Бизнес-планирование в организации деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи данной курсовой работы - изучить роль бизнес-планирования в организации деятельности предприятия. Рассмотреть бизнес-планирование и определить способы и методы совершенствования деятельности предприятия.
Объектом курсовой работы является методика организация бизнес- планирования.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 129.52 Кб (Скачать файл)

1.2Бизнес-план как инструмент  совершенствования управления хозяйственной деятельности предприятия

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом  его руководители собираются достичь  своих целей и задач. Хорошо разработанный  бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации, то есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.

Таким образом, бизнес-план - одновременно поисковая, научно- исследовательская  и проектная (пред-проектная)работа. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом. Бизнес- план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне неё. Бизнес-план позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления, как коммерческим проектом, так и  самим предприятием, осуществляющим этот проект. Ведь благодаря бизнес-плану  у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет «собраться», мобилизоваться, сосредоточиться.

Сейчас же все чаще и чаще, а  так и должно быть, бизнес-план считается продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций.

Даже, когда бизнес несложный и  все, кажется, заранее известно и  посчитано, вполне может быть, что  на фирму сваливается какая-нибудь неприятность, надо принять решение, а на основании чего его принимать? Именно бизнес-план позволяет без  проведения конкретных реальных шагов  просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать  оптимальный. Таким образом, бизнес- план не командует, а на базе его  анализа принимаются решения, в  то время как обычна текучка, работа без плана на самом деле такого выбора лишает.

К тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой белорусской системы менеджмента, т.к. фирмам приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию организации учета, планирования и т.д. Для успешного развития дальнейших отношений необходимо иметь «общий язык», который должен основываться на международных стандартах.

Бизнес-план должен быть представлен  в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, степени своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Процесс бизнес-планирования.

    1. Структура бизнес-плана

В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. Возможны и другие классификации типов  бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес- линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).



 

Основными элементами бизнес-плана  являются: титульный лист, вводная  часть (резюме проекта), аналитический  раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования - это оценка инициаторами проекта:

  • возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
  • потенциальных потребителей;

конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

  • своего сегмента рынка;
  • показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
  • достаточности капитала у инициатора бизнес-планирования и возможных источников финансирования. Итак, бизнес-план - это:
  • изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта

-      определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;

  • предвидение рисков предпринимательской деятельности;
  • конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.

Наиболее распространенными областями  бизнес-планирования в сегодняшней экономической ситуации в Республике Беларусь являются:[17]

  • создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как совокупность прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают возможность получать определенные доходы (поток доходов или серию денежных потоков;
  • разработка бизнес-планов специального назначения финансово- экономического характера:
  • эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
  • подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
  • подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
  • выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и за крытых АО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);
  • обоснование вариантов санации предприятии-банкротов.

 

 

    1.  Последовательность разработки бизнес-плана.

 

- Перспективная бизнес-идея (замысел).

- Сбор и анализ информации о продукции (услуге )

- Сбор и анализ информации по рынку сбыта

- Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли;

- Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами, и другими ресурсами;

- Расчет потребного капитала и источников финансирования

- Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности

- Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта

- Решение вопроса рисков и гарантий

- Подбор материалов и составление приложений анализ и определение

- Составлена краткого содержания проекта

- Составление аннотации на проект          Оформление титульного листа

Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности  бизнес- идеи.

Разработка даже самого маленького локального бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление занимают около двух недель довольно напряженной работы, а средний и крупный (глобальный) бизнес-план - месяц и более.

Серьезные инвесторы требуют, чтобы  бизнес-план им представлялся лично  руководителем предприятия, что  требует его активного участия  в разработке бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Повышает шансы в поиске партнеров и инвесторов наличие в составе предприятия команды, разрабатывающей бизнес-план и готовой его реализовать.

Непосредственно начать разработку бизнес-плана  необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентнолицензионным вопросам.

Затем разрабатываются разделы  маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти  разделы являются ключевыми - без  решения вопроса сбыта продукции  разработка остальных разделов не имеет  смысла.

Не надо жалеть времени на первичный  сбор и анализ информации, так как  вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов  бизнес-плана для различных инвесторов.

И, конечно, особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т. д., будет жить вместе с бизнесом. Хорошее название должно соответствовать вашему роду занятий, указывать на ваш бизнес или месторасположение, вызывать положительные эмоции как на титульном листе бизнес-плана, так и, возможно, впоследствии везде, где он может попасться на глаза тому, кто способен повлиять на судьбу вашего начинания.[14]

Однако далеко не всегда удается  достичь желаемых результатов. В  чем причина? В недостатках в работе и совершаемых ошибках, которые можно избежать.

Рассмотрим некоторые типичные ситуации:

  1. Недостаточные анализ существующего состояния и обоснование требований к проекту не позволяют вскрыть все проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовить необходимую информацию для принятия решения.
  2. Нечетко определены цели проекта. Очень быстро можно назвать цели, но редко они бывают обоснованно определены и документированы.

Нужно проверить:

  • На каких данных базируется определение цели?
  • К какому горизонту планирования относятся цели?
  • Какую пользу принесет достижение цели?
  • Какие сроки и затраты следует задать

Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы и заданные параметры должны быть выполнимы.

  1. Вместо объективного поиска альтернатив предпочтение отдается излюбленному варианту.

Для каждой цели, как правило, существует множество альтернативных решений по ее достижению, но зачастую выбирается только одна, излюбленная романтическая альтернатива, а не решение, основанное на анализе рынка и результатах исследования.

Поэтому важно выяснить:

  • Возможны ли другие, альтернативные решения?
  • По каким критериям производится оценка и выбор альтернатив?
  • Как определяются и оцениваются риски альтернатив?
  • Что происходит при нулевой альтернативе: "Ничего не менять"?

Целенаправленно отобранные и полно  документированные альтернативы позволяют найти рациональное решение и обеспечивают экономичный образ действия.[21]

  1. Ответственность в проекте распределена недостаточно четко и согласованно.

Проекты осуществляются не "между  делом", они требуют установления персональной ответственности как за проект в целом, так и за его отдельные части.

Нужно четко определить:

  • Какие квалифицированные специалисты подчиняются руководителю проекта и каким образом?
  • Кто дает частичные задания с частичными результатами и кто передает их на дальнейшее исполнение?
  • Кто решает вопрос затрат, сроков и расходов?
  • Кто и в какой форме отчитывается перед руководством?

Информация о работе Бизнес-планирование в организации деятельности предприятия