Деловые игры в подготовке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деловые игры и принятие управленческого решения в ходе деловой игры.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Рассматриваемые задачи:
Рассмотрение определения понятия определения управленческого решения.
Изучение виды, процесс и методы принятия управленческого решения.
Анализ теории деловых игр, а также рассмотрение конкретных примеров деловых игр.
Выявление основных методов, используемых в деловых играх и процедуры формирования управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ 5
1.1. Понятие и виды управленческих решений 5
1.2. Процесс принятия управленческих решений 9
1.3. Методы принятия управленческих решений 12
2. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 14
2.1. История деловых игр 14
2.2. Теория деловых игр 16
2.3. Виды деловых игр (на примере: Деловая игра №1 «Менеджер как субъект управления», Деловая игра № 2 «Аргументация», Деловая игра № 3 «Слалом») 20
3. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ХОДЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 38
3.1. Основные методы, используемые в деловых играх 38
3.2. Общая процедура формирования управленческого решения в ходе деловой игры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение 1. Классификация управленческих решений 47

Файлы: 1 файл

моиеева елена.docx

— 100.68 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 
 

Кафедра управления 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

  

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Деловые игры в подготовке управленческих решений» 
 
 

                                                      Выполнил: студент 3-го курса очной

                                                      формы обучения факультета таможенного 

                                                      дела, группа Т095  Е. И. Моисеева

                                                      Подпись______________________ 
 

                                                      Научный руководитель: В. В. Макрусев,

                   к.ф.- м.н., профессор

                                                      Подпись______________________ 
 
 
 

Люберцы

2012  

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ  РЕШЕНИЕ 5

1.1. Понятие и виды управленческих решений 5

1.2. Процесс принятия управленческих решений 9

1.3. Методы принятия  управленческих решений 12

2. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ  В МЕНЕДЖМЕНТЕ 14

2.1. История деловых  игр 14

2.2. Теория деловых  игр 16

2.3. Виды деловых игр (на примере: Деловая игра №1 «Менеджер как субъект управления», Деловая игра № 2 «Аргументация», Деловая игра № 3 «Слалом») 20

3.  МЕТОДЫ  И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ХОДЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 38

3.1. Основные  методы, используемые в деловых играх 38

3.2. Общая процедура  формирования управленческого решения в ходе деловой игры  40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Приложение 1. Классификация  управленческих решений 47 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Данная  работа представлена на тему «Деловые игры в подготовке управленческих решений».

     Актуальность  темы исследований. Исследование теоретических  и прикладных проблем управления в настоящее время становится все более актуальным из-за глубоких преобразований, происходящих в обществе и, в первую очередь, вследствие происходящего  перехода к информационному обществу. Управленческое решение должно иметь  правовое и научное обоснование, компетентное, своевременное и непротиворечивое, для того чтобы соответствовать  современным требованиям общества. На практике это невозможно осуществить  без серьезного и глубокого исследования как самих процессов принятия решения, так и методов повышения их эффективности.

     В современных условиях принятие решения  невозможно без сочетания творческого  мышления субъекта управления, применения различных моделей и методов, а также современной техники  обработки информации. В связи  с этим возникает необходимость  рассмотрения процесса принятия решения  как многостадийного организационного процесса. Это важно для применения математических методов выбора решения, для рационализации информационных потоков в организациях и компаниях, и для решения множества других управленческих вопросов.

       Разработать оптимальное решение   в условиях неопределенности, на  мой взгляд, наиболее сложная  задача для лица, принимающего  решение.

     В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности поставлена  цель работы: изучение положения теории деловых игр и выявление сущности формирования управленческого решения в ходе деловой игры.

     Объектом  исследования является деловые игры и принятие управленческого решения  в ходе деловой игры.

     Предметом исследования является рассмотрение  отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     Рассматриваемые задачи:

  1. Рассмотрение определения понятия определения управленческого решения.
  2. Изучение виды, процесс и методы принятия управленческого решения.
  3. Анализ теории деловых игр, а также рассмотрение конкретных примеров деловых игр.
  4. Выявление основных методов, используемых в деловых играх и процедуры формирования управленческого решения.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили источники: авторские издания по исследуемой  теме; учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и  энциклопедическая литература); научные  статьи в периодических журналах, газетах; специализированные веб-ресурсы. Структура курсовой работы состоит из 3 глав, 8 параграфов.

     В исследовании применялись методы системного анализа, методы обработки данных, схематической  интерпретации рассматриваемых  явлений. 
 
 
 
 

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ  РЕШЕНИЕ
 
    1. Понятие и виды управленческих решений

     Каждый  человек по ходу деятельности ежедневно  принимает десятки,

а на протяжении жизни — тысячи решений. Некоторые  из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? и т.п. Другие решения более сложные и  требуют тщательного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения. Для менеджера любого уровня принятие решений - постоянная и весьма ответственная работа.

     Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их решения. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения1. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей.

     Он, как правило, включает в себя несколько  этапов:

    • выработка и постановка цели;
    • изучение проблемы;
    • выбор критериев эффективности и обоснование возможных последствий принимаемых решений;
    • рассмотрение вариантов решений;
    • выбор и окончательное формулирование решения;
    • доведение решений до исполнителей;
    • контроль выполнения решений.

     Управленческое  решение представляется как результат  управленческой  деятельности.

     Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт направленный на разрешение проблемной ситуации. Управленческие решения можно классифицировать по различным признакам.

     Существуют  следующие критерии классификации  управленческих решений:

     а)условия, в которых принимаются решения. Решения могут приниматься в условиях определенности (когда менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив) и в обстановке риска, неопределенности, когда максимум, что может сделать менеджер — это определить вероятность успеха для каждой альтернативы;

     б)по сроку действия последствий -решения могут быть долго- средне- и краткосрочными;

     в)по частоте принятия: случайные и повторяющиеся;

     г)по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

     д)по условиям подготовки: единоличные и групповые;

     е)по сложности: простые и сложные; 

     ж)по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.       

     Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действий подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные предполагают жесткую регламентацию действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь при решении второстепенных вопросов. Алгоритмические решения предельно жестко регламентируют   действия подчиненных и практически исключают их инициативу.

     В управленческой практике сложились  два основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.

     При индивидуальном подходе наибольшая значимость придается централизации принятия решений, то есть акцент делается на то, чтобы решения принимались высшим звеном  управления. Таким образом, большая часть решений в организации принимается одним менеджером или небольшой их группой (высшее звено управления).

     При групповом подходе к принятию решения менеджер любого уровня привлекает к этой работе подчиненных, коллег. То есть менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность за принятие решения) на более низкий управленческий уровень. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что он увеличивает эффективность принятого работниками более низкого уровня решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы. Также этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем.

     Принятие  решения2 - это психологический процесс, поэтому способы, используемые менеджером, руководителем для принятия решений, варьируются от спонтанных до высоко логических. Отсюда делаем вывод, что процесс принятия решений может иметь как интуитивный так и рациональный характер.

     Интуитивные решения - это выбор, сделанный лишь на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях (то есть интуитивные) обусловлены знаниями и наколенным опытом. Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

     В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице (Приложение 1).

     Главные отличия управленческих решений.

     Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

     Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.   Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

     Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

     Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

     Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение  управленческого решения.

     Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. 
 
 

    1. Процесс принятия управленческих решений

     В процессе принятия решения менеджеру  необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает и т.д. и т.п.

Информация о работе Деловые игры в подготовке управленческих решений