Деловой этикет менеджера. Понятие, основные правила поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. .Этикет как основы культуры деловых отношений.………..……..…..5

1.1.Профессиональная и универсальная этика……………………………….....5

1.2.Деловой этикет и его виды……………………………………………….......8

1.3. Влияние этики установки на практическую деятельность менеджера….12

Глава 2. Этика и этикет в современном мире………………………………….16

2.1 Виды этикета…………………………………………………………………16

2.1.1.Жесты, или невербальный этикет ……………………………………….16

2.1.2. Интерьер рабочего помещения ………………………………………….18

2.1.3. Структура этики бизнеса ………………………………………………...21

Глава 3. Способы повышения этического уровня организации……………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.41 Кб (Скачать файл)

 

Этичность: деловой этикет ориентирован на добро и по своей  сути обязан быть моральным.

 

Удобство: нормы и правила  делового этикета предполагают удобства для партнеров по бизнесу; они  не должны сковывать деловых людей, мешать развитию деловых отношений. Удобным должно быть все: планировка служебного кабинета, деловая одежда, правила поведения переговоров, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников.

 

Целесообразность: каждое предписание  делового этикета служит определенным целям, поскольку виды деловых отношений (презентация, переговоры, деловая беседа и т.д.) имеют конкретные цели.

 

Экономичность: протокольному  отделу организации необходимо руководствоваться  «разумной стоимостью», поскольку  этика деловых отношений не должна обходить организации очень дорого.

 

Консерватизм: надежность, стабильность, прочность – это черты, которые  привлекательны в деловом мире. Консерватизм в одежде, манерах, приверженность традициям  вызывает чувство основательности  и долговечности.

 

Непринужденность: нормы  этикета естественны, используются без напряжения, с легкостью. Их соблюдение не должно навязываться, приводить  к психологическому отторжению, создавать  дискомфорт этикета.

 

Универсальность: нормы делового этикета направлены на многие стороны  деловых отношений.

 

Эффективность: стандарты  деловых отношений способствуют сокращению сроков исполнения договоров, уменьшению конфликтов в организации.

 

 Шесть заповедей делового  этикета Дж. Ягер

 

Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без  соблюдения этических норм не могут  сложиться деловые настоящие  отношения. Дж. Ягер в своей книге «Деловой этикет», замечает, что каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических норм. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.

 

Дж. Ягер в своей книге сформулировала шесть основных заповедей делового этикета.

 

Делайте все вовремя.

 

 Опоздания не только  мешают работе, но и являются  первым признаком того, что на  человека нельзя положиться. Принцип  «вовремя» распространяется на  отчеты и любые другие поручаемые  вам задания.

 

2. Не болтай лишнего.

 

 Смысл этого принципа  в том, что вы обязаны хранить  секреты учреждения или конкретной  сделки так же бережно, как  и тайны личного характера.  Никогда никому не пересказывайте  того, что вам приходится иногда  услышать от сослуживца, руководителя  или подчиненного об их личной  жизни.

 

3. Будьте любезны, доброжелательны  и приветливы.

 

 Ваши клиенты, заказчики,  покупатели, сослуживцы или подчиненные  могут сколько угодно придираться  к вам, все равно вы обязаны  вести себя вежливо, приветливо  и доброжелательно.

 

4. Думайте о других, а  не только о себе.

 

 Внимание должно проявляться  не только в отношении клиентов  или покупателей, оно распространяется  на сослуживцев, начальство и  подчиненных. Всегда прислушивайтесь  к критике и советам подчиненных.

 

Не начинайте сразу  огрызаться, когда кто-то ставит под  сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромной.

 

5. Одеваться, как положено.

 

6. Говорите и пишите  хорошим языком.

 

 Деловой этикет является  результатом длительного отбора  правил и норм поведения, которые  обеспечивают успех в деловых  отношениях. Правила делового этикет, культура поведения способствует  сближению экономических и финансовых  интересов бизнесменов всего  мира.

 

1.3. Влияние этики установки  на практическую деятельность

 

Менеджера

 

 Практика управления  коллективами, группами и отделениями  сотрудниками показывает, что во  многих случаях степень этичности  решения менеджера зависит от  характерной для него психологической  установки.

 

Установкой принято называть предрасположение сознания, существующее и проявляющееся с достаточной  степенью постоянства, заставляющее человека действовать определенным образом  в определенных обстоятельствах. Менеджер, имеющий ту или иную установку, будет, в основном, действовать сообразно  ей. Вот почему менеджер должен проанализировать свои решения, действия и выявить - какая  именно установка для него характерна. Дело в том, что различные установки  могут по-разному повлиять на степень  этичности его решений и действий.

