Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.
Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.
Введение.......................................................................................................................3
1 Глава: Понятие человеческого фактора, его роль в огранизации и разработка в научном мире. .............................................................................................................................5
1.1Человеческий фактор и его роль в развитии организации..................................................................................................................5
1.2 Модель взаимодействия человека и огранизационнного окружения..............10
1.3Школа человеческих отношений...........................................................................14
2 Глава: Современные модели управления человеческим фактором......................18
2.1 Европейская модель................................................................................................18
2.2 Североамериканская модель...................................................................................20
2.3 Японская модель..............................................................................................................................23
3 Глава: Зарубежная и отечественная практика управления. Проблема внедрения зарубежного опыта устранения человеческого фактора в Российские организации....................................................................................................................27
3.1Роль человеческого фактора в зарубежной практике управления........................27
3.2 1Роль человеческого фактора в отечественной практике управления................29
3.3 Кризис отечественной системы управления..........................................................33
Заклчение.........................................................................................................................36
Библиография..................................................................................................................37
Японская система организации представляет собой естественное приспособление к условиям гомогенности (однородности) японского общества, стабильности и коллективизма. Специфика географического положения Японии и особенности исторического развития японского общества создали условия, которые определили способность японцев трудиться сообща и в согласии. В этих условиях неизбежно сложилось убеждение, без которого общество не могло бы развиваться: оно выражается в том, что отдельный человек сам по себе - никто.
Для европейцев самым трудным аспектом в понимании японцев является их сильная ориентация на коллективные ценности, особенно на коллективное чувство ответственности. Японский коллективизм экономически эффективен. Он заставляет людей хорошо работать совместно и поощрять друг друга лучше трудиться. Это такая организация работы, при которой в результате только индивидуальных усилий ничего существенного произойти не может. Все важное в жизни является результатом коллективного труда или групповых усилий.
Среди недостатков японского коллективизма можно отметить отсутствие индивидуальной ответственности и необходимость применения мер взыскания или поощрения ко всей группе, а не к конкретному индивиду.
Наиболее известной чертой
японских организаций, надо полагать,
является групповой метод принятия
решений. Когда в японской организации
требуется принять важное решение,
каждый, кого могут коснуться последствия
этого решения, участвует в его
принятии. На принятие решений (этот процесс
длится до тех пор, пока не достигается
полное согласие) требуется много
времени, но когда решение уже
принято, все, кого касаются его последствия,
обязательно будут его
Однако при таком методе принятия решений часто возникает проблема блокирования окончательного решения вопроса на каком-либо уровне, если это решение не устраивает членов группы, в связи с чем принятие решений принимает довольно затяжной характер.
В отличие от промышленно развитых стран, для японского общества характерно “вертикальное” или “феодальное” построение, основными элементами которого являются жесткие иерархические отношения; персонализация отношений “старших и младших” (руководителей и подчиненных) и наличие между ними взаимных прав и обязательств.
Отсюда важнейшим элементом японской культуры управления является патернализм - своеобразная система отношений на предприятии, когда руководитель берет на себя заботу о работнике как в плане его карьеры, так и личной жизни. Руководитель защищает, подбадривает, отвечает за ошибки подчиненного. Он посвящает много времени событиям в жизни подчиненного (женитьба, рождение ребенка, похороны). Работники получают и материальные льготы: в их распоряжение передаются жилье, машины, организуются “учебные” поездки за границу и т.д. Основная задача такого рода отношений - установление нормальных отношений с работниками, воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи, формирование понимания того, что у рабочих, менеджеров и компании одна судьба.
С управленческой точки зрения патернализм полезен, в первую очередь, тем, что облегчает контакты между разными этажами иерархической пирамиды современной гигантской корпорации. Чувствуя заботу о себе, рядовой работник не ведет себя отчужденно по отношению к компании.
Особое внимание нужно
уделить японской стратегии “формирования
человека”, складывающейся из четырех
компонентов: подбор и воспитание персонала,
профессиональная подготовка кадров,
должностные перемещения
Основной формой пополнения
штатов фирм в Японии является набор
новых работников из числа молодежи,
оканчивающей средние и высшие учебные
заведения. В подавляющем большинстве
случаев набор носит групповой
характер. Сразу после зачисления
в штат начинается целенаправленный
процесс “формирования
По сравнению с западным, японское предприятие предоставляет своим работникам более высокую степень защиты занятости, значительное психологическое удовлетворение в форме раздела информации и власти, защиту против непредвиденных профессиональных и жизненных обстоятельств, возможность продвижения по иерархической лестнице, постоянного профессионального обучения, мобилизующие идеалы и т.д.
В историческом плане внешний
мир, в особенности США, оказывал
большое влияние на политику, культуру
и сферу управления Японии, что
и сказалось на создании уникальной
национальной культуры японцев. Исключительная
эффективность японского
Специфика отечественного опыта работы с человеческими ресурсами состоит в том, она долгое время в значительной мере определялась идеологической политикой правящей партии.
Под управлением в бывшем
СССР принято понимать командно-бюрократическое
руководство, объектом которого служит
административная надстройка аппарата,
являющегося
В качестве важнейших принципов
руководства было принято: беспрекословное
подчинение низших уровней верхним;
ориентация на власть, приказ, контроль,
а не на мотивацию. Такое администрирование
и командно-бюрократическое
Поскольку коренные причины такой организации управления кроются в той модели общественных и производственных отношений, которая начала формироваться после октября 1917 года, то целесообразным будет рассмотреть, какой же путь она проделала до сегодняшнего дня.
С осени 1917 года страна превратилась,
по сути, в испытательный полигон
практического осуществления
Серьезная ломка трудовых
отношений не могла произойти
без трений и конфликтов, без отказа
от прежних привычек и устоявшихся
традиций. Обстановка чрезвычайной ситуации,
обусловленная гражданской