Деловые игры в подготовке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деловые игры и принятие управленческого решения в ходе деловой игры.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Рассматриваемые задачи:
Рассмотрение определения понятия определения управленческого решения.
Изучение виды, процесс и методы принятия управленческого решения.
Анализ теории деловых игр, а также рассмотрение конкретных примеров деловых игр.
Выявление основных методов, используемых в деловых играх и процедуры формирования управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ 5
1.1. Понятие и виды управленческих решений 5
1.2. Процесс принятия управленческих решений 9
1.3. Методы принятия управленческих решений 12
2. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 14
2.1. История деловых игр 14
2.2. Теория деловых игр 16
2.3. Виды деловых игр (на примере: Деловая игра №1 «Менеджер как субъект управления», Деловая игра № 2 «Аргументация», Деловая игра № 3 «Слалом») 20
3. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ХОДЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 38
3.1. Основные методы, используемые в деловых играх 38
3.2. Общая процедура формирования управленческого решения в ходе деловой игры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение 1. Классификация управленческих решений 47

Файлы: 1 файл

моиеева елена.docx

— 100.68 Кб (Скачать файл)

     5. Участники игры прикрепляют таблички - идентификаторы ,и студент – "менеджер" приглашается в аудиторию.

     6. По команде ведущего игра начинается. Фиксируются моменты начала и  окончания игры (см. рис.1).

     Таблица 2

     Учет  временных затрат менеджера

Вид деятельности Интервал времени Продолжительность, мин.
     1      2      3
                    

     V.Подведение  итогов деловой  игры

     1. По окончании деловой игры  проводится анализ использования  рабочего времени менеджера. Обобщив  результаты хронометража, проводимого  наблюдателями, студенты классифицируют  затраты времени менеджера и  заполняют таблицы3и4.

       Таблица 3

     Эффективное время работы менеджера

Вид деятельности менеджера Интервал

времени

Продолжительность, мин.
1 2 3
Текущая работа  
с документами
10.00-10.20 20
Разговор  с начальником 10.25-10.27 2
Итого    

     Таблица 4

     Дневные потери рабочего времени

Интервал  времени Продолжительн., мин. Вид помехи Источник  помехи Причина помехи
14.30-14.35 5 Телефонный  разговор Жена  
менеджера
Решение бытовых проблем
16.30-16.31 1 Телефонный  разговор Неизвестное лицо Ошибочный звонок
Итого        

 

     2. Студенты анализируют итоги таблицы  3 и 4, на основе чего рассчитывают  и представляют графически структуру  использования рабочего времени  менеджера (см. рис.2).

     3. Используя данные таблицы 4, студенты проводят анализ дневных потерь, их классификацию в соответствии с приведенным ниже перечнем, выявляют важнейшие "поглотители" времени и определяют меры по их устранению

       
 

      Сценарий игры 
"Менеджер как субъект управления"

                   Рис 1.

 

      Таблица 5

     Анализ  дневных потерь рабочего времени

"Поглотители"

времени

Причины потерь

времени

Меры по

устранению

1 2 3
     

 

     4. Важнейшие поглотители времени

  1. Нечеткая постановка цели.
  2. Отсутствие приоритетов в делах.
  3. Стремление слишком много сделать за один раз.
  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
  5. Плохое планирование трудового дня.
  6. Личная неорганизованность, "заваленный" письменный стол.
  7. Нерациональное чтение документов.
  8. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).
  9. Поиски нужных записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
  10. Недостатки кооперации или разделения труда.
  11. Отрывающие от дел телефонные звонки.
  12. Незапланированные посетители.
  13. Неспособность сказать "нет".
  14. Неполная, запоздалая информация.
  15. Отсутствие самодисциплины.
  16. Неумение довести дело до конца.
  17. Затяжные совещания.
  18. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
  19. Отсутствие связи или неэффективная обратная связь.
  20. Разговоры на частные темы.
  21. Нерациональная система ведения деловых записей.
  22. Синдром "откладывания".
  23. Желание знать все факты.
  24. Длительные ожидания (например, условленной встречи).
  25. Слишком редкое делегирование (перепоручение дел).
  26. Недостаточный контроль за перепорученными делами.
 

     5. По окончании деловой игры  студентам может быть предложен  следующий тест.

     "Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?".

     Студенты  отвечают на 10 вопросов, заполняя таблицу 6, используя оценочную шкалу (см. таблицу 7).

