Приведем
некоторые множества определений термина
«организационная культура»:
- набор поддерживаемых
всеми членами организации установок,
ценностей, представлений, которые направляют
поведение членов данной организации;
- разделяемые
членами организации философия, идеология,
ценности, нормы, которые связывают организацию
в единое целое;
- базовый набор
представлений, взглядов и внутренних
правил, которые постоянно направляют
поведение на рабочем месте;
- система ценностей
и убеждений, разделяемых всеми работниками
фирмы, предопределяющая их поведение,
характер жизнедеятельности организации;
- образец основных
допущений данной группы, открытых или
разработанных в процессе обучения для
решения проблем внешней адаптации и внутренней
интеграции;
- исторически
сложившаяся система общих традиций, ценностей,
символов, убеждений, формальных и неформальных
правил поведения членов организации,
выдержавших испытание временем;
- совокупность
господствующих в данном коллективе ценностей,
убеждений, установок, а также общий моральный
климат, помогающие работникам понять
назначение организации в целом (смысла
их деятельности, во имя чего они работают),
механизм ее функционирования и тем самым
создать нормы деятельности и поведения
правила следования им.
Свойства
организационной культуры:
- Общность.
Это означает, что не только все знания,
ценности, установки, обычаи, но и многое
другое используется группой для удовлетворения
глубинных потребностей ее членов.
- Объективность.
Основные элементы культуры организации
не требуют доказательств, они сами собой
разумеются.
- Иерархичность
и приоритетность. Любая культура предполагает
ранжирование ценностей. Часто во главу
угла ставятся абсолютные ценности, приоритетность
которых безусловна.
- Системность.
Организационная культура является сложной
системой, объединяющей отдельные элементы
в единое целое.
Значение
организационной культуры для развития
любой организации определяется
рядом обстоятельств. Во-первых, она
придает сотрудникам организационную
идентичность, определяет внутригрупповое
представление о компании, являясь
важным источником стабильности и преемственности
в организации. Это создает у
сотрудников ощущение надежности самой
организации и своего положения
в ней, способствует формированию чувства
социальной защищенности. Во-вторых, знание
основ организационной культуры
своей компании помогает новым работникам
правильно интерпретировать происходящие
в организации события, определяя
в них все наиболее важное и
существенное. В-третьих, внутриорганизационная
культура, более чем что-либо другое,
стимулирует самосознание и высокую
ответственность работника, выполняющего
поставленные перед ним задачи.
Организационная
культура влияет на достижение целей
компании. По результатами исследований
Ассоциации менеджеров влияние организационной
культуры проявляется в том, что она:
- способствует
достижению более высоких показателей
деятельности компании;
- позволяет
повысить эффективность бизнес-процессов
в компании;
- способствует
лучшей мотивации персонала;
- является
одним из ключевых факторов стратегии
развития компании;
- обеспечивает
положительный имидж компании для персонала,
акционеров и внешних аудиторий.
Организационная
культура настолько важна, что может
явиться либо питательной средой
для осуществления самых дерзких
планов, либо «болотом», в котором увязнет
самая хорошая идея.
Организационная
культура влияет на усиление взаимной
интеграции работников, улучшая их
взаимопонимание и вынуждая соблюдать
даже правила, нигде не записанные,
позволяет предвидеть организационное
поведение и не прибегать к
регулированию всего посредством
предписаний. Кроме того, внешний
контроль с успехом заменяется самоконтролем.
Организационная
культура не может быть сконструирована
и внедрена. Она не может быть
даже заимствована. Пересадка же с
одной почвы на другую образа организационного
поведения, как правило, бывает безуспешной.
Каждый коллектив уникален. Большое
значение имеет история становления
предприятия, формирования самого коллектива
и сложившиеся традиции.
