Формирование и развитие организационной культуры предприятия на примере ЗАО «Интрекон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – доказать влияние организационной культуры предприятия на эффективность его работы, обосновать необходимость формирования организационной культуры.
Объектом исследования является взаимосвязь организационной культуры компании ЗАО «Интеркон» и конечных результатов его деятельности.
Задачи:
Раскрыть природу понятия «организационная культура».
Показать всестороннее влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации.
Охарактеризовать организационную культуру компании ЗАО «Интрекон».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические основы организационной культуры предприятия
Организационная культура: сущность и значение
Структура, функции и типы организационной культуры
Характеристика процесса формирования организационной культуры

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ИНТЕРКОН»
Организационно-экономическая характеристика компании ЗАО «Интеркон»
Анализ сложившейся организационной культуры ЗАО «Интеркон»
Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ЗАО «Интеркон»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.docx

— 177.89 Кб (Скачать файл)
 

   Для понимания  внешнего окружения также уместно  использовать анализ STEEP факторов (Таблица 3).

 

Таблица 3. Анализ STEEP факторов

STEEP фактор Влияние на организацию
Социологические факторы Модель потребления  изменяет поведение покупателей. (Например, появилась новая технология Интернет-телевидения, всем пользователям сразу захотелось подключить себе такую опцию.)
Технологические факторы Появление новых  технологий. (В настоящее время очень быстро идёт развитее технологической базы, появляются новые способы подключения, увеличиваются скорости доступа в Интернет.)
Экономические факторы Увеличение  стоимости ресурсов. (Растут цены на электричество, аренду и т.д., что соответственно должно влиять на цену предоставляемых услуг доступа в Интернет. Но из-за жёсткой конкуренции цены на Интернет постоянно снижаются.)
Политические  факторы Глобализация  рынка связи и государственный  контроль. Несовершенство законодательства в связи с интенсивностью развития отрасли. Правовая база отстает. (К моменту принятия правового акта технология, о которой идёт речь в документе, уже может не применяться на практике.)
Экологические факторы Нет влияния
 

Расчёт финансовых показателей по данным 1 и 2 формы бухгалтерского баланса, представленных в приложениях 1 и 2 соответственно (Таблица 4).

 

Таблица 4. Расчёт финансовых показателей

Показатель Значение Формула расчёта Характеристика
Начало  периода Конец периода
Показатели  ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности 0,7538 0,758288  
 
Характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия  в период, равный продолжительности  оборота всех оборотных средств. Нормальное значение – больше 2
Коэффициент быстрой ликвидности 0,459139 0,42047  
 
Показывает, какую  часть долгов предприятие способно погасить достаточно быстро. Оптимальное  значение – больше 1
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,018506 0,054628  
 
Показывает, какую  часть долгов предприятие способно погасить в течение 2-3 дней. Оптимальное  значение – больше 0,2
Коэффициент общей платеже-способности 0,319184 0,303769  
 
Показывает  способность покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми его активами.
Коэффициент восстановления платеже-способности 0,785216    
 
Если >1, у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность.
Коэффициент утраты платеже-способности 0,771752    
 
Если >1, у предприятия есть реальная возможность сохранить свою платежеспособность в течение ближайших 3 месяцев.
Показатели  оборачиваемости
Коэффициент оборачиваемо-сти всех активов 6,103992 5,223513  
 
Показывает  эффективность, с которой фирма  использует все активы для выпуска  продукции
Коэффициент оборачиваемо-сти оборотных активов 7,942782 7,540975  
 
Показывает  эффективность, с которой фирма  использует текущие (оборотные) активы для выпуска продукции
Коэффициент оборачиваемо-сти основных производствен-ных средств и нематериальных активов 4,730612 3,274662  
 
 
 
Показывает  эффективность, с которой фирма  использует основные производственные средства для выпуска продукции
Коэффициент оборачиваемо-сти дебиторской задолженности 4,529287 5,210103  
 
Средняя скорость погашения дебиторской задолженности  за период. Показывает, сколько раз  в году предприятие рассчитывается «живыми» деньгами
Коэффициент оборачиваемо-сти кредиторской задолженности 2,202723 1,906077  
 
Средняя скорость погашения кредиторской задолженности  за период. Показывает, сколько раз  в году предприятие расплачивается с кредиторами
Показатели  рентабельности продукции
Чистая  прибыль на 1рубль продаж 0,033727 0,038941  
 
Характеризует долю прибыли в объёме продаж
Рентабельность  от всей реализации 0,059196 0,059956  
 
