Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.
Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.
Введение.......................................................................................................................3
1 Глава: Понятие человеческого фактора, его роль в огранизации и разработка в научном мире. .............................................................................................................................5
1.1Человеческий фактор и его роль в развитии организации..................................................................................................................5
1.2 Модель взаимодействия человека и огранизационнного окружения..............10
1.3Школа человеческих отношений...........................................................................14
2 Глава: Современные модели управления человеческим фактором......................18
2.1 Европейская модель................................................................................................18
2.2 Североамериканская модель...................................................................................20
2.3 Японская модель..............................................................................................................................23
3 Глава: Зарубежная и отечественная практика управления. Проблема внедрения зарубежного опыта устранения человеческого фактора в Российские организации....................................................................................................................27
3.1Роль человеческого фактора в зарубежной практике управления........................27
3.2 1Роль человеческого фактора в отечественной практике управления................29
3.3 Кризис отечественной системы управления..........................................................33
Заклчение.........................................................................................................................36
Библиография..................................................................................................................37
В конце концов, большевистское
правительство признало безуспешность
и ошибочность военно-
По замыслу приверженцев
НЭПа, успеху этой политики должны были
служить оживление
В 20-е годы экономическая перестройка в стране обострила потребность в практических рекомендациях для разработки проектов реконструкции системы управления. Попытка систематизировать знания об организации производственных отношений получила название научной организации труда (НОТ). В ее основе лежала теория научного менеджмента Ф.Тейлора, целью которой являлось получение максимальной прибыли. Для ее достижения ученые пытались рационализировать труд, анализируя механические движения при выполнении производственных операций для выработки наиболее правильных приемов и т.д.
По мнению А.А.Витке, одного
из основателей этого движения в
СССР, НОТ был вызван потребностью
общехозяйственной практики, вынужденной
считаться с человеком как
с активным фактором, не пассивным
элементом производственного
Ущербность такого подхода
первыми поняли западные ученые. В 20-30-е
годы они противопоставили тейлоризму
концепцию человеческих отношений,
декларируя гуманистический подход
к работнику. В СССР, наоборот, пропал
интерес ко всякого рода исследованиям,
и отечественная наука
В 40-50-е годы школа человеческих
отношений уже занимала господствующее
положение в мировой практике
управления. Она обогащалась развивающейся
теорией организаций как
Но в конце 60-х - начале
70-х годов резко возросла социально-экономическая
направленность развития. Партия приняла
курс на интенсификацию народного хозяйства.
Это потребовало мобилизации
всех ресурсов и факторов повышения
производительности труда. В том
числе и человеческого. В это
время бурно развивались
В конце 70-х годов демографы
прогнозируют новые социальные трудности.
На начало 80-х годов предсказывают
еще более острый дефицит кадров.
Необходимость рационально
Во второй половине 80-х
годов выдвигается проблема интенсификации
производства за счет активизации и
эффективной организации
В начале 90-х годов выдвигается проблема переподготовки и повышения квалификации работников, особенно руководящих. Популярными в это время стали зарубежные книги, в которых содержались советы ученых и специалистов о том, как работать с людьми. Но радость по поводу их появления вскоре омрачилась: многие из этих рекомендаций в России не работали.
Зарубежные методики управления оказались по ряду причин неприменимы к российской практике. Одной из основных причин является то, что они рассчитаны на здоровое отношение к труду, развитое при капиталистических отношениях. А у нас в стране, по данным исследований середины 90-х годов, не менее чем у 80% работников наблюдается деградированное трудовое сознание. Из него вытеснено осмысленное отношение к общественно полезной деятельности, к развитию профессиональных качеств и даже стремление интенсивно работать ради заработка. Суть трудовой мотивации у большинства работников сводится к гарантированной заработной плате при низкой интенсивности и низком качестве труда. Широко распространены консерватизм, невосприимчивость к инновациям, нежелание повышать квалификацию, получать новые знания и новую профессию. Сказанное, в равной мере, относится и к рабочим, и к специалистам, и к управляющим среднего звена.
Неудивительно, что в последнее время все чаще слышатся утверждения по поводу человеческой природы наших неудач. Среди многих причин развала плановой системы и рекордного кризиса российской системы управления ключевой было и остается полное забвение человеческого фактора.
К сегодняшнему дню Россия
находится в состоянии
В подобных условиях на модель
сложившейся в России организации
общественных и производственных отношений
не только нельзя делать ставку в возрождении
или культивировании новой
Собственной, применимой к современным условиям перехода от одной формации к другой, модели управления, в первую очередь, человеческим фактором Россия еще не выработала. Более того, в России до сих пор не сформулированы ни концепция переходной экономики, ни основной идеи, стратегии управления общественными и производственными отношениями.
При огромном количестве научных
исследований на эту тему, практических
разработок все попытки реформирования
отечественной системы
Из всего вышеизложенного
материала можно сделать
Сегодня, в сложившихся условиях отсутствия действенной системы управления и активизации человеческого фактора, как единственной силы, способной при правильном подходе вывести российскую экономику из тупика, я считаю необходимым ускорить процессы реформирования отечественной системы управления. Этого нельзя достичь только единичными мерами и попытками. Следует выработать национальную концепцию перехода к новым формам хозяйствования и управления, опирающимся на систему развитых рыночных отношений.
Конечно, работа над теорией перехода от административной системы к новому механизму хозяйствования, опирающемуся на систему развитых рыночных отношений, начнется не на голом месте. К нашим услугам многочисленные идеи, концепции и теории экономического и социального управления. Многие из них прошли практическую проверку в национальных хозяйствах США, стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
Но при этом следует
помнить наш печальный опыт начала
90-х годов, когда при попытках
переноса зарубежных методик управления
на российскую почву, они продемонстрировали
полную неприменимость в условиях деградации
трудового сознания и кризиса
трудовых отношений. Однако с середины
90-х годов наблюдается новая
волна общественного интереса к
зарубежному опыту управления человеческим
фактором. Уже обусловленная
Поэтому, если мы хотим перенять мировой опыт управления человеческим фактором, необходимо критически проанализировать основные положения хотя бы наиболее известных теорий управления зарубежных стран. При этом следует иметь в виду, что единой теории менеджмента до сих пор не создано, поэтому возникает проблема отбора проверенных практикой концептуальных идей и моделей.
В данной курсовой работе раскрывалась актуальность темы человеческого фактора в организации, выявилось его влияние на формирование и деятельность организации. Для реализации данной цели были решены поставленные задачи. Было изученно развитие управления человеческими ресурсами, профессиональное управление организацией, как формируется деловое организационное поведение, рассмотренны модели организационных структур по типу "организация - человек", рассмотренны принципы управления человеческими ресурсами, изученна роль человеческого фактора в управлении, а так же рассмотренны современные модели управления человеческим фактором.
На современном этапе
значительно возрос интерес к
человеку, как к главному фактору
производства, фактору доходов, повышения
производительности труда, как к
ценному ресурсу, достоянию организации
в конкурентной борьбе. Управление
человеческими ресурсами
Уровень и результаты работы организации зависят от качества управления. Современный менеджмент выступает не столько в качестве теории и практики управления, организации управления, процесса принятия и реализации управленческих решений, сколько как искусство управления людьми.
Главный потенциал любой организации заключен в кадрах. Кадры управления - это ресурс, вложение в человеческие ресурсы, кадровая работа становится стратегическим фактором выживания организации.
Человеческие возможности - главное и определяющие в достижении поставленных целей независимо от формы собственности. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не сможет достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Успех подбора работников гарантирует организации возможности удовлетворения своих потребностей в людских ресурсах. Без людей нет организации.