- Структура,
функции и типы организационной культуры
Существует
несколько попыток определить структуру
организационной культуры. Среди
известных наиболее удачной является
предложение Ф. Харриса и Р. Морана
рассматривать организационную
культуру на основе 10 характеристик. Эти
характеристики следующие:
- Осознание
себя и своего места в организации (одни
культуры ценят сокрытие работником своих
внутренних настроений, другие - поощряют
их внешнее проявление; в одних случаях
независимость и творчество проявляется
через сотрудничество, а в других - через
индивидуализм).
- Коммуникационная
система и язык общения (использование
устной, письменной, невербальной коммуникации,
"телефонного права" и открытости
коммуникации разнится от группы к группе,
от организации к организации; жаргон,
аббревиатуры, жестикуляции варьируются
в зависимости от отраслевой, функциональной
и территориальной принадлежности организаций).
- Внешний вид,
одежда и представление себя на работе
(разнообразие униформ и спецодежды, деловых
стилей, опрятность, косметика, прическа
и т.п.).
- Что и как
едят люди, их привычки и традиции в этой
области (организация питания работников,
включая наличие или отсутствие специальных
мест для питания на предприятии; люди
приносят с собой еду или посещают кафетерий
внутри или вне организации; дотации на
питание; периодичность и продолжительность
питания; едят ли работники разных уровней
вместе или отдельно и т.п.).
- Осознание
времени, отношение к нему и его использование
(степень точности и относительности понятия
"время" у работников; соблюдение
временного распорядка, поощрение за это;
монохроническое или полихроническое
использование времени).
- Взаимоотношения
между людьми (по возрасту и полу, статусу
и власти, мудрости и интеллекту, опыту
и знаниям, рангу и протоколу, религии
и гражданству и т.п.; степень формализации
отношений, получаемой поддержки, пути
разрешения конфликтов).
- Ценности
(как набор ориентиров в том, что такое
хорошо и что такое плохо) и нормы (как
набор предположений и ожиданий в отношении
определенного типа поведения - что люди
ценят в своей организационной жизни:
свое положение, титулы или саму работу
и т.п. и как эти ценности сохраняются).
- Вера во что-то
и отношение или расположение к чему-то
(вера в руководство, успех, свои силы,
во взаимопомощь, в этичное поведение,
в справедливость и т.п.; отношение к коллегам,
к клиентам и конкурентам, к злу и насилию,
агрессии и т.п.; влияние религии и морали.
- Процесс развития
работника и научение (бездумное или осознанное
выполнение работы; работники полагаются
на интеллект или силу; процедуры информирования
работников; признание или отказ от примата
логики в рассуждениях и действиях; абстракция
и концептуализация в мышлении или заучивание;
подходы к объяснению причин).
- Трудовая
этика и мотивирование (отношение к работе
и ответственность в работе; разделение
и замещение работы; чистота рабочего
места; качество работы; привычки в работе;
оценка работы и вознаграждение; отношения
"человек - машина"; индивидуальная
или групповая работа; продвижение по
работе).
Эдгар
Шейн предлагает рассматривать уровневую
структуру организационной культуры,
в которой насчитывается три уровня
(Рисунок 1).
Познание
организационной культуры начинается
с первого, «поверхностного», или «символического»
уровня, включающего такие видимые внешние
факты, как применяемая технология и архитектура,
использование пространства и времени,
наблюдаемое поведение, язык, лозунги
и т. п., или все то, что ощущать и воспринимать
через известные пять чувств человека
(видеть, слышать, ощущать вкус и запах,
осязать). На этом уровне вещи и явления
легко обнаружить, но не всегда их можно
расшифровать и интерпретировать в терминах
организационной культуры.
Те, кто
пытаются познать организационную
культуру глубже, затрагивают ее второй,
«подповерхностный» уровень. На этом уровне
изучению подвергаются ценности и верования,
разделяемые членами организации,
в соответствии с тем, насколько
эти ценности отражаются в символах
и языке. Восприятие ценностей и
верований носит сознательный характер
и зависит от желания людей. Исследователи
часто ограничиваются этим уровнем,
так как на следующем уровне возникают
почти непреодолимые сложности.
