Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:58, курсовая работа
Цель и задачи данной курсовой работы - изучить роль бизнес-планирования в организации деятельности предприятия. Рассмотреть бизнес-планирование и определить способы и методы совершенствования деятельности предприятия.
Объектом курсовой работы является методика организация бизнес- планирования.
1.2Бизнес-план как инструмент
совершенствования управления
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
Бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства.
Он описывает процесс
Таким образом, бизнес-план - одновременно поисковая, научно- исследовательская и проектная (пред-проектная)работа. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом. Бизнес- план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне неё. Бизнес-план позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Не будет большим
Сейчас же все чаще и чаще, а так и должно быть, бизнес-план считается продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций.
Даже, когда бизнес несложный и все, кажется, заранее известно и посчитано, вполне может быть, что на фирму сваливается какая-нибудь неприятность, надо принять решение, а на основании чего его принимать? Именно бизнес-план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. Таким образом, бизнес- план не командует, а на базе его анализа принимаются решения, в то время как обычна текучка, работа без плана на самом деле такого выбора лишает.
К тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой белорусской системы менеджмента, т.к. фирмам приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию организации учета, планирования и т.д. Для успешного развития дальнейших отношений необходимо иметь «общий язык», который должен основываться на международных стандартах.
Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, степени своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью деятельности.
2. Процесс бизнес-планирования.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес- линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования - это оценка инициаторами проекта:
конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
- определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
Наиболее распространенными
- Перспективная бизнес-идея (замысел).
- Сбор и анализ информации о продукции (услуге )
- Сбор и анализ информации по рынку сбыта
- Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли;
- Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами, и другими ресурсами;
- Расчет потребного капитала и источников финансирования
- Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности
- Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта
- Решение вопроса рисков и гарантий
- Подбор материалов и составление приложений анализ и определение
- Составлена краткого содержания проекта
- Составление аннотации на проект Оформление титульного листа
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес- идеи.
Разработка даже самого маленького локального бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление занимают около двух недель довольно напряженной работы, а средний и крупный (глобальный) бизнес-план - месяц и более.
Серьезные инвесторы требуют, чтобы бизнес-план им представлялся лично руководителем предприятия, что требует его активного участия в разработке бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Повышает шансы в поиске партнеров и инвесторов наличие в составе предприятия команды, разрабатывающей бизнес-план и готовой его реализовать.
Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентнолицензионным вопросам.
Затем разрабатываются разделы
маркетинга и продаж с определением
рынка и объемов сбыта. Эти
разделы являются ключевыми - без
решения вопроса сбыта
Не надо жалеть времени на первичный
сбор и анализ информации, так как
вероятнее всего вам придется
составить несколько вариантов
бизнес-плана для различных
И, конечно, особое внимание необходимо
уделить эффективности
Однако далеко не всегда удается достичь желаемых результатов. В чем причина? В недостатках в работе и совершаемых ошибках, которые можно избежать.
Рассмотрим некоторые типичные ситуации:
Нужно проверить:
Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы и заданные параметры должны быть выполнимы.
Для каждой цели, как правило, существует множество альтернативных решений по ее достижению, но зачастую выбирается только одна, излюбленная романтическая альтернатива, а не решение, основанное на анализе рынка и результатах исследования.
Поэтому важно выяснить:
Целенаправленно отобранные и полно документированные альтернативы позволяют найти рациональное решение и обеспечивают экономичный образ действия.[21]
Проекты осуществляются не "между делом", они требуют установления персональной ответственности как за проект в целом, так и за его отдельные части.
Нужно четко определить:
Информация о работе Бизнес-планирование в организации деятельности предприятия