Человеческий фактор в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.
Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1 Глава: Понятие человеческого фактора, его роль в огранизации и разработка в научном мире. .............................................................................................................................5
1.1Человеческий фактор и его роль в развитии организации..................................................................................................................5
1.2 Модель взаимодействия человека и огранизационнного окружения..............10
1.3Школа человеческих отношений...........................................................................14
2 Глава: Современные модели управления человеческим фактором......................18
2.1 Европейская модель................................................................................................18
2.2 Североамериканская модель...................................................................................20
2.3 Японская модель..............................................................................................................................23
3 Глава: Зарубежная и отечественная практика управления. Проблема внедрения зарубежного опыта устранения человеческого фактора в Российские организации....................................................................................................................27
3.1Роль человеческого фактора в зарубежной практике управления........................27
3.2 1Роль человеческого фактора в отечественной практике управления................29
3.3 Кризис отечественной системы управления..........................................................33
Заклчение.........................................................................................................................36
Библиография..................................................................................................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая основное.docx

— 98.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации                           Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования                                                    «Российский экономический университет  имени Г.В.Плеханова»

 

 

Факультет Сервиса

Кафедра менеджмента в  сфере услуг

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  менеджмента: теория организации»

на тему «Человеческий  фактор в организации»

 

 

 

Выполнила

Студентка группы 21/1

Очной формы обучения

факультета Сервиса

Махмудова З.Б

 

Научный руководитель:

к.э.н Томина А.П.

 

Москва 2013

 

 

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1 Глава: Понятие человеческого  фактора, его роль в огранизации  и разработка в научном мире. .............................................................................................................................5

1.1Человеческий фактор  и его роль в развитии организации..................................................................................................................5

1.2 Модель взаимодействия  человека и огранизационнного  окружения..............10

1.3Школа человеческих  отношений...........................................................................14

2 Глава: Современные модели  управления человеческим фактором......................18

2.1 Европейская модель................................................................................................18

2.2 Североамериканская модель...................................................................................20

2.3 Японская модель..............................................................................................................................23

3 Глава: Зарубежная и  отечественная практика управления. Проблема внедрения зарубежного опыта устранения человеческого фактора в Российские организации....................................................................................................................27

3.1Роль человеческого  фактора в зарубежной практике  управления........................27

3.2 1Роль человеческого  фактора в отечественной практике  управления................29

3.3 Кризис отечественной системы управления..........................................................33

Заклчение.........................................................................................................................36

Библиография..................................................................................................................37

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основу любой организации  составляет человеческий фактор, заключенный  в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный  труд и работу коллектива. Центральной  фигурой организации выступает  профессионал - управляющий, способный  видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий  оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи  менеджер должен обладать определенными  профессиональными и личными  качествами.

Основой человеческого фактора  является личность: психологический  облик человека, как дееспособного  члена общества, сознающего свою роль в обществе.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий  заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные  внешние условия, без хорошо подготовленного  персонала высокой эффективности  работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания  фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент  производственного процесса на предприятии.

 Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.

Цель курсовой работы - выявить  влияние человеческого фактора  на формирование и деятельность организации.

Методы исследования курсовой работы - сбор, обработка и анализ теоретического материала, материала  научно-практических статей, а также  документов конкретной организации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

определение значимости человеческого  фактора и его активизации  для организации эффективного воспроизводства;

анализ сложившейся ситуации в России в области организации  и управления человеческим фактором;

анализ современных зарубежных концепций управления человеческим фактором;

анализ применимости и  совместимости зарубежного опыта  управления человеческим фактором с отечественной практикой;

теоретическое обоснование  и признание необходимости реформирования отечественной системы управления и выработки новой концептуальной модели управления человеческим фактором;

нахождение конкретных путей  применения и эффективного использования  зарубежного опыта управления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава: Понятие человеческого  фактора, его роль в огранизации  и разработка в научном мире.

1.1Человеческий фактор и его роль в развитии организации

 

В современных концепциях управления работающие в организациях люди рассматриваются как важнейший  ресурс, обеспечивающий эффективность  деятельности. Однако человек в системе  трудовых отношений имеет характеристики, делающие его не объектом, а субъектом  управления. Так, от степени удовлетворенности  сотрудника различными условиями работы в большей степени зависят  и результативность труда, и  его  поведение в организации.

Для характеристики человеческого (личного) фактора производства используются такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "личность", "работник", "рабочий".

Рабочая сила представляет собой совокупность физических и  умственных способностей человека, которые  он использует для производства материальных благ и услуг.

По отношению к непосредственному  процессу труда она выступает  как потенциальная величина, в  то время как труд - это функционирующая  способность, функционирующая рабочая  сила.

Традиционно в отечественной  экономической науке под рабочей  силой подразумевают способность  к труду, под трудом - целесообразную деятельность человека.

Рабочая сила как товар, в  отличие от других видов товара, обладает качественной особенностью: ей присуща значительная пластичность, способность активно изменять свои характеристики и тем самым активно  влиять на конъюнктуру спроса и предложения. Естественно, каждый человек имеет  свой, присущий только ему диапазон товарных характеристик, востребуемых рынком труда. У одних он шире, у  других - уже: все зависит от наличных знаний, умений, навыков, т.е. от того, что  в широком смысле называют опытом личности, а также от ее способностей приобретать новый опыт - как осознаваемых, так и потенциальных, о которых  иногда не подозревает и сама личность.

Под трудовыми ресурсами  понимается все социально активное население.

