Диагностика конкурентоспособности социо-культурного продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные услуги в социо-культурной сфере обуславливают необходимость формирования в структуре организаций кинопроката системы управления их конкурентоспособностью, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на услуги кинотеатров, ценности услуг кинотеатров для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов в отрасли кинопроката и т.д. В связи с чем возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида услугами кинопроката и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности различных кинотеатров.

Файлы: 1 файл

КурсКинотеатрКонкурент.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

Кафедра экономической истории и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВая работа

по курсу «Менеджмент  социо-культурной деятельности»

на тему: «Диагностика конкурентоспособности социо-культурного продукта»

 

 

 

Выполнила:

студентка ___ курса ___ группы

____________________________

Спец.: ______________________

№ зач. книжки _______________

 

 

 

Проверил: ___________________

 

 

 

 

Харьков 2012

 

Содержание

 

 

Введение

 

Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные услуги в социо-культурной сфере обуславливают необходимость формирования в структуре организаций кинопроката системы управления их конкурентоспособностью, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на услуги кинотеатров, ценности услуг кинотеатров для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов в отрасли кинопроката и т.д. В связи с чем возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков.  Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида услугами кинопроката и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности различных кинотеатров.

Тем самым становится необходимым и практически востребованным исследование вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности кинотеатров и кинозалов на основе современных средств менеджмента и маркетинга  не получивших до настоящего времени соответствующего решения.

Важность рассматриваемой проблемы для теории и практики эффективного функционирования предприятий кинопроката в условиях усиления конкурентной борьбы предопределили выбор и актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является на основе диагностики конкурентоспособности социо-культурного продукта выработка рекомендаций по ее повышению и по повышению эффективности функционирования объекта социо-культурной сферы.

Объектом исследования в курсовой работе является конкурентоспособность  услуг кинопроката.

Предметом исследования являются пути повышения конкурентоспособности  кинотеатра «Kronverk Cinema».

Для достижения поставленной цели в  работе необходимо решиться следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия  конкурентоспособности социо-культурного  продукта и факторы ёё определяющие;

- проанализировать состояние рынка  кинопроката в г. Харькове;

- оценить конкурентоспособность кинотеатра «Kronverk Cinema» на рынке услуг кинопроката в г. Харькове;

- выдвинуть предложения  по повышению конкурентоспособности  кинотеатра «Kronverk Cinema».

Информационной базой  для выполнения работы послужили  учебники по вопросам конкуренции и  менеджмента в социо-культурной сфере, статьи в периодической печати по маркетингу, материалы сети Интернет.

 

 

 

Раздел 1. Теоретические основы диагностики конкурентоспособности социо-культурного продукта

1.1. Понятие конкурентоспособности  социо-культурного продукта и ее роли для организации

Говоря о конкурентоспособности  социо-культурного продукта, мы говорим о сравнении некоторых свойств и особенностей нескольких продуктов и о их ранжировании по определенным признакам.

Для этого надо определиться – что является социо-культурным продуктом, какие его составные части мы можем сравнивать у разных объектов, например для организаций, занимающихся кинопрокатом.

Во первых социо-культурный продукт – как продукт обмена – это услуга, предоставляемая потребителю, со всеми вытекающими отсюда свойствами услуги. Услуга отличается от товара и в то же время является товаром, так как имеет свою цену или ценность.

Услуга как вид продукта характеризуется отсутствием материально-вещественной  формы,  не  хранится,  не  перемещается,  не  тиражируется  (прочно  связана  с  исполнителем),  как  правило,  процессы  создания  и потребления  услуги  совпадают  во  времени.  Лишь  очень  незначительная доля  услуг  в  культуре  носит  материальный  характер:  настройка музыкальных инструментов, реставрация картин.

Для  любой  организации  характерно  осуществление  трех процессов: получение  ресурсов  из  внешней  среды,  преобразование  их  в  готовый продукт,  передача  готового  продукта  или  услуги  во  внешнюю  среду  для реализации.  К  ресурсам  организации  относятся  материально-вещественные  факторы  производства,  капитал,  люди,  информация.

Основным ресурсом организаций  в сфере культуры являются информация и люди. Главная особенность менеджмента  в сфере культуры заключается  в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных  сил  и  инстанций:  органов  власти,  ведающих  бюджетными средствами,  спонсоров,  благотворительных  организаций,  и прочих доноров.

Для услуги в сфере  культуры присущи следующие характеристики [14]:

1. Неосязаемость. Услуги неосязаемы, то есть их невозможно продемонстрировать, транспортировать, хранить, учитывать и упаковывать до момента приобретения. Можно лишь описывать преимущества, которые могут быть получены в результате приобретения услуги. Неосязаемость услуги вызывает сложность и у поставщика услуги, так как он не может продемонстрировать ее, и у потребителя услуги, так как он находится в состоянии неопределенности. Трудно оценить качество услуги до ее получения, а в некоторых сферах и после получения услуги;

2. Неразрывность производства и потребления, т.е. отличительной чертой услуги кинопроката является то, что ее невозможно произвести заранее и хранить как товар. Тут надо заметить, что речь идет об услуги показа фильма, а не о самой киноленте;

3. Неотделимость от источника, т.е. услуга показа кинофильма неотделима от своего источника - кинотеатра, в то время как сам фильм может существовать независимо кинотеатра. Данный фактор приводит к тому, что количество потребителей услуги ограничено и необходимы специальные механизмы или мероприятия для преодоления данных ограничений, для предоставления посетителю такого просмотра, таких сопутствующих услуг, которые заставят его просматривать кинофильм именно в вашем кинотеатре;

4. Несохраняемость, т.е. услугу невозможно хранить, услуга имеет “однократный сиюминутный” характер. Унести можно только впечатления от просмотра и настроение.

