Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа
Кадры являются самым значительным ресурсом любого общества, любой страны и любой организации. Недаром в западных экономически развитых странах, говоря об управлении кадрами, подразумеваются именно «людские ресурсы». В России же в период становления рыночных отношений на первый план также выдвигается потребность не в «кадрах», а именно в «людских ресурсах». Однако весьма распространена практика малоэффективного их использования. Часть специалистов не могут найти работу или имеют работу более низкого уровня сложности, чем их действительный потенциал. Сегодня эффективно управлять кадрами можно только при обязательном использовании современных научных исследований в области менеджмента и управления персоналом как одного из его направлений.
Введение
Глава 1. Основные составляющие деловой карьеры
1.1 Понятие деловой карьеры
1.2 Виды деловой карьеры
1.3 Этапы карьеры
1.4 Перспективы жизненного пути
Глава 2. Технологии управления деловой карьерой
2.1 Основные кадровые технологии
2.2 Управление деловой карьерой
2.3 Модель партнерства
Глава 3. Реализация кадровой политики в ОАО «МТС»
3.1 Характеристика ОАО «МТС»
3.2 Исследование структуры кадровой политики в ОАО "МТС"
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
В настоящей работе рассматриваются кадровые технологии третьей группы, т.е. технологии формирования и функционирования карьеры.
Кадровые технологии взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, а в реальной управленческой практике, в большей части, и не реализуются одна без другой. Их можно рассматривать как базовые кадровые технологии. Структура базовых кадровых технологий представлена на рис. 4.
Управление персоналом как вид профессиональной деятельности предполагает комплексное использование кадровых технологий. При этом следует иметь в виду, что для общих управленческих технологий объектом воздействия является человек как участник трудового процесса, как субъект деятельности, как представитель конкретной социальной общности, как член того или иного коллектива. Общие технологии управления обеспечивают целостное воздействие на поведение человека, создание благоприятной управленческой среды, организованности, дисциплины, доверия, упорядоченности организационных отношений, изменение отношения персонала к трудовой деятельности в соответствии с целью управления. Они обеспечивают прежде всего формирование социального капитала организации. В то же время человек в организации выполняет социальную роль, обусловленную наличием у него необходимых для организации профессиональных способностей. Это своеобразный профессиональный капитал организации, ее профессиональное богатство. Управление этим капиталом в организации требует более тонких и специфических средств воздействия. Ими и выступают кадровые технологии.
Кадровые технологии выполняют
специфические управленческие функции.
Во-первых, они дифференцирование
воздействуют на систему социальных
отношений организации с целью
удовлетворения ее потребностей в количественных
и качественных характеристиках
персонала. Во-вторых, они обеспечивают
более тонкое и более рациональное
включение профессиональных возможностей
человека в систему социальных, прежде
всего предписанных, ролей и профессиональных
ролей организации. В-третьих, на их
основе формируется внутри организации
механизм воспроизводства и
Объектом их воздействия
являются профессиональные способности
человека, рациональное использование
его профессионального опыта
в организации, создание условий
для их полноценной реализации. В
результате их применения, как правило,
получают более полную информацию о
способностях человека, отчего зависят
его дальнейшее профессиональное развитие,
изменение должностного статуса
в организации, эффективная реализация
возможностей человека, адекватное вознаграждение
за свой труд, а также иные изменения.
Одновременно кадровые технологии позволяют
решать задачи и функции, которые
свойственны общим
Поэтому грамотное применение
кадровых технологий вносит свой вклад
в управляемость организации, эффективность
ее деятельности, формирование социального
капитала организации. Например, такая
кадровая технология, как аттестация,
не относится к общей
- действия руководителя
и специалистов кадровых служб
по применению и использованию
результатов кадровых
- содержание кадровых
технологий должно быть
- кадровые технологии
не должны нарушать права
- право на применение
кадровых технологий должны
Так, в настоящее время
действуют правовые и нормативные
акты, которые определяют порядок
конкурсного замещения
Как правило, приказами руководителей
предприятий и организаций
В государственной и
Например, с марта 2000 г. действует
Положение о проведении аттестации
руководителей федеральных
В настоящее время практически
не имеют нормативных документов
в организациях и на предприятиях,
включая государственную и
Таким образом, кадровые технологии органично включены в структуру управления персоналом, имеют специфику, объект своего воздействия и выполняют важные управленческие функции.
Кадровые технологии позволяют
субъектам управления (руководителям,
кадровым службам) на основе информации
о состоянии кадровых процессов
и кадровых отношений в организации
предпринимать необходимые
Работа с кадровым резервом
является одной из основных задач
управления персоналом и служит развитию
кадрового потенциала. Целенаправленная
работа с резервом позволяет избежать
стихийного продвижения работников
по службе. Планирование кадрового
резерва имеет целью
Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Можно сказать, что схемы замещений представляют собой вариант схемы развития организационной структуры, ориентированные на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами управления персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.
Кратко подытоживая
Процесс управления карьерой входит в систему управления персоналом и тесным образом связан с планированием и прогнозированием потребности в кадрах. Управление карьерой включает в себя:
Собственные устремления, мотивацию, способности и самоопределение конкретного работника.
Систему служебно - профессионального продвижения, которую разрабатывает организация, исходя из своих потребностей в персонале.
2.2 Управление деловой карьерой
Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Такое управление позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.
Любой человек планирует
свое будущее, основываясь на своих
потребностях и социально-экономических
условиях. Нет ничего удивительного
в том, что он желает знать перспективы
служебного роста и возможности
повышения квалификации в данной
организации, а также условия, которые
он должен для этого выполнить. В
противном случае мотивация поведения
становится слабой, человек работает
не в полную силу, не стремится повышать
квалификацию и рассматривает организацию
как место, где можно переждать
некоторое время перед
Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры. Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить на первую попавшуюся привлекательную для него работу. Но она может оказаться не той, что он ожидал. Тогда начинается поиск новой работы. Допустим, что человек хорошо знает рынок труда, ищет перспективные области применения своего труда и узнает, что для его знаний и умений работу найти трудно, так как очень много желающих работать в этой области, в результате возникает сильная конкуренция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры Русиянов Ф., Никулин Л., Фаткин Л. Менеджмент и самоменджмент в системе рыночных отношений. М., 2003..
Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. В качестве примера назовем некоторые цели карьеры:
- заниматься видом деятельности
или иметь должность,
- получить работу или
должность, которая отвечает
- занимать должность,
усиливающую возможности и
- иметь работу или должность,
которая носит творческий
- работать по профессии
или занимать должность,
- иметь работу или должность,
которая хорошо оплачивается
или позволяет одновременно
- иметь работу или должность, дающую возможность продолжать активное обучение;
- иметь работу или должность,
которая одновременно
Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам человек, с ростом его квалификации и т.д. Формирование целей карьеры - это процесс постоянный. Управление карьерой следует начинать при приеме на работу.
Приведем пример организации процесса управления деловой карьерой в отечественных организациях. В ряде которых в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, отдел кадров, начальники функциональных отделов аппарата управления, профсоюзные комитеты, консультационные центры. На рис. 1 приводится схема управления деловой карьерой работников организации.
Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации, что наглядно показано на рис. 2.
2.3 Модель партнерства
Существует несколько моделей планирования и развития карьеры. Наиболее распространенной является модель партнерства (рис. 3).
Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры или, говоря языком современного управления, является владельцем этого процесса. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, так как он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени и так далее. Отдел человеческих ресурсов играет роль профессионального консультанта и одновременно выполняет функцию общего управления процессом развития карьеры в организации.