     Таблица 6

     Итоговая  таблица к тесту "Самоменеджмент"

Номер вопроса Вариант ответа Балл за ответ
1 2 3
     
Сумма баллов    

     Таблица 7

     Оценочная шкала к тесту "Самоменеджмент"

     Вариант ответа      Балл  за ответ
     1      2
     Почти никогда 
Иногда 
Часто

     Почти всегда

     0

     1

     2

     3


 

     Вопросы теста "Самоменеджмент"

  1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
  2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
  3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.
  4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
  5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.
  6. Свой рабочий день я пытаюсь, по возможности, освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно собираемых совещаний.
  7. Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
  8. В моем плане времени есть "окна", позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
  9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь сконцентрироваться на немногих "жизненно важных" проблемах.
  10. Я умею говорить "нет", когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.

     0-15 баллов: Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.

     16-20 баллов: Вы пытаетесь овладеть  своим временем, но Вы не всегда  достаточно последовательны, чтобы  иметь успех.

     21-25 баллов: У Вас хороший самоменеджмент.

     26-30 баллов: Вы можете служить образцом  каждому, кто хочет научиться  рационально расходовать свое время (7).

     Деловая игра №25

     "Аргументация"

     Продолжительность игры: 2 часа.

     I. Цель игры.

     Основная  цель игровой деятельности – получение  и применение на практике навыков  использования различных методов  аргументации для обоснования собственной  точки зрения; определение используемых в процессе межличностных коммуникаций методов аргументирования и уловок; выбор оптимальных контр аргументов.

     II. Техническая подготовка

     Предварительно  перед началом игры необходимо подготовить: 

  • идентификаторы участников деловой игры : "начальник" и "подчиненный";
  • часы или секундомер;
  • таблички с указанием используемых методов аргументации (3-5 методов для каждого участника );
  • таблицы наблюдений (5-7 штук)

     III. Участники игры и их функции.

     Начальник ( заместитель директора по административно-хозяйственной  части )получил указание от мэрии города о необходимости уборки закрепленной за предприятием территории. Для уборки необходимо выделить 5 человек. В задачу начальника входит выполнение указания мэрии, то есть отправка на уборку не менее 5 человек и сохранение благоприятного психологического микроклимата в коллективе. В ходе игры начальник вызывает для беседы подчиненного руководителя отдела.

     Подчиненный (начальник отдела) старается минимизировать число работников, направляемых на уборка территории. В процессе диалога с начальником использует предложенные преподавателем методы аргументирования и уловки для обоснования собственной позиции.

     Наблюдатели (остальные студенты группы, распределенные по парам) анализируют диалог между  начальником и подчиненным, технику  аргументирования; выделяют используемые методы и уловки и определяют степень  эффективности применения каждого  из них. Результаты наблюдений фиксируют  в предложенных преподавателем таблицах.

     IV.Порядок проведения деловой игры.

     Студенты  группы произвольно "разбиваются" на пары.

     Путем жеребьевки в каждой паре определяется "начальник" и "подчиненный". Остальные студенты выступают в  роли наблюдателей.

     Студенты, выступающие в роли "начальника" и "подчиненного", путем жеребьевки определяют методы аргументации, которые  будут использованы ими в ходе деловой игры. Применяемые в процессе переговоров уловки выбираются участниками  произвольно.

     Переговоры  между "начальником" и "подчиненным" продолжаются в течении 5-7 минут, а преподаватель-ассистент фиксирует время. Другой ассистент помогает студентам вести наблюдения и заполнять таблицы, а также фиксирует итоги каждого тура по таблице 11.

     Каждой  играющей паре для подготовки дается около 3 минут.

     По  команде ведущего переговоры заканчиваются. В результате "начальник" и "подчиненный" должны прийти к решению о том, сколько человек из отдела будет  выделено на уборку территории и сохранить доброжелательные отношения.

     Таблица 8

     Используемые  методы аргументации.

Начальник Подчиненный Общий

счет

(n:m)

Ф.И.О.

студентов

Методы аргументации Уловки Ф.И.О.

студентов

Методы аргументации Уловки
Иванов  А.Ю. "да-но"   Сидоров В.В.     3:2

        Примечание: n – количество работников отдела, направляемых на уборку территории; m = (5-n).

     V. Подведение итогов деловой игры.

     По  окончании каждого тура деловой  игры преподавателями проводится анализ правильности определения использованных игроками методов аргументации и уловок (см. табл. 9).

     Таблица 9

     Оценка работы наблюдателей.

Информация о работе Деловые игры в подготовке управленческих решений