Цель управления этим видом  ресурсов - социальная активизация  населения в решении бытовых, семейных, культурных, экологических, экономических проблем. В трудовой процесс вовлекается большая  часть человеческих ресурсов. Особое внимание в сфере труда уделяется  подросткам, домохозяйкам, пенсионерам, инвалидам, поощряются подработки, совместительство и параллельные работы.

Они включают часть населения  в трудоспособном возрасте, из которой  исключаются инвалиды 1-й и 2-й  группы и прибавляются фактически работающие пенсионеры.

Из приведенных определений  видно, что это нетождественные  категории, но они тесно связаны  между собой. Труд не может быть осуществлен  без способности к труду, а  способность к труду реализуется  только в процессе труда. Трудовые ресурсы - это совокупные способности к  труду всего общества, значительная часть которых (способности домашних хозяек, студентов и т.д.) не используется в общественном производстве.

В данной категории воплощается  единство людей в биологическом  и социальном смысле, их единство как  личностного фактора производства и субъектов производственных отношений, единство социально-экономической  сущности и конкретных, естественно-исторически  обусловленных количественных и  качественных характеристик.

В то же время приведенные  определения рассматривают понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" как пассивные объекты внешнего управления.

Поскольку "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" не что иное, как совокупность физических и умственных способностей людей, предназначенных  для производства материальных благ и услуг, они не могут ставить  собственных целей, иметь потребности. преследовать определенные интересы, проявлять творческую инициативу.

По самой своей сущности они предназначались для того, чтобы их в условиях плановой системы  хозяйствования государственные органы формировали, распределяли, перераспределяли, использовали для создания материально-технической  базы, последовательного наращивания  экономического потенциала, увеличения общественного продукта и национального дохода.

В конце 80-х годов, когда  в экономике возник и стал наглядно проявляться "дефицит" трудовых ресурсов, трудящиеся стали рассматриваться  как фактор производства. Термин "фактор" определяется в словарях как причина, движущая сила чего-либо, т.е. в противоположность  термину "ресурс" он подчеркивает активную роль чего-либо, в данном случае - человека.

Для выражения нового взгляда  на роль человека в производстве в  экономической литературе с середины 80-х годов все чаще стали использоваться термины "человеческий фактор" и "трудовой потенциал". При этом обычно предполагается, что понятие  человеческий (или иногда личностный) фактор фиксирует внимание на активной роли человека в экономике. Это в  наибольшей степени соответствует  новой социальной ситуации, характеризующейся  недостаточно эффективным использованием живого труда. В понятие "человеческий фактор" вкладывается более широкий и глубинный смысл, чем в понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". Многие ученые (Р. Лайкерт, М. X. Мескон и др.) отмечали, что человеческий капитал является даже более ценным, чем материальный, поэтому человеческие ресурсы имеют особое значение для развития общества в целом и каждой фирмы в отдельности. При этом речь идет не о "человеческом факторе", а именно о "человеческих ресурсах". Понятие "человеческий фактор" основано на технократическом подходе к развитию производства, при котором наемный рабочий отчужден от себя в процессе труда. Эта проблема, возникшая во второй половине прошлого столетия, является актуальной и в настоящее время. О растущей неудовлетворенности наемного рабочего своей трудовой жизнью свидетельствуют такие факты, как текучесть кадров, рост прогулов и опозданий на работу и т. д., что отрицательно сказывается на производительности труда и его качественных показателях и не способствует творческому росту работника. Эти последние категории рассматривают людей как общее условие функционирования и развития производства - только как рабочих. Представление совокупности людей как трудовых ресурсов означает фактическое приравнивание их к материально-вещественным факторам производства, таким, как техника, сырье, энергия и т.п. При таком подходе люди рассматриваются не как сознательные субъекты хозяйственной деятельности, а как объекты управления. Ясно, что до тех пор, пока в экономической науке на место "работающего", "трудящегося" или "индивида вообще" не будет поставлен живой человек во всем многообразии его жизненных потребностей, нечего и думать о перестройке сложившейся системы управления "человеческим фактором".

Что же такое человеческий фактор производства, экономики, общества? Однозначного ответа на этот вопрос нет. По мнению академика Т. И. Заславской, человеческий фактор - "это система  взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых  обеспечивают прогрессивное развитие общества"

Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как  гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и  помыслов.

Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении - личностный фактор) характеризует  все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности.

Другими словами, личный фактор - это функционирующая (реализуемая  в действии) рабочая сила, рассматриваемая  в совокупности своих качественных характеристик.

Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как  целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в  качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который  осуществляет процесс труда, т.е. включен  в процесс производства.

Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.

Человеческий фактор - это  люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном  плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

Человеческий фактор - это  не только коллективный работник, но и  коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой  обеспечивает развитие общества.

Такой взгляд согласуется  с пониманием цели общественного  развития как создание необходимых  условий для социального развития людей, а повышение эффективности  экономики - как средство достижения этой цели.

Признание человека полноправным и сознательным участником общественного  развития наряду с жизненными потребностями  выдвигает на первый план также потребности  в творческой деятельности, информации, участия в управлении и т.д.

Разное содержание понятии "трудовые ресурсы" и "человеческий фактор" требует и разных подходов и способов их изучения. Трудовые ресурсы  региона, отрасли и предприятия, как правило, описываются показателями численности и территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур. Человеческий фактор производства характеризуется  кроме этих признаков показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Информация о работе Человеческий фактор в организации