Третий,
«глубинный» уровень включает базовые
предположения, которые трудно осознать
даже самим членам организации без
специального сосредоточения на этом
вопросе. Эти скрытые и принимаемые
на веру предположения направляют поведение
людей, помогая им воспринять атрибуты,
характеризующую организационную
культуру.
Приведем
еще одно структурное толкование
понятия "организационная культура".
Первым
звеном организационной культуры являются
мифы или легенды . Они и закрепляют критерии,
определяющие способ жизнедеятельности
организации. Во всех легендах, как правило,
прослеживается опыт взаимодействия руководителя
и подчиненного или сотрудников в процессе
труда или вне его.
Второе
звено организационной культуры
- ритуалы . В повседневной жизни ритуалы
играют важную роль. Они укрепляют структуру
фирмы. Ритуалы являются в некотором смысле
подлинным воплощением наиболее значимых
моментов, которые символизируют корпоративный
дух и единство всего персонала, сближение
всех членов трудовой общности.
Рассматривая
в самом общем плане ритуалы,
применяемые в трудовой среде, их
можно разделить на следующие основные
типы:
- ритуалы при
поступлении на работу;
- организационные
ритуалы;
- интегрирующие
ритуалы;
- ритуалы,
связанные с отдыхом и восстановлением.
Следующими
неотъемлемыми звеньями организационной
культуры выступают язык и этика деловых
отношений . Именно с помощью языка формируется
и передается культура. Этика деловых
отношений - это совокупность принципов,
отделяющих правильное поведение от неправильного,
формирующихся в процессе взаимодействия
сотрудников в процессе труда.
Кроме
структурной составляющей природы
организационной культуры, необходимо
отметить и ее процессуальный характер.
Важным элементом, связующим остальные
элементы, являются коммуникации. Именно
в ходе взаимодействия и информационного
обмена порождаются разделяемые представления
и ценности.
В.А. Спивак
выделяет функции организационной
культуры, в определении их опираясь
на аналогичные функции культуры:
- Продуцирование
и накопление духовных ценностей.
- Оценочно-нормативная
- сравнение реального поведения человека
с идеальным.
- Регламентирующая
и регулирующая - применение культуры
как индикатора и регулятора поведения.
- Опознавательная
- способ включения в жизнь общества.
- Смыслообразующая
- участие культуры в определении человеком
и социумом смысла в жизни, смысла своего
существования.
- Коммуникационная
- через ценности, принятые обществом,
нормы поведения и другие элементы культуры
обеспечивается взаимопонимание членов
общества и их взаимодействие.
- Функция общественной
памяти, сохранения и накопления человеческого
опыта.
- Рекреативная
- восстановления духовных сил в процессе
восприятия или включения в культурную
деятельность.
По
мнению М.М. Алексеевой, наиболее полно
организационную культуру характеризуют
следующие ее функции:
- Охранная:
культура служит своеобразным барьером
для проникновения нежелательных тенденций
и отрицательных ценностей, характерных
для внешней среды.
- Интегрирующая:
прививая определенную систему ценностей,
синтезирующую интересы всех уровней
организации, организационная культура
создает ощущение идентичности у индивидов
и групп - ее участников. Это позволяет
каждому субъекту внутрифирменной жизни:
- лучше осознать
цели организации;
- приобрести
наиболее благоприятное впечатление о
фирме, в которой он работает;
- ощутить себя
частью единой системы и определить свою
ответственность перед ней.
- Регулирующая:
организационная культура включает в
себя неформальные, неписаные правила,
которые указывают на то, как люди должны
вести себя в процессе работы. Эти правила
определяют привычные способы действий
в организации: последовательность совершения
работ, характер рабочих контактов, формы
обмена информацией и т.д.
- Замещающая
функция: сильная организационная культура,
способная к эффективному замещению формальных,
официальных механизмов, позволяет фирме
не прибегать к чрезмерному усложнению
формальной структуры и увеличению потока
официальной информации и распоряжений.
