Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Даны основные определения понятий лидерства, власти и авторитета
Рассмотрены виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте
Дана характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»

Содержание работы

введение
3
Глава 1
Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета
5
1.1
Основные определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
5
1.2
Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте и основные подходы к изучению проблем
9
Глава 2
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
17
2.1
Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
17
2.2
Основные концепции и модели лидерства
19
Глава 3
Лидер, власть и авторитет в Менеджменте ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.1
Характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.2
Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
31

Заключение
36

Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Коренев Д.А.,МЭ-12-1,Менеджмент,Полюхович А.В.,Курсовая,Авторитет,лидерство и власть в менеджменте.docx

— 396.75 Кб (Скачать файл)

1) формальный авторитет; обусловлен тем набором властных  полномочий, прав, которые дает руководителю  занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя  способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих  подчиненных, 100% отдачу от работника  руководитель может получить, лишь  опираясь еще дополнительно и  на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального  и 3) функционального авторитета.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. 
Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

Результатом эффективной работы руководителя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей и задач. Задача руководителя - эффективное использование собственных, индивидуальных и групповых ресурсов. От руководителя ждут положительных усилий по социально-психологическому формированию трудового коллектива из определенной совокупности работающих индивидов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что власть руководителя должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, желательно вдохновенной, направленной на достижение целей организации.

До недавнего времени в нашей стране  не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством.

Проблеме лидерства, власти и авторитета посвящено значительное количество исследований в нашей стране и за рубежом.

Исследованиями проблем соотношения концентрации лидеров на выполнении задач менеджмента занимался ряд американских ученых  Государственных университетов.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. 
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.  
Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества. Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

Существует два психологических типа лидеров: “игроки” и “открытые”. Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться.

В итоге они оказываются “калифами на час”.

“Открытые” лидеры-авторитеты не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго.

Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных. В социально - психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства.


Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решается путем сплочения вокруг одного лидера.

 В предпринимательстве  этот тип лидерства является  основным. Это позволяет за счет  концентрации власти в одних  руках решать сложные задачи  выживания. 
Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые 
стороны: 
1)проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;

2)достигнув цели, лидер  стремиться сохранить свою власть, что не всегда 
соответствует интересам остальных членов организации;

3)уход лидера резко  снижает качество управления  на неопределенное время. 
 В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом.

Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

-видение ситуации в  целом;

-способность к коммуникациям;

-доверие сотрудников;

-гибкость при принятии  решений.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей. 
 Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт (это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые 
результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к 
знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств”.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства.

Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении.

В соответствии с проведенными исследованиями, каждая третья российская фирма в процессе своего развития сталкивается с проблемой власти во взаимоотношениях менеджера и подчиненных. Менеджер либо воздвигает барьеры между собой и все более многочисленным штатом, либо сохраняет панибратские отношения с младшими по званию сотрудниками.

Как первое, так и второе опасно для предприятия.

 

 

Глава 2 ТЕОРИИ,  КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА

 

2.1.Теории лидерства, власти и авторитета в системе  менеджмента

 

Различные подходы к изучению понятия лидер, могут быть условно разделены на следующие основные группы:

-  теории личностных качеств лидера;

-  поведенческие теории лидерства;

-  теории лидерства, основанные на ситуационном подходе;

-  процессуальные теории лидерства.

В ранних исследованиях специалистов по организационному поведению лидерство рассматривалось как совокупность личных черт, или характеристик, тех людей, которые воспринимались как лидеры. Более поздние исследования определили лидерство как поведение или ряд действий, направленных на то, чтобы помочь коллективу в достижении своих целей. Если личностный и поведенческий подходы сосредоточены главным образом на лидере, на том, чем он является или что делает, то в рамках процессного подхода лидерство рассматривается как процесс развития отношений между лидерами и подчиненными. Начиная с середины 60-х годов XX столетия внимание было сосредоточено на бурно развивающихся теориях «случайного» (ситуационного) лидерства, т.е. теориях, утверждающих, что эффективное лидерство — это функция ситуации, в которой лидер и подчиненные определенным образом взаимодействуют.

В процессе различных исследований рассматривались такие характеристики личности лидера, как возраст, рост, уровень интеллекта, академические достижения, способность к логическим суждениям, проницательность и т.п., — каждая из которых, по общему мнению, являлась верным залогом успешного лидерства. Данные исследования показали, что если бы определенные черты были сгруппированы в укрупненные классы факторов, различия между эффективными и неэффективными лидерами можно было бы выявить. К общим критериям определения личностных черт лидера относят потенциал, стремление к развитию, ответственность, участие и вовлеченность, статус, ситуационные факторы.

Большинство исследований показывает, что учет мнений тесно связан с высоким удовлетворением служащих и значительно в меньшей степени это связано с качеством функционирования. В некоторых исследованиях было установлено, что структурирование деятельности связано с удовлетворением, получаемым от работы, и реже - с высокой производительностью, низким количеством прогулов и низкой текучестью.

Были сделаны выводы, что наиболее эффективным стилем лидерства является ориентированный на работников - такие руководители с большей вероятностью обеспечат высокую производительность рабочих групп, чем руководители, сосредоточенные на производстве. Однако позже были выделены четыре типа поведения руководителя, отражающих как качество выполнения задач, так и организацию взаимодействия:

- поддержка - поведение, которое  увеличивает чье-то чувство личной  значимости;

-  взаимодействие - поведение, которое поощряет членов группы развивать близкие, взаимно удовлетворяющие отношения;

-  ориентация на цели - поведение, которое стимулирует энтузиазм по отношению к достижению целей группы или к достижению, превосходного качества функционирования;

-  содействие работе - действия, помогающие сотрудникам при достижении цели: создание распорядка, координирование, планирование, предоставление ресурсов.

Определение различия между ориентированным на задачи и ориентированным на человека поведением лидеров является полезным способом описания того, как действуют лидеры.

Однако наряду с теориями личностных качеств лидера данные теории лидерства также не учитывают ситуационные факторы, что является неразрешенной проблемой в этих подходах.

В свою очередь, проблему интегрирования лидерства в менеджмент необходимо рассматривать с точки зрения теории вертикальной парной связи.

Данная теория утверждает, что лидеры по-разному относятся к отдельным подчиненным, что отношения, складывающиеся между ними, влияют на поведение обеих сторон.

Менеджеры заинтересованы в том, чтобы гарантировать четкое определение ролевых отношений, так как успех организации во многом зависит от эффективности функционирования сотрудников. Поэтому менеджеры и подчиненные «договариваются» об этих ролевых отношениях посредством разнообразных формальных и неформальных процессов, которые происходят, прежде всего, на ранней стадии распределения ролей.

На основе этого процесса ролевых переговоров лидер устанавливает с разными подчиненными различные отношения. Согласно рассматриваемой теории между лидером и подчинёнными заключается соглашение о степени доверия, уровне компетентности, лояльности и т.п. Все перечисленные элементы могут быть измерены. Отношения модели «лидер — член группы» классифицируются как «свой», или «звезды» («in-group»), и «чужие», или «статисты» («out-group»), в зависимости от уровня существующего соглашения, т.е. оценок составляющих его элементов.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер - раб». Основываясь на этом типе, организация способна быстро и в кроткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях.

Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»