Деловые игры в подготовке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деловые игры и принятие управленческого решения в ходе деловой игры.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Рассматриваемые задачи:
Рассмотрение определения понятия определения управленческого решения.
Изучение виды, процесс и методы принятия управленческого решения.
Анализ теории деловых игр, а также рассмотрение конкретных примеров деловых игр.
Выявление основных методов, используемых в деловых играх и процедуры формирования управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ 5
1.1. Понятие и виды управленческих решений 5
1.2. Процесс принятия управленческих решений 9
1.3. Методы принятия управленческих решений 12
2. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 14
2.1. История деловых игр 14
2.2. Теория деловых игр 16
2.3. Виды деловых игр (на примере: Деловая игра №1 «Менеджер как субъект управления», Деловая игра № 2 «Аргументация», Деловая игра № 3 «Слалом») 20
3. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ХОДЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 38
3.1. Основные методы, используемые в деловых играх 38
3.2. Общая процедура формирования управленческого решения в ходе деловой игры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение 1. Классификация управленческих решений 47

Файлы: 1 файл

моиеева елена.docx

— 100.68 Кб (Скачать файл)
Ф.И.О. студентов-наблюдателей Методы  аргументации Уловки
Количество Количество
     правильных ответов      ошибок      правильных  ответов      ошибок
     1      2      3      4      5
 
      
                           

     Ведущий преподаватель анализирует степень  эффективности использования студентами предложенных методов аргументации и уловок и дает рекомендации по более полному использованию  потенциала каждого –метода.

     По  окончании деловой игры студентам  можно предложить тест на макиавеллизм, эпиграфом к которому может стать  известное высказывание Николо Макиавелли "Цель оправдывает средства". Студенты ответят на 10 вопросов и заполнят таблицу 10. Оценочная шкала к тесту приведена в таблице 11. 

     Таблица 10

     Итоговая  таблица к тесту на макиавеллизм.

Номер вопроса Вариант ответа Балл за ответ
1 2 3
 
 
   
     Сумма баллов

Таблица 11

Оценочная шкала к тесту на макиавеллизм.

Вариант ответа Балл за ответ
полностью не согласен

скорее не согласен

согласен на 50 %

скорее согласен

полностью согласен

1

2

3

4

5


     Выберите  предпочтительный вариант ответа на приведенные ниже вопросы:

     Лучший  способ управлять людьми – говорить им то, что они хотят слышать.

     Давая поручение, не надо объяснять реальные причины, а надо предлагать более  весомые искусственные причины.

     Доверяясь кому-то, Вы навлекаете на себя опасность.

     Двигаться вперед трудно без срезания углов.

     Безопасно считать, что люди склонны к пороку, который все равно когда-нибудь проявится.

     Предпринимая  действия, не обязательно иметь полную уверенность в моральном праве.

     Неправда  может быть оправдана результатом.

     Люди  с большей легкостью забывают о смерти родственников, чем о  потере своей собственности.

     Люди  не будут работать, если их не заставить.

     Основная  часть людей в основе не добра  и эгоистична.

     Сумма 40 баллов и более - "у Вас нет лишних эмоций, Вы

       хладнокровны и решительны"

     Сумма 30-40 баллов        - "держитесь своих принципов"

     Сумма до 30 баллов   - Вы хороший парень, но

       управлять Вам будет трудно" (8). 

     Деловая игра №36

     "Слалом"

     Продолжительность игры: 2 часа.

     I. Цель игры.

     Основная  цель игровой деятельности – это  оперативное принятие управленческих решений руководителем.

     II. Техническая подготовка.

     Предварительно  для проведения деловой игры необходимо подготовить:

  • идентификаторы участников игры (в 2-х экземплярах);
  • жетоны произвольной формы (6-8 штук );
  • папки с деловыми бумагами для подчиненных; заявление рабочего цеха;
  • таблицы наблюдений по форме таблицы 14;
  • часы или секундомер;
  • карандаш.

     III. Участники игры и их функции.

     Руководитель (Начальник цеха) спешит на совещание  к генеральному директору, все участники  которого уже собрались и ждут его. По пути к кабинету директора  Начальника цеха постоянно останавливают  сотрудники или "просители", обращаясь  с различными "сверхнеотложными" делами, которые ему приходится решать буквально "на бегу". Руководитель может оперативно решить вопрос (в этом случае он получает жетон от своего собеседника) либо "отмахнуться" от просьбы (в этом случае он жетон не получает). Время, отпущенное на всю дистанцию, 5 минут. Чем больше будет набрано жетонов, тем выше рейтинг руководителя.

     Студент-практикант – играет роль первого "препятствия" в предстоящем слаломе, интересуется, на каком рабочем месте ему  проходить производственную практику и кто будет его курировать из специалистов - "производственников".

