Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 10:16, курсовая работа
Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные услуги в социо-культурной сфере обуславливают необходимость формирования в структуре организаций кинопроката системы управления их конкурентоспособностью, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на услуги кинотеатров, ценности услуг кинотеатров для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов в отрасли кинопроката и т.д. В связи с чем возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида услугами кинопроката и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности различных кинотеатров.
Лифиц И.М. [9] предлагает принять следующую номенклатуру критериев конкурентоспособности услуг:
Критерии 1-3 определяют полезность услуги. Критерий результата услуги, т.е. перечень составляющих его единичных показателей является специфичным для каждого вида услуг, а содержание критериев 2,3 идентичны для всех видов услуг. Критерий доступности услуги характеризуется затратами денежных средств и затратами времени. Под затратами времени подразумевается время затрачиваемое на проезд до места оказания услуги и время затраченное на ожидание услуги.
Лифиц И.М. предлагает методику оценки конкурентоспособности услуги для предприятий торговли. В качестве показателя конкурентоспособности им предлагается интегральный показатель качества услуги магазина (I):
I = U / С (1.1)
где U - обобщенный показатель качества услуги;
С - относительная стоимость товаров в сравниваемых магазинах.
Данная методика применима для оценки конкурентоспособности предприятий кинопроката имеющих приблизительно одинаковую вместимость и схоже показатели доступности услуги.
Обобщенный показатель качества услуги может быть найден с помощью бальных оценок показателей качества услуги конкурирующих кинотеатров.
В связи с этим среди приоритетных задач системы управления конкурентоспособностью предприятия оптовой торговли можно выделить следующие:
- реализация мероприятий, связанных с поддержанием и развитием рыночного спроса на определенные товары и услуги с помощью рационально функционирующих маркетинговых инфраструктур, обеспечивающих конкурентные преимущества предприятия;
- формирование условий
для реализации принципа
- построение логически верного управленческого процесса, ориентированного на повышение конкурентоспособности предприятия как главной стратегической задачи его развития.
При этом в процессе исследования деятельности конкурирующих предприятия анализируются, кроме репертуарной, ценовой, рекламной политик, характеристики персонала как «человеческого фактора конкуренции»,
Организация маркетингового управления конкурентоспособностью предприятия кинопроката может иметь различные формы, но в любом случае она должна способствовать росту конкурентоспособности и эффективности инновационной деятельность предприятия.
Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности предприятия кинопроката необходимо иметь репертуар для целевых сегментов отличающийся по художественным и ценовым характеристикам и обладающий высокой конкурентоспособностью. С другой стороны само предприятие должно стремиться к повышению потенциала конкурентоспособности, так как успешная деятельность предприятия не гарантирует успеха в перспективе.
Это в свою очередь
требует использования
Основными факторами, подлежащими оценке при диагностике конкурентоспособности маркетинговой деятельности являются: маркетинговые исследования, управление репертуаром, управление обслуживанием. Анализ существующих методик оценки конкурентоспособности предприятия позволил выделить базовые критерии и группы показателей, характерных для многих предприятий кинопроката, которые показаны в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Критерии и группы показателей конкурентоспособности предприятия кинопроката
Критерии |
Показатели |
1. Наличие и обеспеченность |
Уровень обеспеченности посадочными местами, вспомогательными помещениями, качество интерьера, уровень инновационных технологий |
2. Обеспеченность материально- |
Источники материально-технического снабжения и их характеристика; численность и надежность поставщиков товаров, характер отношений с поставщиками. |
3. Эффективность торговой |
Эффективность управления, экономичность суммарных затрат, рациональность использования основных и оборотных фондов, производительность. |
4. Эффективность финансового положения |
Показатели финансовой деятельности предприятия (ликвидности, платежеспособности и др.) |
5. Конкурентоспособность услуг |
Качество услуг, цена, ассортимент услуг, инновационность услуг |
6. Конкурентоспособность |
Уровень маркетинговых исследований, качество и эффективность рекламы, организация стимулирования потребления, конкурентоспособность предприятий-конкурентов. |
7. Кадровый потенциал |
Обеспеченность и квалификация персонала, обучение кадров, потребность в новых кадрах |
8. Эффективность системы |
Организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, иерархия системы управления, нормы управляемости, система коммуникаций и информационных (потоков, их эффективность) |
9. Наличие конкурентных |
Уникальность предприятия, имидж предприятия, его бренд, ценность для потребителей, прибыльность, месторасположение |
В основе роста конкурентоспособности предприятия кинопроката лежит качество и конкурентоспособность услуг, а также качество реализации функций, касающихся обслуживания посетителей. И то и другое зависит непосредственно от таких элементов организационной культуры как “ориентация на потребителя”, “ориентация на персонал”, изменение которых лежит в основе роста всех других элементов.