5. Зависимость от кинопродукта. Каким бы не был сервис кинотеатра, основное впечатление посетитель получает от качества киноленты, поэтому именно репертуар кинотеатра раньше определял его преимущества перед другими кинотеатрами. В настоящее время эта оценка сместилась именно в сторону качества самого предоставления услуги, поскольку доступ к самой киноленте зритель может получить и купив ее и просмотрев дома на домашнем кинотеатре, а вот особенные эффекты кинотеатра, его атмосфера могут привлекать зрителя.

Таким образом, конкурентоспособность  кинотеатра можно рассматривать как составную конкурентоспособности услуг кинотеатра и конкурентоспособности киноленты.

Рис. 1.1. Модель конкурентоспособности  кинотеатра

 

В тоже время, конкурентоспособность  репертуара кинотеатра зависит от умения персонала организовать показ конкурентоспособного репертуара, поэтому может не рассматриваться при диагностике конкурентоспособности кинотеатра.

Конкурентоспособность организации, занимающейся кинопрокатом – это превосходство организации своими услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу предоставлять конкурентоспособные услуги в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

Оценка конкурентоспособности  организаций кинопроката может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые услуги кинопроката.

Конкурентоспособность организации  во многом зависит от того, насколько  фирма может приспособиться к  изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке.

Отсюда можно сделать вывод, что, организация, работающая более длительный период времени на рынке, имеет большие конкурентные преимущества перед организацией только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и  внутренние. Повлиять на внешние факторы  организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Внутренние конкурентные преимущества организации социо-культурной сферы подразделяются на шесть групп [4]:

1) структурные, образуемые при  проектировании организации; 

2) ресурсные, образуемые  при проектировании, функционировании  и развитии организации;

3) технические, образуемые  при проектировании, функционировании  и развитии организации;

4) управленческие;

5) рыночные;

6) эффективности.

Перечень внешних и  внутренних конкурентных преимуществ  организации подробно рассмотрен в  работах Фатхутдинова Р.А. [19,20].

Данные внутренние и  внешние факторы конкурентного  преимущества применимы для абстрактной  организации социо-культурной сферы, но для каждой конкретной организации данные конкурентного преимущества необходимо уточнять.

1.2. Методы измерения конкурентоспособности организации

Конкурентоспособность социо-культурных организаций предлагается оценивать путем сопоставления конкретных позиций нескольких объектов на одном и том же рынке по таким параметрам, как: технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Яновский А.М. также как и Фатхутдинов Р.А., отмечает, что конкурентоспособность организации определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды её жизнедеятельности [17].

Существуют различные  методики определения конкурентоспособности  организации. Рассмотрим наиболее известные  из них. Профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер [21] определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

М.Портер показывает пять факторов, которые, по его мнению, в  наибольшей степени влияют на конкурентоспособность организации:

  1. борьба с существующими конкурентами;
  2. угрозы со стороны новых конкурентов;
  3. возможности проведения торгов с поставщиками;
  4. возможности потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;
  5. угрозы со стороны альтернативных изделий и услуг (продуктов-аналогов).

М.Портер в своем исследовании показал, что существуют три основные стратегии бизнеса, следуя которым, предприятия пытаются добиться конкурентных преимуществ:

1. Стремиться снизить издержки для предоставления услуг.

2. Стремиться к дифференциации услуг для более полного удовлетворения нужд и запросов потребителей, что в свою очередь предполагает более высокий уровень цен.

3. Сфокусировать внимание  на основных сегментах рынка,  для удовлетворения нужд и  запросов строго очерченного круга потребителей, либо за счет низкой цены, либо высокого качества.

Добиться конкурентных преимуществ, считает М.Портер, можно, решая одновременно как минимум три задачи [21]:

- повышение качества  и потребительских свойств услуги;

- снижение издержек и сохранение максимально приемлемого уровня цен;

- ориентация своей услуги на целевые сегменты рынка, где конкуренция в силу высокой степени неоднородности рынка ослаблена.

Методика оценки конкурентоспособности  организации “4Р” позволяет дать количественную оценку, как по отдельным факторам, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. 4Р образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. Таблице 6 представляет собой лист оценки конкурентоспособности с использованием методики 4Р. Все факторам конкурентоспособности присваивается количественная оценка, например, от 1 до 5 баллов.

Информация о работе Диагностика конкурентоспособности социо-культурного продукта