Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.
Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.
Введение.......................................................................................................................3
1 Глава: Понятие человеческого фактора, его роль в огранизации и разработка в научном мире. .............................................................................................................................5
1.1Человеческий фактор и его роль в развитии организации..................................................................................................................5
1.2 Модель взаимодействия человека и огранизационнного окружения..............10
1.3Школа человеческих отношений...........................................................................14
2 Глава: Современные модели управления человеческим фактором......................18
2.1 Европейская модель................................................................................................18
2.2 Североамериканская модель...................................................................................20
2.3 Японская модель..............................................................................................................................23
3 Глава: Зарубежная и отечественная практика управления. Проблема внедрения зарубежного опыта устранения человеческого фактора в Российские организации....................................................................................................................27
3.1Роль человеческого фактора в зарубежной практике управления........................27
3.2 1Роль человеческого фактора в отечественной практике управления................29
3.3 Кризис отечественной системы управления..........................................................33
Заклчение.........................................................................................................................36
Библиография..................................................................................................................37
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Факультет Сервиса
Кафедра менеджмента в сфере услуг
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория менеджмента: теория организации»
на тему «Человеческий фактор в организации»
Выполнила
Студентка группы 21/1
Очной формы обучения
факультета Сервиса
Махмудова З.Б
Научный руководитель:
к.э.н Томина А.П.
Москва 2013
Содержание
Введение......................
1 Глава: Понятие человеческого
фактора, его роль в
1.1Человеческий фактор
и его роль в развитии
1.2 Модель взаимодействия человека и огранизационнного окружения..............10
1.3Школа человеческих
отношений.....................
2 Глава: Современные модели
управления человеческим
2.1 Европейская модель............
2.2 Североамериканская модель.....
2.3 Японская модель...............
3 Глава: Зарубежная и
отечественная практика
3.1Роль человеческого
фактора в зарубежной практике
управления....................
3.2 1Роль человеческого
фактора в отечественной
3.3 Кризис отечественной
системы управления....................
Заклчение.....................
Библиография..................
Основу любой организации
составляет человеческий фактор, заключенный
в знании субъектом управления своего
дела, в умении организовать собственный
труд и работу коллектива. Центральной
фигурой организации выступает
профессионал - управляющий, способный
видеть перспективы развития дела,
которым он занимается, умеющий быстро
оценивать реальную ситуацию, находящий
оптимальное решение для
Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.
Актуальность курсовой работы
заключается в том, что руководители
процветающих фирм любят повторять,
что главный потенциал их предприятий
заключен в кадрах. Без человека
ни одно предприятие не может быть
организовано. Какие бы ни были прекрасные
идеи, новейшие технологии, благоприятные
внешние условия, без хорошо подготовленного
персонала высокой
Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.
Цель курсовой работы - выявить влияние человеческого фактора на формирование и деятельность организации.
Методы исследования курсовой работы - сбор, обработка и анализ теоретического материала, материала научно-практических статей, а также документов конкретной организации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
определение значимости человеческого фактора и его активизации для организации эффективного воспроизводства;
анализ сложившейся ситуации в России в области организации и управления человеческим фактором;
анализ современных зарубежных концепций управления человеческим фактором;
анализ применимости и
совместимости зарубежного
теоретическое обоснование
и признание необходимости
нахождение конкретных путей применения и эффективного использования зарубежного опыта управления;
В современных концепциях
управления работающие в организациях
люди рассматриваются как важнейший
ресурс, обеспечивающий эффективность
деятельности. Однако человек в системе
трудовых отношений имеет
Для характеристики человеческого (личного) фактора производства используются такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "личность", "работник", "рабочий".
Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства материальных благ и услуг.
По отношению к
Традиционно в отечественной
экономической науке под
Рабочая сила как товар, в отличие от других видов товара, обладает качественной особенностью: ей присуща значительная пластичность, способность активно изменять свои характеристики и тем самым активно влиять на конъюнктуру спроса и предложения. Естественно, каждый человек имеет свой, присущий только ему диапазон товарных характеристик, востребуемых рынком труда. У одних он шире, у других - уже: все зависит от наличных знаний, умений, навыков, т.е. от того, что в широком смысле называют опытом личности, а также от ее способностей приобретать новый опыт - как осознаваемых, так и потенциальных, о которых иногда не подозревает и сама личность.
Под трудовыми ресурсами понимается все социально активное население.