Выводы по разделу
На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность предприятия кинопроката зависит от конкурентоспособности услуги, маркетингового управления и уровня организационной культуры предприятия.
В рамках маркетингового управлении, ориентированного на потребителя, рынок и персонал, желательно особое внимание уделить социально-этическому маркетингу, который представляет собой изменение предпринимательской и организационной культуры, делающая акцент не столько на конкуренции, сколько на сотрудничестве, организации работы по созданию маркетинговых стратегий развития устойчивых конкурентных преимуществ.
В основе формирования механизма реализации конкурентных преимуществ может лежать концепция устойчивых конкурентных преимуществ и методы эффективного управления конкурентоспособностью предприятия, внедрение инноваций.
В последнее десятилетие социальная функция кинотеатра существенно изменилась. Из единственного канала доставки кинофильма зрителям он превратился в достаточно дорогой вид досуговой деятельности.
Наряду с этим изменились и запросы кинозрителей. Если раньше их удовлетворяла ситуация, когда 90% кинотеатров показывали один и тот же фильм в одно и то же время, то сегодня они хотят и могут выбирать, что, когда и на каких носителях смотреть.
Вместе с тем, развивающиеся телевидение, цифровые технологии, Интернет стали серьезными соперниками в конкурентной борьбе за кинозрителя. Степень привлекательности конкретного кинотеатра на рынке культурных услуг, его конкурентоспособность сегодня теснейшим образом связаны с тем, насколько он способен удовлетворить запросы сферы потребления. В этой ситуации особое значение приобретает киномаркетинг - деятельность, которая, с одной стороны, направлена на получение прибыли от проката фильмов, а с другой - на удовлетворение нужд и потребностей зрителей.
Социологические исследования запросов кинозрителей [26] выявило, что приоритетными условиями организации деятельности кинотеатра являются:
- наличие сопутствующих услуг;
- качественный репертуар;
- современное кинооборудование;
- возможность семейного отдыха.
Более низкая цена билетов, лучшая реклама, работа со зрителями менее востребованы аудиторией.
По результатам опроса аналогичного исследования в 2001 г., первенство было отведено комфортным условиям кинопросмотра, на втором и третьем месте оказались требование к современной киноаппаратуре и качественный репертуар.
Сравнительный анализ результатов этих двух опросов свидетельствует об изменении ситуации в кинотеатральной жизни. Перемещение на второе место требований к качеству репертуара свидетельствует о его улучшении, а также о росте зрительской культуры. О сопутствующих услугах в кинотеатрах восемь лет назад говорить не приходилось. По результатам опроса зрители по-прежнему предпочитают кинозалы, расположенные в развлекательных комплексах. По мнению большинства, основным доводом при выборе кинотеатра является наличие дополнительных услуг и возможность семейного отдыха.
Отношение населения к деятельности учреждений культуры имеет особую значимость для развития рынка и формирования потребительского спроса на культурные и сопутствующие им услуги. Социально-культурная услуга населению – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Сопутствующая услуга позволяет базовой услуге быть более привлекательной и востребованной на рынке культурных услуг. Например, предсеансовая работа со зрителями рассматривается как сопутствующая услуга. До начала демонстрации фильма могут быть организованы встречи с творческой группой создателей фильма, актерами, киноведами, кинокритиками, просмотр рекламных роликов.
