Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:36, курсовая работа
Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Даны основные определения понятий лидерства, власти и авторитета
Рассмотрены виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте
Дана характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
введение
3
Глава 1
Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета
5
1.1
Основные определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
5
1.2
Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте и основные подходы к изучению проблем
9
Глава 2
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
17
2.1
Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
17
2.2
Основные концепции и модели лидерства
19
Глава 3
Лидер, власть и авторитет в Менеджменте ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.1
Характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.2
Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
31
Заключение
36
Список литературы
38
Как было отмечено выше, быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, т.к. лидерству в значительной мере свойственная неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В объекте исследования в организации лидером скорее будет считаться главный инженер, чем его непосредственный начальник - директор завода.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других.
С другой стороны - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
В соответствии с представленным исследованием объекту можно предложить основные направления повышения эффективности руководящей деятельности. Во-первых, изменить стиль управления.
При этом может быть предложено четыре основных стиля управления:
- стиль, основанный главным образом на директивах и указаниях;
- стиль, сочетающий директивные методы управления с различными формами участия подчиненных в принятии решений, с их самостоятельностью и ответственностью;
- стиль, основанный преимущественно на демократических методах управления (обсуждение и групповое принятие решений, участие подчиненных в оценке работы всех членов коллектива, в том числе руководителя);
- делегирование полномочий (практически полное отсутствие указаний и директив, максимальное расширение самостоятельности и ответственности подчиненных).
Директор стиль выбирает в зависимости от степени зрелости тех, кем он руководит. При этом на предприятии сочетаются четыре типа подчиненных:
- работники, которые не в состоянии самостоятельно решить задачу и не хотят брать на себя ответственность за ее выполнение;
- работники, которые не могут самостоятельно решить задачу, но хотят выполнить работу успешно;
- работники, которые могут самостоятельно решить задачу, но не хотят брать на себя ответственность;
- работники, которые могут и хотят успешно решить задачу.
Таким образом, при выборе стиля управления директору следует учитывать, какими возможностями располагают подчиненные и насколько они заинтересованы в успешном выполнении работы.
Так, если работники могут успешно решить задачу, но не хотят прилагать усилия, проявлять инициативу, то, возможно, стиль управления, основанный на привлечении их к принятию решений, усилении их мотивации, введении дополнительных стимулов, будет наиболее подходящим.
Однако практика показывает, что часто предметом особых симпатий руководителя становятся те подчиненные, которые имеют такие же, как и у него, личностные качества и характеристики, а также те, которые обладают особыми знаниями и опытом, необходимым для успешного выполнения работы. Неслучайно эти работники больше удовлетворены работой, чем тe, которые не имеют особых привилегий. К тому же они обычно реже увольняются из организации по собственному желанию.
Таким образом, для повышения эффективности руководства директору можно рекомендовать: во-вторых, строить свои отношения с подчиненными, по возможности, индивидуализировано, с учетом личностных характеристик подчиненных. Он должен хорошо «чувствовать» коллектив, знать психологические особенности каждого человека и с учетом этого выбирать правильный стиль поведения в отношение каждого работника. В-третьих, генеральный директор должен достаточно времени и внимания уделять совершенствованию человеческих отношений в коллективе. В-четвертых - уметь использовать тот или иной стиль управления в зависимости от ситуации и условий работы завода. Если перед ЗАО «Железногорский кирпичный завод» встанет проблема, критическая ситуация, требующая незамедлительного решения, директору необходимо применить авторитарный стиль управления, а если ЗАО будет развиваться успешно – можно использовать либеральный стиль управления.
В - пятых – применять дифференцированный контроль к сотрудникам и рабочим завода: чем выше профессионализм сотрудника и его квалификация, тем меньшей контроль можно осуществлять за его работой.
Шестое – критиковать подчиненного по делу, например, при мелкой ошибке не нужно устраивать шумный разнос. Седьмое – оптимально применять психологическое, материальное мотивирование.
Наряду с представленными направлениями эффективности руководства необходимо предложить директору применять инструменты убеждения работающих на заводе людей. К таким общепринятым мерам относятся:
Но даже если руководитель завода будет применять представленные инструменты, ему необходимо учитывать и другие факторы укрепления влияния, власти, лидерства и авторитета.
1. Потребность, к которой
апеллируют, должна быть активной
и сильной.
2. Человек, на которого влияют, должен
рассматривать влияние как источник удовлетворения
или неудовлетворения — в той или иной
степени — какой-то потребности.
3. Человек, на которого
влияют, должен считать достаточно
высокой вероятность того, что
исполнение приведет к
Наиболее сильным влияние будет тогда, когда сотрудник ценит ту потребность, которая необходима, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его или ее усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.
Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели.
Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.
Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.
В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.
Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.
Важным направлением повышения эффективности управления является тотальный контроль, который выступает в качестве этапа управленческого процесса.
При этом необходимо выполнение и соблюдение следующих требований к контролю:
- постоянность,
- оперативность,
- объективность,
- открытость,
- экономичность.
Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.
Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.
При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.
Заключение
В ходе исследования
были сформулированы
Проблемы лидерства являются
ключевыми для достижения организационной
эффективности. С одной стороны, лидерство
рассматривается как наличие определенного
набора качеств, приписываемых тем, кто
успешно оказывает влияние или воздействует
на других, с другой — лидерство — это
процесс преимущественно не силового
воздействия в направлении достижения
группой или организацией своих целей.
В практике менеджмента лидерство - это
способность оказывать влияние на отдельные
личности и группы, направляя их усилия
на достижение целей организации. Лидеры
используют власть как средство в достижении
целей группы или организации. Если лидеры
достигают цели, то власть как средство
используется ими для ускорения этого
достижения.
Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени.
Из представленной в курсовой работе классификации власти сформулировано следующее ее определение: это способность одного человека влиять на поведение другого. Основу власти составляет зависимость. Другими словами, чем сильнее зависимость одного субъекта над другим, тем сильнее может быть его власть над ним.
Авторитет — это общепризнанное значение, влияние, которым пользуется то или иное лицо в силу определенных качеств или заслуг. Его можно считать специфическим способом проявления власти. В зарубежном менеджменте слова authority (авторитет) и power (власть) нередко употребляются как синонимы. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной дисциплины.
Объектом исследования курсовой работы выступило ЗАО «Железногорский кирпичный завод».
В качестве совершенствования было предложено: во-первых, изменить стиль управления. Во-вторых, строить свои отношения с подчиненными, по возможности, индивидуализировано, с учетом личностных характеристик подчиненных. В-третьих, генеральный директор должен достаточно времени и внимания уделять совершенствованию человеческих отношений в коллективе. В-четвертых - уметь использовать тот или иной стиль управления в зависимости от ситуации и условий работы завода. В - пятых – применять дифференцированный контроль к сотрудникам и рабочим завода: чем выше профессионализм сотрудника и его квалификация, тем меньшей контроль можно осуществлять за его работой. Шестое – критиковать подчиненного по делу, например, при мелкой ошибке не нужно устраивать шумный разнос. Седьмое – оптимально применять психологическое, материальное мотивирование.
Список литературы
Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»