 

Установка «Решение»: менеджер подстраивается под своего подчиненного (или какое-то другое лицо) и, как  бы поставив себя на его место, решает, как должен поступить подчиненный, предлагая ему модель действий и  поведения. Решение может быть высказано менеджером в форме приказа, в форме совета или какой-либо другой форме - это несущественно.

 

Этой установке соответствует  авторитарный стиль управления, негативно  влияющий на коммуникацию. Структура  управления чаще всего линейная или  близкая к ней, в такой структуре  нет консультирующих, реферирующих, советующих органов. В целом - это  обстановка абсолютизма и командного стиля, она малоэтична.

 

Можно рекомендовать менеджеру, обнаружившему склонность к установке  «Решение», чаще контролировать свои решения  и атмосферу в коллективе с  точки зрения этичности.

 

Установка «Оценка»: менеджер оценивает действия и поведение  подчиненного (или другого лица) по шкале «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Менеджер опирается на свою собственную систему ценностей и свое понимание, и трактовку морали фирмы. При этом менеджер может прийти к ошибочным заключениям о том, допустим или недопустим поступок подчиненного, и, следовательно, могут быть отклонения от принципов этики.

 

Возникающий при установке  «Оценка» стиль руководства представляет из себя смесь автократизма, феодального отношения к подчиненным с небольшой долей патернализма и это, конечно, дает (хотя и в меньшей, чем в предыдущем случае, мере) почву для этических нарушений.

 

Установки решения и оценки имеют корреляцию с линейной структурой, с большой централизацией управления, с тяжелой иерархией, требующей  постоянного контроля. Цели определяются высшим уровнем руководства без  учета мнения низовых уровней, это  ведет к равнодушию и безразличию  последних в отношении целей  организации, что само по себе неэтично.

 

Установка «Поддержка»: менеджер, прямо или косвенно, дает понять подчиненному, что на его месте  он поступил бы точно так же, т.е. одобряет поступок подчиненного. Эта  установка создает почву для  благоприятного морального климата, почти  нет оснований для нарушений  этики. Однако если позиция поддержки, проявляющаяся в словах менеджера, не соответствует его собственным внутренним убеждениям - это само по себе неэтично. Кроме того, поддержка может быть иллюзорной, ложной. Например, слова: «Не беспокойтесь, все наладится, не стоит огорчаться» - являются ложной поддержкой и, следовательно, проявление такой поддержки неэтично.

 

Установка «Интерпретация»: менеджер истолковывает слова, поступки, поведение подчиненного некоторым  образом, спрашивая при этом - верно  ли такое истолкование. Смысл интерпретации - более четкое и ясное представление  идей другого. Тот, чьи слова интерпретируют, может согласиться с их истолкованием менеджером, а может и не согласиться. Тогда менеджер должен сделать новую попытку.

 

Эта установка способствует коммуникации, возникновению доверия, симпатии - чаще, чем противоположным  чувствам. Кроме того, такая установка  нередко соответствует демократическому или патерналистскому стилю руководства, поэтому в целом почти нет  оснований для этических нарушений. Однако если интерпретация не является таковой, а представляет собой деформацию мыслей - это может служить стимулом для нарушений этического свойства.

 

Установка «Понимание»: менеджер должен владеть техникой точного  и тонкого переформулирования, не только не нарушающего смысл слов, высказываемых подчиненным, но и помогающего выразить их содержание. С этой установкой чаще всего корреспондирует демократический, патерналистский, морализаторский стиль управления.

 

Такая установка коррелирует со структурой управления по целям, когда каждый уровень автономен и сам решает, как идти к цели и какие средства использовать, но цели устанавливаются высшим уровнем.

 

В целом, как видим, оснований  для нарушений этических принципов  очень мало.

 

Установка «Анкета»: дает возможность  получить информацию дополнительно  к той, которой располагает подчиненный. Установка «Анкета» позволяет менеджеру  более точно и справедливо  оценить ситуацию, выявляя детали, которые кажутся второстепенными, но впоследствии могут оказаться главными.

 

Различают «Анкеты» в целях: а) розыска определенной информации; б) зондажа мнения («Что вы думаете  о ...»); в) оценки чувств, эмоций, возникающих  у подчиненного при изложении  им обстоятельств дела и характеристик  ситуации.

