Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки бизнес-плана на примере реально действующего предприятия «Овис», планирующего свою деятельность на период 2001-2003 года.
Задача работы – ближе познакомиться с методикой финансового планирования.

Содержание работы

Введение.
1.Сущность финансового планирования.
1.1 Понятие и необходимость финансового планирования.
1.2. Бизнес- план как элемент финансового планирования.
1.3. Методы и виды финансового планирования.

2. Анализ финансового планирования на предприятии.
2.1. Краткая характеристика предприятия «Овис».
2.2. Цели бизнес-плана и задачи бизнеса.
2.3 Расчёт показателей бизнес-плана.

3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Расчётная часть.

Файлы: 1 файл

Финансы предпр.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Доходная  часть Общества за отчетный период составила 798786,9 т. руб., это на 7,9% больше планируемых показателей. Несмотря на снижение доходов от погрузочно-разгрузочных работ, вызванного снижением общего объема грузопереработки, доходная часть  бюджета выполнена за счет других финансовых и хозяйственных операций.

Соответственно, произошли некоторые изменения  в структуре доходов Общества. Наибольший удельный вес в общем  объеме доходов предприятия занимают доходы от осуществления погрузочно-разгрузочных работ –72,4%, инженерных услуг – 6%, операционные доходы – 22,1, внереализационные доходы – 1,1%.

Расходы предприятия за отчетный период составили 651 065,3 т. руб., что на 57860,4 т. руб. или 9,8% больше запланированных. Данный перерасход вызван непланируемыми расходами по реализации основных фондов и прочих активов, и соответствуют динамике индекса цен в 2000 году.

Сведения  о чистых активах  общества.

№ п/п  Наименование  показателя 01.01.  
1997 г.
01.01.  
1998 г.
01.01.  
1999 г.
01.01.  
2000 г.
01.01.  
2001 г.
1. Сумма чистых активов (тыс. руб.) 523 997 478 825 481 197 577 758 666 850
2. Уставный капитал (тыс. руб.) 176 556 176 556 176 556 176 731 176 731
3. Резервный фонд (тыс. руб.) 7 291 7 291 7 482 11 975 18 181
4. Отношение чистых активов к уставному капиталу (%) 296,8 271,2 272,5 326,9 377,3
5. Отношение чистых активов к сумме уставного  капитала и резервного фонда (%) 285,0 260,4 261,5 306,2 342,1

 
 

Сведения  об использовании фондов ОАО “ВМТП” в 2001 году, сформированных за счет средств чистой прибыли и других источников, представлены в Приложениях №1, 2, 3, чистая прибыль Общества на погашение убытков прошлых лет не направлялась.

Таким образом, следует отметить превышение фактических показателей над плановыми за рассмотренный период. К сожалению, длительность рассмотренного периода не позволяет выявить чётких тенденций динамики показателей, но очевидны предпосылки к дальнейшему улучшению показателей за счёт нахождения оптимальной внутренней дифференциации и благоприятной внешней среды предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблемы  и пути совершенствования  финансового планирования  на предприятиях.

  Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

  • высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
  • незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;
  • отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

На небольших  предприятиях, как правило, для этого  нет средств, хотя потребность в  финансовом планировании больше, чем  у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются  в привлечении заёмных средств  для обеспечения своей хозяйственной  деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие- будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо.

      Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в  применении планирования:

1)Вновь  созданные частные фирмы. Бурный  процесс накопления капитала  привел к  увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ¾ это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.

2)Государственные  и бывшие государственные, ныне  приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их  опыт  планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

        Поэтому, как организациям первого  типа, так и государственным и  приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

      Вообще  в российском планировании всегда присутствовал  элемент неоправданного обобщения  частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.

   Анализ  причин недостаточной эффективности  функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

  • процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;
  • планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;
  • должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;
  • нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;
  • следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
  • система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;
  • обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

      Реализация  этих принципов построения системы  планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

 По  мнению Евгения Емельянова, ведущего  специалиста консультационной фиры  в области финансов, процесс планирования  должен идти «сверху вниз».

При этом «сверху» — это не от главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно  бессмысленную акцию.

Есть две  основные линии, по которым надо все правильно построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.

Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех  точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.

Но самое  главное в стратегическом планировании — ответить на вопрос: «Куда бить будем, ребята?» И когда стратегические приоритеты и цели созданы, начинается построение плана: «Что мы должны сделать, чтобы этого достичь?»

Теперь  об оперативном управлении. Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе что-то происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные мероприятия помогают оперативно управлять процессом.

      Основная  трудность при планировании —  внедрение. План написать не так сложно, но как сделать чтобы он заработал?

Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и  необходимо, чтобы в них присутствовали реальные желания высших руководителей  компании. Часто планы, составленные другими людьми, не работают как  раз по причине своей чужеродности.

Также план должен быть реалистичен с точки зрения рынка. То есть нужен маркетинговый анализ: есть ли рынок, есть ли определенное число потребителей, готовы ли они заплатить деньги? Часто компании этого не учитывают. В стратегическом планировании как части стратегического управления ключевым моментом, конечно, является рынок, и главное — попасть в точку, не просчитаться.

      Следующий аспект планирования — возможности  организации. Необходимо просчитать, достаточно ли ресурсов под хороший рынок.

И еще  очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы должны быть усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область — это именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются так или иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать встречи и так далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают назначить.

Но это  уже вопрос научения, а со стратегическим планированием все намного сложнее. На «стратегический» уровень выходят  только сильные, крупные компании. Перед  ними встает задача выхода на новый уровень бизнеса, и появляется потребность в планировании совсем другого рода.

Чтобы такую  потребность удовлетворить, надо иметь  серьезную информацию о том, как  развивается подобный бизнес в других странах, как может развиваться такой бизнес в России с учетом политических и экономических условий через пять лет, — то есть информацию, которую нужно специально собирать.

Самая распространенная проблема — это реструктуризация. То есть компания «выросла», необходимы комплексные организационные изменения. А за этим уже идет системная работа по стратегии, маркетингу, формированию персонала, корпоративной культуре.

      Но  потребность в серьезном планировании ограничивается только этими организациями. Хорошие планы сейчас встречаются  в одной компании из десяти, а полное их отсутствие — в четырех из десяти.

      Но, с другой стороны, большая часть  компаний их уже делает. Если сравнивать с 1994 годом, то прогресс очень значительный.

      И развитие будет происходить в  положительном направлении, тем  более что степень неопределенности ситуации в стране, регионе, будет уменьшаться. Появляется также цивилизованная маркетинговая информация.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

      Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Информация о работе Финансовое планирование