Таким образом, происходит экономия на
издержках управления в организации.
- Адаптивная:
наличие организационной культуры предполагает
взаимное приспособление работников к
организации и организации к работнику.
Она позволяет новым работникам наиболее
эффективно "вписаться" в хозяйственную
систему и способ человеческих взаимодействий,
характерный для данной организации. Адаптация
осуществляется посредством совокупности
мер, называемых социализацией. В свою
очередь, возможен противоположный процесс
- индивидуализация, когда фирма организует
свою деятельность таким образом, чтобы
максимально использовать личностный
потенциал и возможности индивида для
решения собственных задач.
- Образовательная
и развивающая: культура всегда связана
с образовательным, воспитательным эффектом.
- Управление
качеством: качество работы и рабочей
среды переходит в качество продукции.
- Ориентация
на потребителя. Учет целей, запросов,
интересов потребителей, отраженный в
элементах культуры и прежде всего в системе
ценностей фирмы, способствует установлению
более прочных и непротиворечивых отношений
фирмы со своими покупателями и клиентами.
- Регулирование
партнерских отношений. Организационная
культура вырабатывает правила взаимоотношений
с партнерами, предполагающие не юридическую,
а моральную ответственность перед ними.
- Приспособление
экономической организации к нуждам общества.
Действие этой функции повышает операбельность
внешней среды, создает наиболее благоприятные
внешние условия для деятельности фирмы.
Рассмотрим
классификацию типов организационной
культуры, основанную на двух измерениях.
Одно
измерение отделяет критерии эффективности,
которые подчеркивают гибкость, дискретность
и динамизм, от критериев, акцентирующих
стабильность, порядок и контроль. То есть
некоторые организации считаются эффективными,
если они склонны к переменам, отличаются
адаптивностью и органической цельностью.
Другие организации рассматриваются эффективными,
если они стабильны, предсказуемы и механически
целостны. Континуум этого измерения простирается
от организационной многогранности и
пластичности на одном краю до организационной
неколебимости и долговечности на другом.
Второе
измерение отделяет критерии эффективности,
которые подчеркивают внутреннюю ориентацию,
интеграцию и единство, от критериев,
ассоциируемых с внешней ориентацией,
дифференциацией и соперничеством.
То есть некоторые организации видятся
эффективными, если они обладают характеристиками
внутренней гармонии.
Суждение об эффективности других соответствует
тому, насколько фокус их деятельности
настроен на взаимодействие или конкуренцию
вне их собственных границ. Континуум
этого измерения простирается от организационной
сплоченности и согласованности на одном
краю до организационной разобщенности
и независимости на другом.
Оба измерения
образуют четыре квадранта, каждый из
которых представляет собой четко
различимый набор индикаторов организационной
эффективности. Взаимосвязь измерений
иллюстрируется на рисунке 2. Другими
словами, эти четыре группы критериев
определяют стержневые ценности, по которым
выносится суждение об организации.
Самым
примечательным в названных четырех
стержневых ценностях является их противоположность
или конкурирующие допущения. Стержневые
ценности, лежащие на разных краях
каждого континуума, отвергают друг
друга, т. е. гибкость противостоит стабильности,
внутренняя ориентация — внешней
направленности. В результате оба
измерения формируют квадранты,
отрицающие один другой и конкурирующие
друг с другом по диагонали. Например,
верхний левый квадрант определяет
ценности, которые подчеркивают внутренний,
органичный фокус, тогда как нижний
правый квадрант концентрирует в себе
ценности, ассоциируемые с внешним, контролируемым
фокусом. Точно так же верхний правый квадрант
идентифицирует ценности, акцентирующие
внешний, органичный фокус, а нижний левый
квадрант определяет ценности внутренней
ориентации и контроля. Разнесение ценностей
по конкурентным и противостоящим один
другому квадрантам и подсказало название
описываемой здесь модели — рамочная
конструкция конкурирующих ценностей.