Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью проекта – исследование теоретических и практических аспектов делегирования полномочий, принятия решений и разработка рекомендаций по совершенствованию делегирования и принятия решения в ЗАО «РТК».
Задачи, которые определяет данная цель это:
изучить теоретические аспекты делегирования полномочий;
рассмотреть распределение полномочий и принципы принятия решений на примере ЗАО «РТК»;
разработка рекомендаций по совершенствованию делегирования и принятия решений ЗАО «РТК».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
Классификаций и признаки управленческого решения...………….……......6
Понятие делегирования полномочий………..……...………………...……..20
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «РТК»
Характеристика объекта исследования..………………………….…………31
Стратегический анализ внешней и внутренней среды…………….……….37
Принятие управленческих решений в ЗАО «РТК»……................................61
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЗАО «РТК»
Внедрение процесса делегирования как способа самоорганизации……….71
Оценка социально-экономической эффективности проекта………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………….……………….90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………….…………
Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которая принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – акт, превращающий человека в руководителя.
К целям делегирования относятся:
При этом необходим
такой объем и масштаб
Существуют две
основные концепции
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
К числу основных
принципов рационального
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность – это
обязательство выполнить
Полномочие – это
организационно закрепленное
Полномочия являются
именно ограниченным правом, так
как имеют пределы,
Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Полномочия бывают следующих типов:
Линейные полномочия
– это полномочия, передаваемые
непосредственно от начальника
к подчиненному и далее
Штабные полномочия
– это право советовать или
помогать руководителям,
Штабные полномочия бывают четырех видов:
• рекомендательные;
• обязательного согласования;
• параллельные;
• функциональные.
Рекомендательные
полномочия штабного аппарата
являются наиболее
Введение процедуры
обязательного согласования
Параллельные полномочия
представляют собой дальнейшее
расширение штабных полномочий,
и включает право отклонять
определенные решения
Функциональные полномочия
означают представление
Необходимость
реализации штабных функций и
полномочий обусловила
• консультативный;
• обслуживающий;
• личный.
Консультативный
аппарат формируется на
Обслуживающий аппарат
наряду с консультативными
Личный аппарат
– это разновидность
Английские консультанты
по управлению М. Вудкок и
Д. Френсис дают следующие
Узкие организационные рамки руководителя |
Широкие организационные рамки руководителя |
1. Выдача заданий в пределах обязанностей работников |
1. Выдача заданий в расширенных пределах обязанностей |
2. Повседневная передача поручений |
2. Разовая передача поручений |
3. Принятие мелких |
3. Право работников на свободу маневра |
4. Передача дополнительных разъяснений |
4. Отладка постоянной «обратной связи» с работниками |
5. Дополнение уже принятых решений новыми |
5. Право работников решать на месте. |
6. Торможение тех решений, которые перестали исполняться |
6. Самоувязка управленческих решений в новые звенья |
7. Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика |
7. Принятие на себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя
|
8. Организационная среда
наполнена некачественными |
8. Организационная среда
наполняется теми решениями, |
9. Руководитель «ворочает камни», которые подрывают проявление творческих возможностей |
9. Руководитель "разбрасывает" зерна-которые расширяют поле его творческих возможностей |
10. Личностный ресурс |
10. Личностный ресурс |
Таблица 4. Преимущества метода делегирования полномочий
Подчиненный может сделать
данную работу лучше начальника. Ничего
парадоксального или
Чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой. Никакой, даже самый способный руководитель не в состоянии выполнить всю работу один. В этом смысле делегирование — это средство борьбы с текучкой.
Делегирование полномочий может быть методом обучения подающих надежды сотрудников и формирования из них кадрового резерва.
Делегирование позволяет руководителю высвободить время и силы для того, чтобы заняться самыми важными, первостепенными и перспективными задачами.
Делегирование может использоваться как прием изучения коллектива и отдельных подчиненных. Поручая своим сотрудникам те или иные управленческие работы, руководитель дает им шанс проявить свои способности. Кроме того, временные отношения подчинения одних сотрудников другим позволяют выявить наиболее работоспособные группы, приязни и неприязни между членами коллектива, т. е. неформальную структуру.
Делегирование при умелом поведении начальника воспринимается подчиненными как особое доверие. Это один из видов морального поощрения.
Требуется максимально улучшить качество принимаемых решений. Это достигается за счет того, что решения принимаются на более низких уровнях, где концентрируется еще не успевшая исказиться необходимая информация, опыт и умение узких специалистов.
Необходимо мобилизовать
скрытые резервы
Правила делегирования
Критикуйте осторожно. При совершении ошибок в выполнении делегированных функций разбирайте объективное существо ошибки, а не личные недостатки и просчеты подчиненного. Требуйте не извинений, а объяснений обстоятельств, приведших к ошибке, и конструктивных предложений по исправлению положения.
Принимайте на себя ответственность за все решения, которые ваши подчиненные сделали в соответствии с переданными им полномочиями
На практике часто эффективная реализация делегирования затруднена. Причинами этого могут быть как руководители, так и подчиненные. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования и т.п.
Препятствия к
эффективному делегированию
Препятствия со стороны руководителя |
Препятствия со стороны подчиненного |
|
|
Таблица 5. Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Неумение объяснить. От того, как подчиненный усвоил ваши первоначальные указания, зависит, справится ли он с задачей, ответственность за решение которой вы ему делегировали. Вместо вопроса «Все ли вы поняли?» лучше спросить: «Достаточно ли ясно я вам все объяснил?».
Фиктивное делегирование. Не пытайтесь делегировать подчиненным те полномочия, которыми они уже владеют по своей должности. Это лишь дискредитирует и вас, и ваши указания.
Информация о работе Делегирование полномочий и принятия решений