     Сотрудник планово-диспетчерского отдела цеха просит подписать бумагу (например, отчет  о выполнении плана). Долго ищет необходимые  листы в папке для бумаг, постоянно  извиняется за свою несобранность и  настаивает на подписи начальника цеха.

     Молодой мастер участка обращается к начальнику цеха с конкретными вопросами (например, по поводу прогула одного из рабочих; простоя оборудования и нехватки рабочих-ремонтников; возврата с последующего участка бракованных деталей) и  ожидает помощи в выборе наиболее правильного варианта решения этих проблем.

     Рабочий цеха просит предоставить ему отгул  за свой счет на несколько дней, ссылаясь на семейные проблемы, представляет заявление  на подпись.

     Кладовщик цеха, также как и мастер участка, обращается к начальнику цеха с проблемами и ждет немедленного их решения (например, кладовщик может поинтересоваться сроками предстоящей инвентаризации на складе; обсудить проблему обеспечения  рабочих цеха специальным инструментом и т.д.).

     Сотрудник отдела МТО завода. Целью его разговора  с начальником цеха является получение  необходимой информации о потенциальном  поставщике какого-либо сырья, топлива, материального ресурса, полуфабриката, узла и т.д. Беседа носит неформальный характер.

     Журналист из местной газеты получил задание  подготовить репортаж об одном из старейших работников предприятия- Ветеране Труда Иванове П.А. ,который много лет работает в этом цехе (возможный вариант-журналист хочет взять интервью у начальника цеха, сделать его фотографию и т.д.). Журналист очень энергичный, словоохотлив, немного навязчив.

     IV.Порядок проведения деловой игры.

     Распределить  роли между студентами группы, ознакомить их с заданием.

     Студенты, выполняющие роль "препятствий", должны , во-первых, добиться того, чтобы их вопрос (просьба) был полностью выслушан и оперативно решен начальником цеха; во-вторых, чтобы диалог между ними и начальником цеха продолжался как можно дольше.

     В том случае, если конкретный вопрос оперативно разрешен, начальник цеха получит жетон по окончании диалога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МЕТОДЫ  И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  В ХОДЕ ДЕЛОВОЙ  ИГРЫ
 
    1. Основные  методы, используемые в деловых играх

    Методы  оптимизации управленческих решений  подразделяются на:

     1. математическое моделирование;

     2. метод экспертных оценок;

     3. метод мозгового штурма (мозговая  атака);

     4. теория игр.

     Математическое  моделирование. Применяют в тех  случаях, когда управленческое решение  принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко  формализована. Широкое использование  математических моделей позволяет  дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант  ее решения.

     Основными этапами оптимизации управленческого  решения с помощью математических методов являются:

     1. Постановка задачи.

     2. Выбор критерия эффективности,  который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и  отражать меру соответствия результатов  решения поставленной цели.

     3. Анализ и измерение переменных  величин (факторов), влияющих на  величину критерия эффективности.

     4. Построение математической модели.

     5. Математическое решение модели.

     6. Логическая и экспериментальная  проверка модели и полученного  с ее помощью решения.

     7. Разработка рекомендаций по практическому  использованию полученных результатов.

     Метод экспертных оценок. Представляет собой  исследование сложных специальных  вопросов на стадии выработки управленческого  решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения  выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется  в виде документа, в котором фиксируются  ход исследования и его итоги. Во введении указывается: кто, где, когда  и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.

     Методы  экспертных оценок применяются в  тех случаях, когда задача полностью  или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими  методами.

     Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

     Метод мозгового штурма. Применяется в  тех случаях, когда имеется минимум  информации о решаемой проблеме и  установлены сжатые сроки для  ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном  обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

  1. все высказываются по очереди;
  2. говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;
  3. высказывания не критикуются и не осуждаются;
  4. все предложения фиксируются.

     Обычно  этот способ позволяет быстро и правильно  решить возникшую проблему.

     Разновидностью  метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит  в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных  сфер деятельности, взаимодействующие  между собой. Например, к решению  о выпуске нового товара привлекаются менеджеры производственного, коммерческого  и финансового подразделений  фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов. 

    1. Общая процедура формирования управленческого  решения в ходе деловой игры

     Деловые игры в общем виде определяются как  метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений  в различных ситуациях (путем  проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками  игры правилам. Поэтому нередко деловые  игры называют имитационными управленческими  играми. Основной сферой приложения деловых  игр является принятие управленческого  решения в социально-экономических  ситуациях. На основе модели социально-экономической  системы имитируется процесс  деятельности руководящих работников и специалистов предприятий и  организаций по выработке управленческих решений. Такая характеристика как  дискретность очень важна для  деловых игр, так как игра строится по принципу: игровая деятельность — деятельность по поводу игры (рефлексия) — игровая деятельность.

Информация о работе Деловые игры в подготовке управленческих решений