Существующие при кинотеатрах клубы кинолюбителей, студии медиа-творчества и фан-клубы также являются сопутствующими услугами кинопоказа.
Современные кинотеатры помимо ожидаемого зрелища на экране предоставляют зрителям разнообразный комплекс дополнительных услуг. Посетитель может не только посмотреть фильм, но и приятно и разнообразно провести время: послушать музыку, посетить бар, ресторан, кафе, танцпол, игровой зал, зал аттракционов, торговые точки. Наличие таких видов услуг прежде всего подчеркивает высокий уровень комфорта кинотеатра, а не его функциональную разновидность. Дополнительные услуги должны повышать эффективность основной функции. Это вполне оправданно, т. к. вытекает из главной цели функционирования кинематографии - привлечения в кинотеатр максимального количества зрителей для получения наибольшей прибыли.
Расширяющийся спектр сопутствующих услуг становится все более значимым в экономике российского кинопроката: создаются дополнительные рабочие места, вносится вклад в бюджет, компенсируется убыточность кинопроката. Экономисты утверждают, что соотношение доходов от кинопоказа и сопутствующих услуг составляет приблизительно 40 к 60% [25]. В связи с этим можно гарантировать постоянное обновление и расширение ассортимента таких услуг.
В условиях рыночной экономики ведущим фактором экономического роста учреждений культуры становится производство сопутствующих услуг, что наглядно иллюстрирует процесс модернизации в организации кинопоказа.
Сегодня кинотеатральный показ представляет собой область высокой социальной значимости и повышенного коммерческого интереса. Доказательством тому служит активность инвесторов на рынке киноуслуг.
В Харькове активно формируется новая киносеть с широким спектром сопутствующих услуг. Сегодня в городе действуют семь кинотеатров, отвечающие сертификационным требованиям организации кинопоказа. Каждый из них стремится стать высоко комфортным центром досуга, органично сочетающим несколько самостоятельных видов развлекательного бизнеса. Результаты исследования сопутствующих услуг кинотеатров Харькова представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Классификация услуг в кинотеатрах Харькова
№ п/п |
Сопутствующие услуги |
Название кинотеатра | ||||||
Парк |
Kronverk Cinema |
Россия |
Кинопалац |
Киев |
Познань |
Довженко | ||
1 |
Звук Dolby |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
2 |
Парковка |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть | |
3 |
Количество залов |
3 |
7 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
4 |
3D |
Есть |
Есть |
Есть |
||||
5 |
Детская комната |
|||||||
6 |
Детский комплекс |
Есть |
|
|||||
7 |
Бильярд |
Есть |
Есть |
Есть | ||||
8 |
Игровые автоматы |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть | |||
9 |
Кинобары |
Есть |
1 |
Есть |
||||
10 |
Прадажа рекламных площадей |
Есть |
Есть |
|||||
11 |
Клубная карта |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
||
12 |
Рестораны, бары, кафе |
2 |
бар |
бар |
Есть |
Есть | ||
13 |
Проведение праздников |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
|||
14 |
Проведение встреч, пресс-конференций, презентаций, фестивалей |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
||
15 |
Фан-клубы |
Клуб кинолюбителей |
Клуб кинолюбителей |
|||||
16 |
Допремьерный показ |
Есть |
Есть |
|
||||
17 |
Скидки, акции |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть | |
18 |
Боулинг |
Есть |
Есть | |||||
19 |
Живая музыка |
Есть |
||||||
20 |
Спорт-кафе, бар |
Есть |
Есть |
Есть | ||||
21 |
Мультипликационный зал для детей |
Есть |
Есть |
|||||
22 |
Танцпол |
Есть |
Есть |
|||||
23 |
VIP-зал |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Информация о работе Диагностика конкурентоспособности социо-культурного продукта