Cовершенствование стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: на основании анализа работы предприятия, его внешней и внутренней среды а также процесса планирования, разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
а) раскрыть сущность стратегического планирования, основных этапов его проведения;
б) изучить деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду его функционирования, проанализировать технико-экономические показатели и организацию планирования на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты стратегического планирования
1.1 Сущность и понятие стратегического планирования
1.2 Этапы стратегического планирования
2. ГЛХУ «Копыльский лесхоз», его характеристика, анализ работы и организация планирования
2.1 Краткая характеристика и анализ организационной структуры управления предприятием
2.2 Анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия
2.3 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
2.4 Анализ организации планирования на предприятии
3. Предложения по совершенствованию стратегического планирования на
предприятии (разработка функциональных стратегий)
3.1 Разработка стратегии развития коммерческой деятельности
3.2 Разработка производственной стратегии
3.3 Разработка финансовой стратегии и расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
3.4 Конструкции деревообработки
4. Оценка состояния условий труда на предприятии и разработка предложений по их улучшению
4.1 Оценка состояния условий труда на предприятии, анализ травматизма
4.2 Мероприятия по улучшению условий труда
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Копыльский лесхоз.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Объём пояснительной записки 85 стр., иллюстраций 4, таблиц 27, источников 32, приложений 2, формул 5.

Тема: Cовершенствование стратегического планирования на предприятии (на примере ГЛХУ «Копыльский лесхоз»).

Ключевые слова: стратегическое планирование, миссия, задание целей, SWOT-анализ, общая стратегия, коммерческая деятельность, производственная стратегия, финансовая стратегия, объём производства, производственные мощности, экономическая эффективность.

Объект исследования: ГЛХУ «Копыльский лесхоз».

Цель дипломного проекта: на основании анализа работы предприятия, его внешней и внутренней среды а также процесса планирования, разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

В процессе изучения объекта исследования проведен анализ внешней и внутренней среды предприятии, составлен SWOT-анализ, проведен факторный анализ объёма производства и реализации, численности персонала, производительности труда, прибыли и рентабельности производства за 2006-2008 гг., осуществлен анализ планирования на предприятии, на основании чего сделан вывод о невозможности применения классического варианта стратегического планирования на данном предприятии и о необходимости разработки стратегий для отдельных функциональных пространств предприятия.

На основании сделанных выводов и проведенного исследования в проектном разделе были разработаны:

- стратегия развития коммерческой деятельности;

- производственная стратегия предприятия;

- финансовая стратегия предприятия.

Также была дана оценка условий труда на предприятии и разработаны предложения по их улучшению.

Область возможного практического применения проведенных исследований: ГЛХУ «Копыльский лесхоз».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические аспекты стратегического планирования

1.1 Сущность и понятие стратегического планирования

1.2 Этапы стратегического планирования

2. ГЛХУ «Копыльский лесхоз», его характеристика, анализ работы и  организация планирования

    1. Краткая характеристика и анализ организационной структуры  управления предприятием
    2. Анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия
    3. Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
    4. Анализ организации планирования на предприятии
  1. Предложения по совершенствованию стратегического планирования на

 предприятии (разработка функциональных стратегий)

    1. Разработка стратегии развития коммерческой деятельности
    2. Разработка производственной стратегии
    3. Разработка финансовой стратегии и расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
    4. Конструкции деревообработки

4. Оценка состояния условий труда на предприятии и разработка предложений по их улучшению

4.1 Оценка состояния условий труда на предприятии, анализ травматизма

4.2 Мероприятия по улучшению условий труда

Заключение

Литература

Приложение А. Организационная структура ГЛХУ «Копыльский лесхоз»

Приложение Б. Реализация продукции по Копыльскому лесхозу за декабрь 2008 года (без налогов)

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

ГЛХУ – государственное лесохозяйственное учреждение.

ПМУ – производственно-мастерский участок.

ОАО – открытое акционерное общество;

модель БКГ – модель Бостонской консалтинговой группы;

КПУП – коммунальное производственное унитарное предприятие;

ВЭД – внешне-экономическая деятельность;

ТЭП – технико-экономические показатели;

ППП – промышленно-производственный персонал;

з/плата – заработная плата;

ОБП – общепроизводственные расходы;

ОБХ – общехозяйственные расходы;

УП – унитарное предприятие;

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство;

ПЛХО – производственное лесохозяйственное объединение.

 

ВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы дипломного проекта. Стратегическое планирование на предприятии является одним из важнейших условий его успешного функционирования. Не имея такого плана, предприятие будет идти в неизвестность, направляемое только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев. Стратегическое планирование дает главное – цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, производство, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы. При его проведении необходимо согласовывать все процессы, происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в организации принималось с четкой привязкой к определенной цели, выработанной по итогам проведения стратегического планирования.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Объект исследования. В качестве объекта исследования для дипломной работы было выбрано Государственное лесохозяйственное учреждение «Копыльский лесхоз». Предприятие расположено в городе Копыль Минской области и имеет в своем составе пять лесничеств Копыльского района. Деятельность лесхоза регулируется Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, однако помимо контролируемой государством лесохозяйственной деятельности предприятие занимается и коммерческой деятельностью, для успешного функционирования которой необходимо применение стратегического планирования на предприятии.

Выбранный объект исследования интересен также потому, что относится к отрасли лесное хозяйство, а, как известно, лесной сектор в экономике Беларуси составляет существенную долю валового внутреннего продукта, и его роль в обозримой перспективе будет возрастать так как от его устойчивого развития зависит не только уровень обеспеченности народного хозяйства и населения страны древесиной, но и сохранение здоровой окружающей среды. Республика за счет собственных лесных ресурсов способна не только полностью удовлетворять свои потребности в древесине, но и развивать экспорт лесной продукции.

В последние годы отрасль лесного хозяйства переживает период преобразований. Разработаны и реализуются республиканские программы, в которых предусмотрено повышению эффективности работы лесохозяйственного комплекса республики и улучшению переработки древесины, увеличению выручки и поступлений в бюджет от ее реализации.

Предметом исследования является стратегическое планирование работы предприятия.

Цель дипломного проекта: на основании анализа работы предприятия, его внешней и внутренней среды а также процесса планирования, разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:

а) раскрыть сущность стратегического планирования, основных этапов его проведения;

б) изучить деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду его функционирования, проанализировать технико-экономические показатели и организацию планирования на предприятии;

в) разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования в ГЛХУ «Копыльский лесхоз»;

г) оценить эффективность предложенных мероприятий.

Методологической и теоретической основой дипломной работы явились научные знания современной теории стратегического планирования, теории организации, внутрифирменного планирования, экономики и организации производства.

Информационную базу исследования составили учётная и отчётная документация предприятия, в том числе бизнес-планы за 2006-2008 годы, отчеты о доходах и расходах предприятия, статистическая отчетность по травматизму и охране труда на предприятии за 2007-2008 годы, а также интернет-ресурсы и данные национальной статистики. При создании работы использовались результаты анализа, методы группировок, экспертных оценок, сравнительного анализа.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    1. Сущность и понятие стратегического планирования

 

Стратегическое планирование на предприятии является одним из важнейших условий его успешного функционирования. Не имея такого плана, предприятие будет идти в неизвестность, направляемое только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев. Стратегическое планирование дает главное – цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, производство, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы. При его проведении необходимо согласовывать все процессы, происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в организации принималось с четкой привязкой к определенной цели, выработанной по итогам проведения стратегического планирования

Проблеме стратегического планирования уделено большое внимание в западной литературе, но к сожалению в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию, было вызвано трансформацией централизованного планирования в систему государственного регулирования, что потребовало кардинального пересмотра всех элементов системы внутрипроизводственного планирования.

Стратегическое планирование - относительно молодой вид деятельности предприятий. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность предприятиям расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х-начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы.

Однако в 80-х годах формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях. Основными причинами этого стали: во-первых, усиление неопределенности деловой среды. Это выразилось как в возросшем количестве изменений хозяйственной жизни, так и в уменьшении предсказуемости этих изменений. Стратегические схемы во многих случаях перестали соответствовать новому состоянию бизнеса; во-вторых, в восьмидесятые годы в теории и практике деловой жизни усилилось значение гуманитарного, человеческого фактора - получила развитие концепция корпоративной культуры, позднее приобрел популярность подход, называемый «внутрифирменной демократией», и т.п. Обезличенные методы стратегического планирования вступили в противоречие с новыми течениями в менеджменте.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

 

    1. Этапы стратегического планирования

 

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы и ее миссию (иногда этот этап выносится на первое место), на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок а также предложений нижестоящих уровней.

 

      1. Анализ среды организации

Анализ среды организации - это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

Информация о работе Cовершенствование стратегического планирования