Цели организации, влияние рыночных отношений на формирование целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………….…………………………….4
1.1. Миссия организации……………………………………………………......…4
1.2. Цели организации……………………………………………………………...9
1.2.1 Задачи организации и способы их разработки……………………10
1.2.2 Разнообразие целей……………………………………………………12
1.2.3 Цели подразделений………………………………………….………..18
1.2.4Характеристика целей………………………………………..………...18
1.3 Рыночные отношения…………………………………………………………22
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….35
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДРПИЯТИЯ…………………………………..….35
2.2.МИССИЯ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………........36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Курсовая по основам менеджмента.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Невозможно переоценить  значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных  отношений; на целях базируется система  мотивирования, используемая в организации; Наконец, цели являются точкой отсчета  в процессе контроля и оценки результатов  труда отдельных работников, подразделений  и организации в целом.

Организация, по определению, это — группа людей с осознанными  общими целями. Организацию можно  рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям  выполнить коллективно то, чего они  не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.[1; стр. 19]

С  точки  зрения  целевого  подхода  управление  рассматривается  как  система,  ориентированная  на  достижение  определенных  целей.  Именно  цели,  стоящие  перед  системой  управления,  являются  отправной  точкой  планирования  и  осуществления  деятельности  предприятия.

Цели, стоящие перед  фирмой, принято называть целями функционирования.  Их назначение велико:

Во-первых, потому, что в  организации должны приниматься  только такие решения, которые реализуют  её цели функционирования.

Во-вторых, во избежание  деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого  руководителя и исполнителя.

Цели функционирования подразделяются на качественные и количественные.  Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок.


Кроме того, каждая фирма  фиксирует свое состояние в будущем  в виде краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных целей.[7; стр. 28]

Доведение  целей  до  каждого  уровня  управления  и  их  комплексная  оценка  требуют  построения  дерева  целей.

Дерево  целей  представляет  собой  структурное  отображение  распределения  целей  по  уровням  управления  рассматриваемой  организации  в  их  взаимосвязи (см. приложение А, рис. 1).


Построение  дерева  целей  по  праву  можно  считать  подготовительным  этапом  планирования.  В  менеджменте  дерево  целей  играет  ту  же  роль  и  выполняет  те  же  функции,  что  и  алгоритм  программы  в  кибернетике. Если  менеджер  имеет дело  с небольшой организаций,  осуществляющей  несложные виды  деятельности,  то  при составлении планов  дерево  целей можно не  строить.  Однако  планирование  деятельности    крупных компаний,  в особенности транснациональных корпораций,  имеющих развернутую сеть  дочерних  предприятий,  филиалов  и представительств,  составление дерево  целей объективно  необходимо.[4; стр. 55]

1.2.1 Задачи  организации  и способы  их  разработки

Для  более  детальной  проработки  целей  функционирования  необходима  разработка  задач  деятельности  организации.  Процесс  постановки  задач  представляет  собой  формулирование  в  письменной,  устной  или  иной  форме  ожидаемых  результатов  деятельности  конкретных  структурных  подразделений  или  отдельных  работников  организации.

Сформулированные  задачи  должны  быть  упорядочены  в  порядке  их  приоритетности.  В  этом  плане  выделяют  задачи  высшего,  среднего  и  низшего  приоритета.  К  задачам  высшего  приоритета  относятся  задачи,  которые  необходимо  решить  любой  ценой.  В  число  задач  среднего  приоритета  входят  задачи,  которые  должны  быть  решены.  Задачами  низшего  приоритета  считаются  задачи,  которые  хорошо  было  бы  решить.

Для  каждой  задачи  составляется  список  действий,  необходимых  для  ее  решения.  Перечень  таких  действий  оформляется  в  виде  составление  плана-графика,  который  устанавливает  предельные  сроки  их  выполнения.  В  большинстве  случаев  подобные  планы-графики  составляются  для  того,  чтобы  работа  была  выполнена  четко  в  намеченные  сроки.  Однако  они  выполняют  и  еще  одну  немаловажную  функцию,  а  именно  побуждают  работника  более  ответственно  относиться  к  поставленной  задаче.  Ведь  в  случае  отсутствия  графика,  разбивающего  работу  на  конкретные  этапы,  исполнители  просто  не  будут  знать,  что  от  них  ожидает  руководство.  В  подобной  ситуации  резко  возрастает  вероятность  того,  что  некоторые  задания  вообще  не  будут  выполнены.

Процедура  составления  графика  выполнения  работ  обычно  включает  в  себя  следующие  основные  этапы:

1. Разбить  каждый  шаг   программы  на  ряд  последовательных  событий  и  стадий,  которые   могут  быть  представлены  следующим  образом:

а) исследование  ситуации;

б) представление  руководству  предложений;

в) подготовка  опытно-испытательного  проекта  нового  режима  работы;

г) оценка  результатов  эксперимента;

д) доклад  руководству результатов эксперимента;

е) переход  на  новый  режим  работы.

2. Определить  сколько   времени  понадобиться  на  выполнение  каждой  стадии  работы. Время  выполнения  работы  на  каждой  стадии  должно  быть  установлено  в  календарных   днях  с  учетом  возможных   незапланированных  задержек  и  простоев.

3. Определить,  какие   шаги  должны  выполняться   последовательно,  а  какие   могут  осуществляться  параллельно.

4. Разработка  общего  календарного  графика.

5. Уточнение  составленного   графика  работы  посредством   включения  в  него  дополнительных  мероприятий.

Среди  работ  по  составлению  графиков  функционирования  чаще  всего  преобладает  планирование  текущей  работы,  этапы  которой  нередко  повторяются  с  ежедневной,  еженедельной  или  ежемесячной  периодичностью.  Применение  календарного  графика  позволяет  регламентировать,  отслеживать  и  контролировать  все  эти  виды  деятельности.

1 2.2 Разнообразие целей.

 У организации могут  быть разнообразные цели, особенно  это касается организаций различных  типов. Организации, которые занимаются  бизнесом, сосредоточены, главным  образом, на создании определенных  товаров или услуг в рамках  специфических ограничений —  по затратам и получаемой прибыли.  Эта их задача отражена в  таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные  институты и некоммерческие больницы  не стремятся получать прибыль.  Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку  крупные организации имеют много  целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор  руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации  также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Цели подразделяются на общие и специфические:

  1. Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности. В качестве примера можно привести следующую довольно типичную схему ранжирования общих целей, выражаемых в количественных показателях или путем формирования общей направленности политики фирмы:
  • обеспечение оптимальной рентабельности; обеспечение устойчивости положения фирмы;
  • разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы.
  1. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных показателях. Среди специфических целей центральное место занимают следующие:
  • определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли;
  • другие специфические цели, касающиеся эффективности функционирования подразделений (например, повышение деловой активности);
  • цели филиалов и других дочерних компаний.

Существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В принципе, в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, – долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года.

Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно  различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

В зависимости от специфики  отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в  каждой организации устанавливаются  свои собственные цели, особенные  как по набору параметров организации (желательное состояние которых  выступает в виде общих целей  организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

  • доходы организации;
  • работа с клиентами;
  • потребности и благосостояние сотрудников;
  • социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы  касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при  обсуждении вопросов миссии организации. Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

  • прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;
  • положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
  • производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;
  • финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;
  • мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;
  • разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;
  • изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.;
  • человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;
  • работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;
  • оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.

Информация о работе Цели организации, влияние рыночных отношений на формирование целей