающий директивные методы управления с различными  формами участия подчиненных в принятии решений, с их самостоятельностью и ответственностью;

-  стиль, основанный преимущественно на демократических методах управления (обсуждение и групповое принятие решений, участие подчиненных в оценке работы всех членов коллектива, в том числе руководителя);

-  делегирование полномочий (практически полное отсутствие указаний и директив, максимальное расширение самостоятельности и ответственности подчиненных).

Директор стиль выбирает  в зависимости от степени зрелости тех, кем он руководит. При этом на предприятии сочетаются  четыре типа подчиненных:

-  работники, которые  не в состоянии самостоятельно решить задачу и не хотят брать на себя ответственность за ее выполнение;

-  работники, которые  не могут самостоятельно решить задачу, но хотят выполнить работу успешно;

-  работники, которые  могут самостоятельно решить задачу, но не хотят брать на себя ответственность;

-  работники, которые  могут и хотят успешно решить задачу.

Таким образом, при выборе стиля управления директору следует учитывать, какими возможностями располагают подчиненные и насколько они заинтересованы в успешном выполнении работы.

Так, если работники могут успешно решить задачу, но не хотят прилагать усилия, проявлять инициативу, то, возможно, стиль управления, основанный на привлечении их к принятию решений, усилении их мотивации, введении дополнительных стимулов, будет наиболее подходящим.

Однако практика показывает, что часто предметом особых симпатий руководителя становятся те подчиненные, которые имеют такие же, как и у него, личностные качества и характеристики, а также те, которые обладают особыми знаниями и опытом, необходимым для успешного выполнения работы. Неслучайно эти работники больше удовлетворены работой, чем тe, которые не имеют особых привилегий. К тому же они обычно реже увольняются из организации по собственному желанию.


Таким образом, для повышения эффективности руководства директору можно рекомендовать: во-вторых,  строить  свои отношения с подчиненными, по возможности, индивидуализировано, с учетом личностных характеристик подчиненных. Он  должен хорошо «чувствовать» коллектив, знать психологические особенности каждого человека и с учетом этого выбирать правильный стиль поведения в отношение каждого работника. В-третьих,  генеральный директор должен достаточно времени и внимания уделять совершенствованию человеческих отношений в коллективе. В-четвертых - уметь использовать тот или иной стиль управления в зависимости от ситуации и условий работы завода. Если перед ЗАО «Железногорский кирпичный завод» встанет проблема, критическая ситуация, требующая незамедлительного решения, директору необходимо применить авторитарный стиль управления, а если ЗАО будет развиваться успешно – можно использовать либеральный стиль управления.

В - пятых – применять дифференцированный контроль к сотрудникам и рабочим завода: чем выше профессионализм сотрудника и его квалификация, тем меньшей контроль можно осуществлять за его работой.

Шестое  – критиковать подчиненного по делу, например, при мелкой ошибке не нужно устраивать шумный разнос. Седьмое  – оптимально  применять психологическое, материальное мотивирование.

Наряду с представленными направлениями эффективности руководства необходимо предложить директору применять инструменты убеждения работающих на заводе людей. К таким общепринятым мерам относятся:

  • Страх
  • Вознаграждение
  • Традиции
  • Харизма
  • Разумная вера
  • Убеждение
  • Участие в управлении сотрудников.

Но даже если руководитель завода будет применять представленные инструменты, ему необходимо учитывать и другие факторы укрепления влияния,  власти, лидерства и авторитета.

1. Потребность, к которой  апеллируют, должна быть активной  и сильной. 
2. Человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения — в той или иной степени — какой-то потребности.

3. Человек, на которого  влияют, должен считать достаточно  высокой вероятность того, что  исполнение приведет к удовлетворению  или неудовлетворению потребности.  Человек, на которого влияют, должен  верить, что его или ее усилие  имеет хороший шанс оправдать  ожидания руководителя.     

Наиболее сильным влияние будет тогда, когда сотрудник ценит ту потребность, которая необходима, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его или ее усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.

  Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели.

Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.

Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.


Важным направлением повышения эффективности управления является тотальный контроль, который выступает в качестве этапа управленческого процесса.

При этом необходимо выполнение   и соблюдение следующих требований к контролю:

- постоянность,

- оперативность,

- объективность,

- открытость,

- экономичность.

Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.

При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В  ходе исследования  были сформулированы определения  лидерства, власти и авторитета  и представлена их роль в  менеджменте.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.  
 В практике менеджмента лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.


Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени.

Из представленной  в курсовой работе классификации власти сформулировано следующее ее определение: это способность одного человека влиять на поведение другого. Основу власти составляет зависимость. Другими словами, чем сильнее зависимость одного субъекта над другим, тем сильнее может быть его власть над ним.

Авторитет — это общепризнанное значение, влияние, которым пользуется то или иное лицо в силу определенных качеств или заслуг. Его можно считать специфическим способом проявления власти. В зарубежном менеджменте слова authority (авторитет) и power (власть) нередко употребляются как синонимы. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной дисциплины.

Объектом исследования курсовой работы выступило ЗАО «Железногорский кирпичный завод».

В качестве совершенствования было предложено: во-первых, изменить стиль управления. Во-вторых, строить  свои отношения с подчиненными, по возможности, индивидуализировано, с учетом личностных характеристик подчиненных. В-третьих,  генеральный директор должен достаточно времени и внимания уделять совершенствованию человеческих отношений в коллективе. В-четвертых  - уметь использовать тот или иной стиль управления в зависимости от ситуации и условий работы завода. В - пятых – применять дифференцированный контроль к сотрудникам и рабочим завода: чем выше профессионализм сотрудника и его квалификация, тем меньшей контроль можно осуществлять за его работой. Шестое  – критиковать подчиненного по делу, например, при мелкой ошибке не нужно устраивать шумный разнос. Седьмое  – оптимально  применять психологическое, материальное мотивирование.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. М.: Экономистъ, 2011.  528 с.
  2. Мескон М. Основы менеджмента: учебник. М.: Издательство «ДЕЛО», 2012.  492с.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех  М.: Знание, 2009 г.
  4. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие.  Дело, 2010 г.
  5. Орлов А.И. Менеджмент: учебник, М.: Знание, 2009 г.
  6. Казначевская Г.Б. Основы менеджмента. М.:  ИНФРА-М, 2004.
  7. Кричевский Р.Л., Если Вы руководитель…  М., 2010.
  8. Дегтярев А. А. Власть в социальном общении.  М., Полис, 2010.
  9. Ладанов И.Д. . Практический менеджмент. - М., 2009. 354 с.
  10. Омаров А.М.  Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., 2011. 235 с.
  11. Кнорринг В.И Искусство управления.  М., БЕК, 2008.
  12. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА -М, 2009. - 216с.
  13. Веснин В.Р., Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. перераб и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2009. - 512с.
  14. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Экономика, 2011 - 456 с.
  15. Менеджмент /Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2010. - 288 с.
  16. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 384 с
  17. Интернет-ресурсы

Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»