Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью проекта – исследование теоретических и практических аспектов делегирования полномочий, принятия решений и разработка рекомендаций по совершенствованию делегирования и принятия решения в ЗАО «РТК».
Задачи, которые определяет данная цель это:
изучить теоретические аспекты делегирования полномочий;
рассмотреть распределение полномочий и принципы принятия решений на примере ЗАО «РТК»;
разработка рекомендаций по совершенствованию делегирования и принятия решений ЗАО «РТК».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
Классификаций и признаки управленческого решения...………….……......6
Понятие делегирования полномочий………..……...………………...……..20
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «РТК»
Характеристика объекта исследования..………………………….…………31
Стратегический анализ внешней и внутренней среды…………….……….37
Принятие управленческих решений в ЗАО «РТК»……................................61
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЗАО «РТК»
Внедрение процесса делегирования как способа самоорганизации……….71
Оценка социально-экономической эффективности проекта………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………….……………….90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………….…………
Таблица 2. Классификация управленческих решений
Модели используются для
более четкого понимания того
или иного аспекта
Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение. Модель решения проблем в организации – это, прежде всего, представление ее механизма управления проблемами.
Основные концептуальные модели управления:
• Модель «организация-машина»
• Модель «естественной» организации. Она предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не является отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.
• Организация-община. В
соответствии с это моделью главным
регулятором в организации
• Социотехническая модель.
Согласно этой модели, особое значение
в структуре организации
• Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
• Институциональная модель.
Она предполагает, что функционирование
и структура организации
• Конфликтная модель. При
использовании конфликтной
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях, можно выделить четыре модели принятия решений.
Рациональная модель предполагает
выбор такой альтернативы, которая
принесет максимум выгоды для организации.
В рамках такого подхода требуется
всестороннее определение проблемы,
изнурительный поиск
Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь де разновидности: личности ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность.
Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера и организации областях.
Анализ данных так же упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации.
Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу.
Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.
Процесс принятия решения
требует логического и
Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:
Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив.
Вот основные шаги в процессе принятия решений:
Рис.1. Влияние различных факторов на качество управленческого решения
Диагностирование сложной проблемы - это осознание и установление причин затруднений и имеющихся возможностей их преодоления. К признакам наличия проблем в организации относятся:
Выявление этих симптомов позволяет определить общие проблемы в данной организации.
Для более детального анализа существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию, касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.
Причины затруднений чаще всего зависят от конкретной ситуации и конкретных руководителей:
Формулировка набора альтернатив
или альтернативных решений является
принципиально важным моментом. Очень
часто непродуманные
Рассмотрим процесс анализа альтернатив:
а) если проблема была определена правильно, альтернативы тщательно взвешены, и им дана обоснованная оценка, принять решение относительно просто.
б) если проблема оказалась весьма сложной, и возможные альтернативы не отвечают оптимальному (желательному) результату, в этом случае значительную роль играет имеющийся опыт в данной области деятельности.
Решение окажется более оптимальным, если оно будет согласовано с теми, кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее количество сотрудников организации.
После того, как решение принято, и начало осуществляться, обязательно необходимо установление обратной связи. Система контроля необходима для обеспечения оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и способствовать его лучшей реализации.
Оценка результатов реализации решений позволяет учесть имеющийся опыт просчетов и недостатков в последующей работе.
Существуют другие факторы, влияющие на принятие решений.
Личностные оценки руководителем
важности данной проблемы часто содержат
субъективные суждения. Каждый человек
обладает своей системой оценки, которая
определяет его действия, и влияет
на принимаемое решение. Подход к
принятию управленческих решений чаще
всего основано на определенной системе
ценностей. В связи с этим, руководитель,
который во главу своей деятельности
ставит максимизацию производительности
труда любыми средствами, часто забывает
о проблемах организации
На принятие решений влияют
поведенческие ограничения, то есть
факторы, затрудняющие межличностные
и внутриорганизационные
В организации все решения, как правило, взаимосвязаны. Часто важное решение базируется на предшествующих нескольких решениях, и в свою очередь, создает альтернативы для принятия последующих решений. Эта способность видеть взаимосвязь решений является одним из главных критериев выбора и назначения руководителей высшего звена. Менеджеры, обладающие такой способностью, часто являются кандидатами на повышение по службе.
Понятие делегирования полномочий
Руководитель — не только
лучший специалист, но и организатор
труда других. Он должен уметь организовать
работу сотрудников, распределяя между
ними конкретные задания. Такую форму
взаимоотношений между
Руководство и делегирование — синонимы. Руководитель, не умеющий или не желающий пользоваться методами делегирования, — не настоящий руководитель. Пока он не научится делать работу руками других, над ним будет постоянно висеть угроза развала работы.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования
Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления |
Повысить дееспособность нижестоящих звеньев. |
Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересован-ность работников. |
Таблица 3. Цели делегирования
Делегирование базируется на
полномочиях и ответственности.
Ответственность - это обязательство
работника выполнять
Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результат.
Информация о работе Делегирование полномочий и принятия решений