 

Данная установка корреспондирует  с весьма своеобразным стилем руководства, он присущ людям с энциклопедическим складом ума; такой стиль можно назвать экспертным. Установка «Анкета» коррелирует с линейной структурой, которой помогает функциональная. Решение редко принимается единолично, проект решения обычно формируется специалистами.

 

Знание и анализ установок, присущих данному менеджеру, даст ему  отчетливое видение потенциальных  «слабых мест» в своей повседневной работе, особенно в контактах с  подчиненными. А поскольку можно  легко прогнозировать «слабые места», постольку можно быть готовым  заранее к недопущению или  к быстрейшей ликвидации этических  нарушений в организации в  целом и ее отдельных частях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Этика и этикет в современном мире

 

2.1. Виды этикета

 

2.1.1.Жесты, или невербальный  этикет

 

 

Для успешного ведения  дел, продвижения по карьерной лестнице важно учитывать невербальный (бессловесный, деловой язык). В понятие невербального  языка входит не только умение интерпретировать тесты, мимику партнера, но и контролировать свое поведение. Почему по проявлению невербального этикета рассуждают об общей культуре человека? Сравните вежливое положение лицом к собеседнику  и невежливое – спиной к нему. Жестом можно приветствовать и прощаться  с человеком, обратиться к знакомому  и незнакомому. Жестом можно обидеть  собеседника, а можно доставить  ему радость. Многие из нас знают  разницу между жестом торжественным  и развязным, дружеским и официальным. Поэтому жест может многое рассказать о человеке, о его воспитанности  и культуре поведения. По наблюдениям  французского психолога Франсуа  Сюлже оказывается, что при разговоре люди придают словам 7% значимости, интонации – 38% , мимике и жестам – 55%. Всего один жест может изменить смысл произнесенных слов.

 

Об уровне общей культуры человека, его тактичности, деликатности и вежливости можно говорить по используемым жестам в той или иной ситуации. Специалисты в области невербального  этикета рекомендуют не злоупотреблять жестами, особенно если вы не уверены, что ваш собеседник их правильно  поймет.

 

Очень остроумными и внимательными  необходимо быть при «передаче» и  «прочтении» жестов, которые в  разных странах мира интерпретируются – по-разному. Обратимся к некоторым  примерам рассмотрим жесты, которые  приняты в европейских странах, но по значению отличаются от принятых у нас.

 

Если вы готовы отвечать у доски или с места на вопрос преподавателя, то вы тяните руку, в  европейских образовательных учреждениях  поднимают указательный палец правой руки. В Германии по окончании лекции можно услышать стук кулаков по столам – это не знак протеста, а благодарность  за хорошую лекцию.

 

Мы привыкли считать, загибая  пальцы и начиная с мизинца. У  европейцев при счете пальцы левой  руки отгибаются из центра ладони (если счет ведется одной рукой, то первым в сторону выбрасывается большой  палец, затем указательный и т.д.). Для нас уже стал привычным  жест, образовательный большим и  указательным пальцами – «ноль», который  в США и многих других странах  означает: «все нормально», «отлично», «о, кей». В Японии он означает «деньги», и в Португалии воспринимается как неприличный.

 

Если в Голландии вы повертите указательным пальцем  у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас поймут так: кто-то сказал очень  остроумную фразу. Когда француз, немец  или итальянец выразительно стучат себя по голове, это означает глупость какой-либо идеи. Но если британец или  испанец стучит себя по лбу, то он очень  доволен собой. Говоря о себе, европейцы  указывают рукой на грудь, а японцы – на нос.

 

В процессе общения собеседники  часто кивают головой. У одних  народов этот жест является знаком согласия, а у других, например у  болгар, - знаком несогласия.

 

Для людей, занятых в сфере  обслуживания и бизнеса, общающихся по роду своей деятельности с огромным количеством разных людей, значение невербального этикета является неотъемлемой частью профессионализма. Умение заинтересованность собеседника  своей продукцией, успешно провести презентацию товара, добиться оформления заказа во многом зависит от умения понимать невербальный язык партнера.

 

Важным атрибутом деловых  встреч является рукопожатие. Оно очень  информативно, особенно обращают внимание на его интенсивность и длительность. О безразличии говорит вялое  рукопожатие сухих рук. При сильном  волнении у людей бывают влажные  ладони (но подавать влажную руку считается  дурным тоном).

Информация о работе Деловой этикет менеджера. Понятие, основные правила поведения