Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.
Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.
Введение.......................................................................................................................3
1 Глава: Понятие человеческого фактора, его роль в огранизации и разработка в научном мире. .............................................................................................................................5
1.1Человеческий фактор и его роль в развитии организации..................................................................................................................5
1.2 Модель взаимодействия человека и огранизационнного окружения..............10
1.3Школа человеческих отношений...........................................................................14
2 Глава: Современные модели управления человеческим фактором......................18
2.1 Европейская модель................................................................................................18
2.2 Североамериканская модель...................................................................................20
2.3 Японская модель..............................................................................................................................23
3 Глава: Зарубежная и отечественная практика управления. Проблема внедрения зарубежного опыта устранения человеческого фактора в Российские организации....................................................................................................................27
3.1Роль человеческого фактора в зарубежной практике управления........................27
3.2 1Роль человеческого фактора в отечественной практике управления................29
3.3 Кризис отечественной системы управления..........................................................33
Заклчение.........................................................................................................................36
Библиография..................................................................................................................37
Данные взгляды послужили
основанием для создания новой
модели организации, согласно
которой нормальное
В рамках школы
человеческих отношений
Существующие методики комплексного анализа всего многообразия европейских национальных моделей управления исходят из того, что существует определенное число факторов, или параметров, которые определяют характерные особенности той или иной практики управления человеческими ресурсами, доминирующие подходы в решении проблем обеспечения и развития кадрового потенциала предприятия. Конечно, формулируя такие параметры, необходимо помнить об их взаимосвязи и условности выделения. Однако взятые в совокупности, они достаточно полно описывают практику успешных организаций и могут служить в качестве критериев оценки эффективности управления человеческим фактором.
Все большая часть европейских организаций отдает предпочтение внутренним источникам (собственным ресурсам) при подборе и продвижении персонала. Предполагается, что фирмы, отдающие предпочтение внутреннему подбору, рассматривают свои кадры как ценный актив, имеющий долгосрочный потенциал развития, формируют их специфические для данной организации качества и прочные связи. При этом улучшается моральный климат, повышаются гарантии занятости работников, получают более высокую оценку потенциал и знания работников, накопленные ими в период работы, улучшается контроль заработной платы.
В европейской практике управления персоналом растет значение, придаваемое групповым формам труда. Групповые формы труда во все большей мере рассматриваются как основа организационного успеха. Формированию и сплочению малых коллективов уделяется все больше времени, усилий и ресурсов. Это дает многие преимущества, важнейшими из которых являются рост продуктивности и эффективности работы, проявление творческих способностей и энергии, решение междисциплинарных и многофункциональных задач, развитие коммуникации, атмосферы благоприятной для новых идей и изменений, коллективизма, взаимопомощи, согласованности действий и т.д. Среди недостатков - снижение персональной ответственности, сопротивление изменениям в случаях, когда возникает угроза занятости, оплате труда, положению работников, недостаточно продуманны структура и состав группы, вопросы вознаграждения и продвижения персонала.
Большое внимание уделяется
стратегии развития карьеры работников.
Существуют различные модели управления,
связанные с развитием карьеры
работников и соотносимые с общей
хозяйственной стратегией предприятий,
со своими особенностями с точки
зрения набора, продвижения, подготовки,
вознаграждения, статуса работников,
текучести кадров и т.д. Расстановка
и профессиональная адаптация работника
в трудовом коллективе предполагает
организацию для новых
В настоящее время традиционные
подходы к вознаграждению на основе
должностного уровня работника уходят
в прошлое как неэффективные
ни с точки зрения затрат, ни с
точки зрения стимулирования производительного
труда. Исследование, проведенное в
Западной Европе, показало, что конкуренция
на рынке труда привела к
Обучение и подготовка
персонала составляет важную часть
общей деловой стратегии
В настоящее время одной
из ведущих тенденций в управлении
развитых стран, в особенности скандинавских,
Германии, Испании, стало движение к
социально ориентированным
Переход к социально ориентированному механизму хозяйствования, а значит и к управлению, связан не только с изменениями форм хозяйствования, но и с решением ряда социальных, управленческих проблем, обусловленных изменениями мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета.
Традиционная американская модель организации и управления производственными отношениями в рамках фирмы характеризуется основными тремя чертами:
При таком типе производства
в целях повышения его
Найм в американских компаниях, как правило, краткосрочный. Текучесть технических и канцелярских работников в американских компаниях за год часто достигает 50%, а в отдельные годы доходит даже до 90%. Компания может потратить 15 дней на обучение поступивших работников, которые проработают от двух до шести месяцев, а затем уйдут. Даже на уровне высокопоставленных работников известны случаи, когда текучесть кадров за год составляет 25%
Многие американцы возражают против рассмотрения вариантов системы долгосрочного найма, потому что это может привести к положению, при котором они вынуждены будут держать на рабочем месте малоэффективного работника.
Однако, в США есть много
компаний, которые сложились в
американских условиях, но, тем не менее,
обладают многими характерными чертами
японских фирм. Как и японские фирмы,
эти компании имеют тенденцию
брать на работу людей на очень
долгий срок, иногда на всю жизнь, хотя
это нигде официально не упоминается.
Необходимость таких
Значительная текучесть
кадров вызывает необходимость быстрой
оценки деятельности и продвижения
по службе. Из-за постоянной потребности
в замене управляющих на ответственные
посты назначаются недавно
Но в компаниях и
фирмах другого характера особенности
производства, обусловливающие пожизненный
найм, также обусловливают и
Важнейшим механизмом, регулирующим трудовую деятельность, выступает оплата труда. Система вознаграждения имеет экономическое и социальное измерение. Деньги служат средством восстановления затраченных на работе физических сил, а также источником морального удовлетворения. Заработок должен стимулировать на повышение индивидуальной отдачи человека, т.е. быть выше, чем прежде или чем у других. Таким образом, денежное вознаграждение должно быть достаточно дифференцированным, чтобы стимулировать производительный труд, но вместе с тем - социально справедливым, чтобы минимизировать ревность и распри в коллективе.
Методы, призванные сократить монотонность, повысить удовлетворенность работой и одновременно производительность труда называют “обогащением труда”. К ним относятся:
Производственные организации сегодня в высокой степени автоматизированы, поэтому обычно не уделяется достаточно внимания формированию неформальных связей и отношений между работниками На смену сбалансированной системе взаимоотношений пришло несоразмерное движение в сторону формализма и индивидуализма. Большинство компаний США практикуют отношение “частичного включения”, при котором работник и наниматель понимают, что в их отношения входят только те действия, которые непосредственно относятся к осуществлению определенной работы. Многие западные социологи доказывают, что “частичное включение” способствует сохранению здоровой эмоциональной жизни людей. “Частичное включение” в ряде организаций дает возможность легко передвигаться из одной социальной среды в другую.
Новая эра технологических открытий смещает акцент от индивидуального разума к коллективному сотрудничеству, к осознанию необходимости демократизации рабочих мест, принципов управления для обеспечения экономического роста и повышения производительности труда, а также переход от традиционных вертикальных систем управления на горизонтальные, многофункциональные рабочие места, действующие на основе высокоэффективных команд.
Прежде, чем приступить к изучению японской модели управления, следует отметить, что в подавляющем большинстве источников она рассматривается как модель отличная от западноевропейской и североамериканской по всем основным моментам.
Японское общество на основе синтеза национальных, религиозных и культурных традиций и современных технологий и разработок создало систему производственных и общественных отношений, которая во всем мире называется “японской моделью управления”. Отличительными чертами этой модели являются: