Cовершенствование стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: на основании анализа работы предприятия, его внешней и внутренней среды а также процесса планирования, разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
а) раскрыть сущность стратегического планирования, основных этапов его проведения;
б) изучить деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду его функционирования, проанализировать технико-экономические показатели и организацию планирования на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты стратегического планирования
1.1 Сущность и понятие стратегического планирования
1.2 Этапы стратегического планирования
2. ГЛХУ «Копыльский лесхоз», его характеристика, анализ работы и организация планирования
2.1 Краткая характеристика и анализ организационной структуры управления предприятием
2.2 Анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия
2.3 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
2.4 Анализ организации планирования на предприятии
3. Предложения по совершенствованию стратегического планирования на
предприятии (разработка функциональных стратегий)
3.1 Разработка стратегии развития коммерческой деятельности
3.2 Разработка производственной стратегии
3.3 Разработка финансовой стратегии и расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
3.4 Конструкции деревообработки
4. Оценка состояния условий труда на предприятии и разработка предложений по их улучшению
4.1 Оценка состояния условий труда на предприятии, анализ травматизма
4.2 Мероприятия по улучшению условий труда
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Копыльский лесхоз.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:

- с точки зрения стратегического планирования улучшаем учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее;

- с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;

- с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

Любая организация находится и функционирует в среде и каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта посредством использования потенциала внутренней среды и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому, изучая внешнюю среду, необходимо концентрировать внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют возможность успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, положительное заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде [17].

Сильные стороны:

  • выдающаяся компетентность;
  • адекватные финансовые ресурсы;
  • хорошая квалификация;
  • хорошая репутация у покупателей;
  • известный лидер рынка;
  • изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
  • доступ к получению экономии;
  • защищенность от сильного конкурентного давления;
  • подходящая технология;
  • преимущества в области издержек;
  • преимущества в области конкуренции;
  • наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
  • проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

  • нет ясных стратегических направлений;
  • ухудшающаяся конкурентная позиция;
  • устаревшее оборудование;
  • более низкая прибыльность потому, что...;
  • недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

- отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

- мучение с внутренними производственными проблемами;

  • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
  • отставание в области исследований и разработок;
  • очень узкая производственная линия;
  • слабое представление о рынке;
  • конкурентные недостатки;
  • ниже среднего маркетинговые способности;
  • неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности:

  • выход на новые рынки или сегменты рынка;
  • расширение производственной линии;
  • увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
  • добавление сопутствующих продуктов;
  • вертикальная интеграция;
  • возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
  • самодовольство среди конкурирующих фирм;
  • ускорение роста рынка.

Угрозы:

- возможность появления новых конкурентов;

- рост продаж замещающего продукта;

  • замедление роста рынка;
  • неблагоприятная политика правительства;
  • возрастающее конкурентное давление;
  • рецессия и затухание делового цикла;
  • возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
  • изменение потребностей и вкуса покупателя;
  • неблагоприятные демографические изменения.

Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

Выявления конкретного списка слабых и сильных сторон организации в последующем помогает разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Также стратегия может быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости, либо предполагать использование силы организации для устранения угроз, также организация может вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Анализ среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического планирования вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей.

 

1.2.2 Определение направления движения. Миссия, цели организации

После того как анализ внутренней и внешней среды завершен, фирма определяет основные ориентиры своей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды. Такая практика имеет свой смысл: само существование экономической организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности [2].

Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме.

Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные 
направления деятельности организации. 

Важность определения целей состоит в следующем:

  • они являются фундаментом для процесса менеджмента в целом -планирования, организации, мотивации контроля.
  • они лежат в основе принятия любого делового решения

- цели служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Типы целей в организации. Цели организации делят на экономические и неэкономические:

а) к неэкономическим можно отнести социальные цели например улучшение условий труда. Иногда неэкономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних или внешних факторов организации. Так, акционеры могут быть недовольны тем, что организация повышает расходы на переоборудование цеха потому что такие затраты не создают краткосрочной прибыли. Однако организация не должна забывать о формулировании неэкономических целей, поскольку всякая фирма - это не просто деловая структура нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями.

б) экономические цели организации, выраженные в показателях их хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь разделить на количественные и качественные.

Как экономические, так и неэкономические цели могут быть разделены с точки зрения периода их достижения на кратко-, средне- и долгосрочные. Долгосрочные цели, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают:

  • что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении);
  • когда цель должна быть достигнута;
  • кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.

 

1.2.3 Стратегический анализ в организации

Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.

К инструментам стратегического анализа относятся:

- формальные модели и количественные методы. Период особого увлечения ими и появления наиболее популярных моделей приходится на 70-е годы предыдущего столетия;

- самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

Формальные методы и модели в определенной степени утратили свою популярность в 80-е годы. Однако это не означало отказ от них, а выразилось в том, что сегодня методы стратегического анализа применяют с большей осторожностью, с учетом конкретных обстоятельств.

Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:

а) сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;

б) анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.

Когда стратегические альтернативы определены, фирма приступает к завершающему этапу разработки стратегии - выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.

1.2.4 Формулирование стратегии

Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.

Информация о работе Cовершенствование стратегического планирования