Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.
Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.
Введение.......................................................................................................................3
1 Глава: Понятие человеческого фактора, его роль в огранизации и разработка в научном мире. .............................................................................................................................5
1.1Человеческий фактор и его роль в развитии организации..................................................................................................................5
1.2 Модель взаимодействия человека и огранизационнного окружения..............10
1.3Школа человеческих отношений...........................................................................14
2 Глава: Современные модели управления человеческим фактором......................18
2.1 Европейская модель................................................................................................18
2.2 Североамериканская модель...................................................................................20
2.3 Японская модель..............................................................................................................................23
3 Глава: Зарубежная и отечественная практика управления. Проблема внедрения зарубежного опыта устранения человеческого фактора в Российские организации....................................................................................................................27
3.1Роль человеческого фактора в зарубежной практике управления........................27
3.2 1Роль человеческого фактора в отечественной практике управления................29
3.3 Кризис отечественной системы управления..........................................................33
Заклчение.........................................................................................................................36
Библиография..................................................................................................................37
Представляя значительный шаг вперед по сравнению с трудовыми ресурсами, понятие человеческого фактора содержит определенную ограниченность: в его рамках люди рассматриваются не как главная ценность общества, а как фактор внешних по отношению к ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.
Человеческий фактор - экономико-политический
термин, предмет интересов современной
общей теории систем, психологии труда,
эргономики и социологии. Внимание
к человеческому фактору
Административная система
управления, формально признававшая
особую роль человеческого фактора,
на самом деле отвергала его
Прежде чем рассматривать
практические вопросы активизации
человеческого фактора для
В настоящее время работник
организации рассматривается
Система отношений человек-организация
представляет совокупность взаимосвязанных
элементов, определяющих порядок взаимодействия
человека (работника организации) и
организации. В процессе деятельности
организация предоставляет
Типы организаций по взаимодействию "индивидуум - организация":
Можно выделять, как минимум, пять качественно разных уровней в отношениях человека как субъекта деятельности и организации (в системе "человек - организация"):
В каждом из этих уровней, очевидно, можно различать два подуровня:
Едва ли не все стороны отношений людей в системе "человек - организация" могут и, видимо, должны рассматриваться как различные по своему происхождению, содержанию и психологическим механизмам управления поведением и деятельностью людей на каждом из вышеназванных уровней и подуровней.
Так, например, управление (организацией, подразделением, людьми) в действительности воплощается отнюдь не как обезличенные и формализованные процессы. Управление как процессы взаимодействия людей есть одна из сторон деятельности организации, в которой достаточно очевидно проявляется не только "человеческий фактор" в целом, но и неоднозначная роль индивидуальности человека (его профессионализма, мотивации, устойчивых индивидуальных особенностей).
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия. Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия. Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом (рис1)
В данной модели организационное
окружение включает те элементы организационной
среды, которые взаимодействуют
с человеком.Стимулирующие
Рис.1. Модель включения человека в организационное окружение
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности, в целом системная модель этого взаимодействия имеет следующий вид:
Рис.2. Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации
Школа человеческих отношений — это гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в общей теории организации, социологии организаций и управленческой практике. В рамках школы человеческих отношений первостепенными являются принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.
Обращение к человеческому
фактору — это революционный
переворот в теории
Между исследователями
истории возникновения школы
человеческих отношений
Мюнстерберг первым осознал
важность гуманизации процесса управления,
так как менеджер обязан управлять
прежде всего людьми, а не машинами.
Фоллетт была первой, кто определил
менеджмент как «обеспечение выполнения
работы с помощью других лиц». Она
выдвинула идею гармонии труда и
капитала, которая могла бы быть
достигнута при правильной мотивации
и учете интересов всех заинтересованных
сторон. Фоллетт считала, что менеджер
должен управлять в соответствии
с ситуацией, а не с тем, что
предписано функцией управления. С
ее точки зрения, конфликт в трудовых
коллективах при некоторых
Особая заслуга в
развитии теории и практики
человеческих отношений
Смысл взглядов школы
человеческих отношений на