Цель управления этим видом ресурсов - социальная активизация населения в решении бытовых, семейных, культурных, экологических, экономических проблем. В трудовой процесс вовлекается большая часть человеческих ресурсов. Особое внимание в сфере труда уделяется подросткам, домохозяйкам, пенсионерам, инвалидам, поощряются подработки, совместительство и параллельные работы.
Они включают часть населения в трудоспособном возрасте, из которой исключаются инвалиды 1-й и 2-й группы и прибавляются фактически работающие пенсионеры.
Из приведенных определений
видно, что это нетождественные
категории, но они тесно связаны
между собой. Труд не может быть осуществлен
без способности к труду, а
способность к труду
В данной категории воплощается
единство людей в биологическом
и социальном смысле, их единство как
личностного фактора
В то же время приведенные
определения рассматривают
Поскольку "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" не что иное, как совокупность физических и умственных способностей людей, предназначенных для производства материальных благ и услуг, они не могут ставить собственных целей, иметь потребности. преследовать определенные интересы, проявлять творческую инициативу.
По самой своей сущности они предназначались для того, чтобы их в условиях плановой системы хозяйствования государственные органы формировали, распределяли, перераспределяли, использовали для создания материально-технической базы, последовательного наращивания экономического потенциала, увеличения общественного продукта и национального дохода.
В конце 80-х годов, когда в экономике возник и стал наглядно проявляться "дефицит" трудовых ресурсов, трудящиеся стали рассматриваться как фактор производства. Термин "фактор" определяется в словарях как причина, движущая сила чего-либо, т.е. в противоположность термину "ресурс" он подчеркивает активную роль чего-либо, в данном случае - человека.
Для выражения нового взгляда на роль человека в производстве в экономической литературе с середины 80-х годов все чаще стали использоваться термины "человеческий фактор" и "трудовой потенциал". При этом обычно предполагается, что понятие человеческий (или иногда личностный) фактор фиксирует внимание на активной роли человека в экономике. Это в наибольшей степени соответствует новой социальной ситуации, характеризующейся недостаточно эффективным использованием живого труда. В понятие "человеческий фактор" вкладывается более широкий и глубинный смысл, чем в понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". Многие ученые (Р. Лайкерт, М. X. Мескон и др.) отмечали, что человеческий капитал является даже более ценным, чем материальный, поэтому человеческие ресурсы имеют особое значение для развития общества в целом и каждой фирмы в отдельности. При этом речь идет не о "человеческом факторе", а именно о "человеческих ресурсах". Понятие "человеческий фактор" основано на технократическом подходе к развитию производства, при котором наемный рабочий отчужден от себя в процессе труда. Эта проблема, возникшая во второй половине прошлого столетия, является актуальной и в настоящее время. О растущей неудовлетворенности наемного рабочего своей трудовой жизнью свидетельствуют такие факты, как текучесть кадров, рост прогулов и опозданий на работу и т. д., что отрицательно сказывается на производительности труда и его качественных показателях и не способствует творческому росту работника. Эти последние категории рассматривают людей как общее условие функционирования и развития производства - только как рабочих. Представление совокупности людей как трудовых ресурсов означает фактическое приравнивание их к материально-вещественным факторам производства, таким, как техника, сырье, энергия и т.п. При таком подходе люди рассматриваются не как сознательные субъекты хозяйственной деятельности, а как объекты управления. Ясно, что до тех пор, пока в экономической науке на место "работающего", "трудящегося" или "индивида вообще" не будет поставлен живой человек во всем многообразии его жизненных потребностей, нечего и думать о перестройке сложившейся системы управления "человеческим фактором".
Что же такое человеческий фактор производства, экономики, общества? Однозначного ответа на этот вопрос нет. По мнению академика Т. И. Заславской, человеческий фактор - "это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества"
Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и помыслов.
Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении - личностный фактор) характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности.
Другими словами, личный фактор - это функционирующая (реализуемая в действии) рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик.
Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который осуществляет процесс труда, т.е. включен в процесс производства.
Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.
Человеческий фактор - это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.
Человеческий фактор - это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.
Такой взгляд согласуется
с пониманием цели общественного
развития как создание необходимых
условий для социального
Признание человека полноправным и сознательным участником общественного развития наряду с жизненными потребностями выдвигает на первый план также потребности в творческой деятельности, информации, участия в управлении и т.д.
Разное содержание понятии
"трудовые ресурсы" и "человеческий
фактор" требует и разных подходов
и способов их изучения. Трудовые ресурсы
региона, отрасли и предприятия,
как правило, описываются показателями
численности и