Бизнес-планирование в организации деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи данной курсовой работы - изучить роль бизнес-планирования в организации деятельности предприятия. Рассмотреть бизнес-планирование и определить способы и методы совершенствования деятельности предприятия.
Объектом курсовой работы является методика организация бизнес- планирования.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 129.52 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Менеджмент

 

На тему: Бизнес-планирование в  организации деятельности предприятия

 

 

 

Студентка 3 курса ЭПФ

Дневного отделения,

Специальности «Экономика

и управление

на предприятии», группа 1______________________ Латушкина Е.Б.    

 

 

       Руководитель: доцент ______________________ Ремезов В.И.

 

 

 

 

Минск 2011

ВВЕДЕНИЕ

 

Люди всегда хотят начать самостоятельное  дело. Даже если им никогда не удастся  заработать больше..., все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи...» - писал экономист Пол Самуэльсон.

Но, к сожалению, одного желания  мало. Бизнес - это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность предпринимать самостоятельные решения и рисковать. Гарантии успеха не может дать никто. Уровень «смертности» предприятий очень высок - около 50% всех новых предприятий перестают существовать в течение первого года деятельности. Причин краха предприятий множество, но с полной уверенностью можно сказать, что путь к успеху, вновь создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой продукции, мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением или с изменением их функций, при антикризисном управлении, всегда тщательно выверен и просчитан.

Каждый предприниматель, начиная  свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Все эти задачи помогает решить бизнес-планирование, которое является основой предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой фирмы. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудач слишком велика.

 Бизнес-план является инструментом  достижения желаемой цели. Многие  бизнесмены, воспитанные хаосом  и беспредельностью 90-х, его недооценивают. В нашем государстве, пережившем рыночные трансформации тех лет, формируется поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием, и поэтому недооценивают все ожидающие их проблемы. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.

Главная отличительная черта функционирующих  сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях.

Для такого предприятия как ООО  «Чефи» структурные реорганизации  имеют огромное значение, поэтому вопросы совершенствования организационной структуры являются весьма актуальными.

Указанные выше и некоторые другие аспекты предопределили выбор темы настоящей курсовой работы, которая  посвящена роли бизнес-планирования в совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Цель и задачи данной курсовой работы - изучить роль бизнес-планирования в организации деятельности предприятия. Рассмотреть бизнес-планирование и  определить способы и методы совершенствования  деятельности предприятия.

Объектом курсовой работы является методика организация бизнес- планирования.

Предметом курсовой работы является разработки бизнес-плана на примере  ООО “Чефи”, занимающегося изготовлением  аптечек первой медицинской помощи.

Овладение искусством составления  бизнес-плана становится крайне актуальным. Современная экономическая ситуация, связанная с рыночными отношениями, усугубляемая экономическим кризисом, вынуждает искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений и сводили к минимуму прогнозируемые риски.

 

 

 

 

 

  1. Бизнес-планирование: роль в становлении и развитии бизнеса

1.1 Бизнес-планирование как основа  предпринимательской деятельности.

 

В современных условиях требуется  принципиально новая система  управления экономикой, основанная на смене форм собственности, перестройке хозяйственного механизма, а также переходе предприятий на самофинансирование, самоуправление, самоокупаемость. В отличие от управления техническим комплексом управление предприятием и предпринимательством представляет собой целенаправленное управление коллективом работников в процессе производственной деятельности. В настоящее время актуальным становится разработка и реализация коммерческих бизнес-планов для эффективной работы предприятий.

Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он выстраивает в самом начале работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышение его степени, который уменьшает неопределенность или энтропию в данном случае системы предпринимательства. В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.

К сожалению, в современных условиях большинство коммерческих фирм не имеют  официально-принятых планов, механизма  планирования, а также плановых норм и нормативов. Бизнес-планирование на таких предприятиях заменяется разного рода решениями собственников или руководителей. В нашей стране, биз- нес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале и практически до конца 90-х годов он рассматривался лишь как документ, при наличии которого можно получить денежные средства из какого-либо государственного источника или от иностранного инвестора. Специалисты консалтинговых фирм говорят, что обычно клиенты приходили к ним со словами: «Нам нужны деньги, а не бизнес-план». Таково отношение отечественного предпринимателя к бизнес-плану. Отношение, взращенное на почве, с одной стороны, отрицания старого, директивного планирования, а с другой - прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный инвестор.

Да, современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у  предприятия. При этом необходимо учитывать. что принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально-экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.

При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат. А успех любого бизнеса напрямую зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации.

Комплексность данной задачи предъявляет  особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.

Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.

Таким образом, смысл стратегического  планирования состоит в:

  • создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;
  • ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;

» определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения  обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;

  • уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Одним из ключевых элементов стратегического  планирования является бизнес-план.

Важность бизнес-планирования состоит  в том, что при разработке каждого  раздела бизнес-плана оцениваются  различные стороны работы будущего предприятия с учетом его производственного, технического, кадрового и финансового потенциала, а также возможностей и угроз со стороны внешних и внутренних условий. Бизнес-планирование тесно связано с организацией комплекса работ по планированию и управлению, а также контролем над деятельностью различных отделов и служб.

Понятие "планирования" деятельности фирмы используется в современных  условиях в двух смыслах:

Общеэкономический - с точки зрения общей теории фирмы и природы  экономических отношений.

Конкретно-управленческий - планирование представлено, как одна из функций менеджмента, как умение предвидеть будущее предприятия.

Обе стороны планирования тесно  связаны между собой. Возможность  планирования, как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы и напрямую определяется общими условиями хозяйствования.

Общеэкономическое понимание планирования - с этой точки зрения планирование и бизнес-план являются механизмом, который заменяет цены и рынок в рамках рыночной системы. Главными координаторами рынка являются цены, которые определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма, как участник рынка подчиняется ценовому механизму, но во внутренней среде основные направления деятельности основаны на системе плановых решений.

Управленческое понимание планирования - часть менеджмента фирмы помогает ответить на вопросы:

  • Где организация находится в настоящее время? (Какова ее экономическая позиция?)
  • Каковы итоги и условия ее деятельности?
    • Как, при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Бизнес-планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, осуществляется организация запланированных работ, мотивация задействованного персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Таким образом, необходимость планирования в организации обусловлено следующим:

  • Планирование дает возможность подготовки к использованию будущих благоприятных условий.
  • Проясняет возникающие проблемы.
  • Улучшает координацию действий в организации.
  • Увеличивает возможность в обеспечении фирмы необходимой информацией.
  • Способствует более рациональному использованию ресурсов.

Бизнес-планирование, как необходимый  элемент управления выполняет в  системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди  которых наибольшее значение имеют следующие:

  • Прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.
  • Оптимизация — обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.
  • Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.
  • Безопасность управления - обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий.
  • Упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.
  • Контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки.
  • Воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.
  • Документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Информация о работе Бизнес-планирование в организации деятельности предприятия