Деловые игры в подготовке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деловые игры и принятие управленческого решения в ходе деловой игры.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Рассматриваемые задачи:
Рассмотрение определения понятия определения управленческого решения.
Изучение виды, процесс и методы принятия управленческого решения.
Анализ теории деловых игр, а также рассмотрение конкретных примеров деловых игр.
Выявление основных методов, используемых в деловых играх и процедуры формирования управленческого решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ 5
1.1. Понятие и виды управленческих решений 5
1.2. Процесс принятия управленческих решений 9
1.3. Методы принятия управленческих решений 12
2. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 14
2.1. История деловых игр 14
2.2. Теория деловых игр 16
2.3. Виды деловых игр (на примере: Деловая игра №1 «Менеджер как субъект управления», Деловая игра № 2 «Аргументация», Деловая игра № 3 «Слалом») 20
3. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ХОДЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 38
3.1. Основные методы, используемые в деловых играх 38
3.2. Общая процедура формирования управленческого решения в ходе деловой игры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение 1. Классификация управленческих решений 47

Файлы: 1 файл

моиеева елена.docx

— 100.68 Кб (Скачать файл)

     Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне  решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия между участниками. Это позволяет, с одной стороны, контролировать процесс игры, а с другой — дает возможность участникам внести изменения в свою деятельность на основе рефлексии, перестроить работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами. Существенной особенностью деловой игры является то, что она многотактна. Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Сведения об изменениях состояния объекта через систему оценивания деятельности участников поступают к игрокам. На основе полученной информации игроки вырабатывают решение на следующем такте управления, которое имеет целью новое воздействие на объект. Таким образом, в деловой игре существует цепочка решений, но она не является непрерывной.

     Роли  и ролевые цели участников в деловых  играх часто смешаны: для части  участников они строго заданы, прописаны  и неизменны в течение всей игры. Другая часть игроков определяет свои роли и формулирует цели, исходя из личного опыта. В отличие от ОДИ, в деловых играх есть роли, заданные и прописанные четко, а  затем принятые в той или иной степени играющими. Из-за несовпадения ролевых целей участников (функциональных и игровых) при их взаимодействии происходит столкновение интересов, возникает  конфликтная ситуация, что способствует созданию управляемого эмоционального напряжения.

     Роль  ведущего деловой игры, так же как  и в оргдеятельностных играх, активна. Он — организатор, следит за реализацией плана игры и ведет пленарные заседания, часто является источником конфликтной ситуации. Таким образом, ведущий игры является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.

     Система оценивания в деловых играх —  часто разветвленная — направлена на обеспечение обратной связи, которая  служит для формирования ролевых целей и активизации участников на каждом этапе игры, и применения процедурных средств воздействия на участников, если они отклоняются в своей игровой деятельности от предписанных им ролей. Под системой оценивания понимается система поощрений и наказаний, оценка в баллах на всех этапах игры. Она может быть групповой и индивидуальной.

     Реальность  проигрывания совместной деятельности, общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных работников определенной социально-экономической  системы. Это одно из важных отличий  деловой игры от оргдеятельностной.

     Наиболее  эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и  управления, являются деловые игры. Деловые игры - метод имитации выработан  для принятия управленческих решений  в различных ситуациях путем  игры по заданным правилам группы людей  или человека и компьютера. Деловые  игры позволяют с помощью моделирования  и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.

       Каждая деловая игра состоит  из нескольких партий. Одна партия  большинства деловых игр состоит  из трех этапов.

      I этап - сбор информации, т.е. сообщение  элементами в вышестоящий орган  (центр) запрашиваемой информации;

      II этап - обработка полученной информации  и выработка соответствующих  решений; 

      III этап - реализация полученных решений,  подсчет значений целевых функций.

     Количество  партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда  количество партий фиксировано.

       По завершении игры проводится  подведение итогов, анализ игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В своей работе, раскрывая тему, я  рассмотрела определения понятия  и виды управленческих решений, а  также процесс и методы принятия такого рода решений, изучила историю  деловых игр, проанализировала теорию деловых игр, представила примеры  деловых игр, рассмотрела процедуру  формирования управленческого решения  в ходе деловой игры.

     Проделанное исследование позволяет сделать  выводы.

     Решение - это выбор альтернативы. Необходимость  принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть  любой функции менеджмента.

     Принятие  решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

     На  характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты  и достоверной информации, которой  располагает менеджер. В зависимости  от этого решения могут приниматься  в условиях определенности (детерминированные  решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

     Комплексный характер проблем современного менеджмента  требует комплексного, всестороннего  их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к  расширению коллегиальных форм принятия решений.

     Принятие  решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая  последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся  в анализе ситуации, генерации  альтернатив, выборе из них наилучшей  и ее реализации.

     Принятие  решений является самым важным делом  в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

     Альтернативные  варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид  по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности7.

     История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический  момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, и принятие неверного  решения может иметь самые  плачевные последствия.

     Теория  игр является очень сложной областью знания. При обращении к ней  надо соблюдать известную осторожность и четко знать границы применения. Слишком простые толкования, принимаемые  фирмой самостоятельно или с помощью  консультантов, таят в себе скрытую  опасность. Анализ и консультации на основе теории игр из-за их сложности  рекомендуются лишь для особо  важных проблемных областей. 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами. 2009. 264с.
  2. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988.
  3. В.П. Пугачев, «Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом», - М.:, 2010
  4. В.Я. Платов, «Деловые игры: разработка, организация, проведение», - М.:, 2009
  5. Глухов В.В. Менеджмент. / Специальная литература. СПб. 2009. 700 с.
  6. Елиферов В. Г., Репин В. В. Регламентация и управление. 2011. 319с.
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы  менеджмента: Пер. с англ., М.:«Дело ЛТД»,2009.
  8. М.М. Крюков, Л.И. Крюкова. "Принципы отражения экономической действительности в деловых играх", - М.:, 2008
  9. П.В. Баранов, Б.В. Сазонов, «Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности», М., 2010
  10. Л.А. Венгер "Игра как вид деятельности", Вопр.псих, №3 – 78
  11. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстриков И.К. Теория управления. М.: Экономика. 2004. 656 с
  12. Гасанов А.З. Разработка управленческих решений. Учебное пособие [Электронный ресурс] - http://az-g.narod.ru/UPRR.htm
  13. Фёлькер, Райнер.  Использование теории игр в практике управления // Менеджмент и маркетинг № 5/99 [Электронный ресурс]  http://www.manage.ru/management/game_theory.shtml
 
 

     Приложение 1

     Классификация управленческих решений.

     Группы

     Управленческих  решений

     Классификационный

     признак

     Традиционные      Нетипичные      Степень повторяемости проблемы
     Стратегические      Тактические      Значимость  цели
     Глобальные      Локальные      Сфера воздействия
     Долгосрочные      Краткосрочные      Длительность  реализации
     Корректируемые     Некорректируемые      Прогнозируемые  последствия решения
      Формализованные      Неформализованные      Метод разработки решения
Однокритериальные Многокритериальные      Количество  критериев выбора
     Единоличные Коллегиальные      Форма принятия
Документированные Недокументированные      Способ  фиксации решения
Детерминированные      Вероятностные Характер использованной информации


Информация о работе Деловые игры в подготовке управленческих решений