Позволяет определить долю фиксированных издержек в прибыли
Общая рентабельность (валовая маржа) 0,008704 0,007698  
 
Позволяет определить долю фиксированных издержек в прибыли
Показатели  рентабельности предприятия
Общая рентабельность предприятия 0,013282 0,010052  
 
Оценивает способность  фирмы получать наилучшие результаты на активы предприятия без учёта  метода финансирования этих активов  и эффективности метода налогового планирования
Чистая  рентабельность предприятия 0,00366 0,001704  
 
Оценивает способность  фирмы получать наилучшие результаты на активы предприятия без учёта  метода финансирования этих активов, но с учётом метода налогового планирования
Рентабельность  собственного капитала 0,258065 0,197674  
 
Характеризует взаимосвязь прибыли и инвестиций. Позволяет оценить прибыль на собственный капитал и сравнить его значение с тем, которое было бы получено при альтернативном использовании  капитала
Коэффициенты  финансовой устойчивости
Коэффициент автономии 0,051468 0,050852  
 
Показывает  удельный вес собственных средств  в общей сумме источников финансирования
Коэффициент мобильности средств 0,540993 0,404632  
 
Потенциальная возможность превратить активы в  ликвидные средства
Коэффициент маневренности собственных оборотных  средств -7,23094 -8,4487  
 
Показывает  способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счёт собственных  источников
Отношение собственного капитала к общей задолженности 0,074292 0,074225  
 
Обеспечение кредиторской задолженности собственным капиталом
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,6457 -0,827  
 
Наличие собственных  оборотных средств у предприятия. Нормальное значение – больше 0,1
 

     Проведём  оценку финансовой устойчивости и риска банкротства предприятии с помощью анализа платежеспособности предприятия по методике Д. Дюрана (Таблица 5).

     В соответствии с этой моделью предприятия  имеют следующее распределение по классам: 
I - предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств; 
II - предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные; 
III - проблемные предприятия; 
IV - предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению; 
V - предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

Таблица 5. Группировка предприятий на классы по уровню платежеспособности

 
 
Показатель
I класс II класс III класс IV класс V класс
Значения  показателя Баллы Значения показателя Баллы Значения показателя Баллы Значения показателя Баллы Значения показателя Баллы
Рентабельность  собственного капитала 30 и выше 50 29,9-20 35+

0,5*

19,9-10 20+

1,5*

9,9-1 5+

1,67*

0,9 и ниже 0
Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше 50 1,99-1,7 20+

0,34**

1,69-1,4 10+

0,34**

1,39-1 5+

0,38**

0,9 и ниже 0
Коэффициент автономии 0,7 и выше 50 0,69-0,45 10+

0,7**

0,44-0,30 5+

0,31**

0,29-0,2 1+

0,43**

0,1 и ниже 0
Границы классов От 100 баллов 99-65 баллов 64-35 баллов 34-6 баллов 5-0 баллов

*- за каждую  единицу свыше минимального значения  показателя;

**- за каждую  десятую долю единицы свыше  минимального значения показателя.

 

     В нашем случае: показатель рентабельности собственного капитала равен 0,2 – 0 баллов; коэффициент текущей ликвидности равен 0,75 – 0 баллов; коэффициент автономии равен 0,05 – 0 баллов. Таким образом, сумма баллов равна 0, что соответствует V классу.

 

     Проведём  вертикальный и горизонтальный анализ баланса (Таблица 6).

 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6. Анализ баланса

Наименование  статей Абсолютные  величины, тыс. руб Относительные величины, %
На  начало года На конец  года Изме-нение На начало года На конец  года Изме-нение В % к вели-чине на начало года В % к изме-нению  итога баланса
I.Внеоборотные  активы
Основные  средства 8549 11465 2916 32,3 39,9 7,6 34,1 129,7
Незавершённое строительство 2678 2349 -329 10,1 8,2 -1,9 -12,3 -14,6
Итого по разделу I 11227 13814 2587 42,4 48 5,7 23 115,1
II.Оборотные активы
Запасы

в том числе:

4971 6653 1682 18,8 23,1 4,4 33,8 74,8
сырьё, материалы и другие аналогичные  ценности 4596 6384 1788 17,3 22,2 4,9 38,9 79,5
расходы будущих периодов 374 269 -105 1,4 0,9 -0,5 -28,1 -4,7
Налог на добавленную стоимость по приобретённым  ценностям - 1 1 0 0,003 0,003   0,04
Дебиторская задолженность

в том числе:

8929 7206 -1723 33,7 25 -8,6 -19,3 -76,6
покупатели  и заказчики 3567 3759 192 13,5 13 -0,4 5,4 8,5
Денежные  средства 375 1076 701 1,4 3,7 2,3 186,9 31,2
Прочие  оборотные активы 1000 - -1000 3,8 0 -3,8 -100 -44,5
Итого по разделу II 15275 14936 -339 57,6 52 -5,7 -2,2 -15,1
Медленно  реализуемые активы 5971 6653 682 22,5 23,1 0,6 11,4 30,3
Наиболее  ликвидные активы 375 1076 701 1,4 3,7 2,3 186,9 31,2
Величина  финансово-эксплуатационных потребностей -4460 -5838 -1378 -16,8 -20,3 -3,5 30,89 -61,3
Стоимость имущества 26502 28750 2248 100 100 0 8,5 100
III.Капитал и резервы
Уставный  капитал 10 10 0 0,04 0,03 -0,003 0 0
Нераспределённая  прибыль 1354 1452 98 5,1 5 -0,06 7,2 4,4
Итого по разделу III 1364 1462 98 5,1 5 -0,06 7,2 4,4
IV.Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты 4874 7592 2718 18,4 26,4 8 55,8 120,9
Итого по разделу IV 4874 7592 2718 18,4 26,4 8 55,8 120,9
V.Краткосрочные обязательства
Займы и кредиты 1904 - -1904 7,2 0 -7,2 -100 -84,7
Кредиторская  задолженность

в том числе:

18360 19697 1337 69,3 68,5 -0,8 7,3 59,5
поставщики  и подрядчики 13194 14957 1763 49,8 52 2,2 13,4 78,4
задолженность перед персоналом организации 224 185 -39 0,8 0,6 -0,2 -17,4 -1,7
задолженность перед государственными внебюджетными  фондами 59 49 -10 0,2 0,2 -0,05 -16,9 -0,4
задолженность по налогам и сборам 228 323 95 0,9 1,1 0,3 41,7 4,2
прочие  кредиторы 4654 4183 -471 17,6 14,5 -3 -10,1 -21
Итого по разделу V 20263 19697 -566 76,5 68,5 -7,9 -2,8 -25,2
Краткосрочные пассивы 1904 - -1904 7,2 0 -7,2 -100 -84,7
Всего заёмных средств 25137 27289 2152 94,8 94,9 0,07 8,6 95,7
Итог  баланса 26502 28750 2248 100 100 0 8,5 100
Рабочий капитал -4988 -4761 227 -18,8 -16,6 2,3 -4,6 10,1
Величина  собственных средств в обороте -9863 -12352 -2489 -37,2 -43 -5,7 25,2 -110,7
 

      Используя данные штатного расписания (Приложение 3), составим организационную структуру (Схема 4).

 

Схема 4. Организационная структура

     2.2 Анализ сложившейся организационной  культуры ЗАО «Интеркон»

 

     Проведём  диагностику состояния организационной  культуры ЗАО «Интеркон» с помощью  инструмента оценки OCAI (Таблица 7). Он имеет форму вопросника, требующего индивидуальных ответов по шести пунктам. Данный инструмент преследует цель результативной и тщательной диагностики именно тех важных аспектов организации, которые определяют фундамент ее культуры. Предназначение предлагаемого инструмента оценки — оказание помощи в деле идентификации существующей культуры организации.

     Инструмент OCAI предназначен для оценки шести  ключевых измерений организационной культуры. Выполнив оценку с помощью этого инструмента, мы получим картину того, каким образом работает организация и какими ценностями она характеризуется.

     Каждый  из шести вопросов, включенных в  инструмент OCAI, предполагает четыре альтернативы ответов. Необходимо распределить баллы 100-балльной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует нашей организации. Наибольшее количество баллов отдавать той альтернативе, которая более других напоминает нашу организацию. Например, если при ответе на первый вопрос полагаем, что альтернатива А очень напоминает нашу организацию, альтернативы В и С в чем-то для нее одинаково характерны, тогда как альтернатива D едва ли вообще свойственна нашей организации, то дадим 55 баллов альтернативе А, по 20 баллов альтернативам В и С, и только 5 баллов альтернативе D. Обязательно нужно убедиться в том, что при ответе на каждый вопрос сумма проставленных нами баллов равна 100.

 
 
 

Таблица 7. Оценка организационной культуры

Вопрос Оценка
1.Важнейшие  характеристики  
A Организация уникальна  по своим особенностям. Она подобна  большой семье. Люди выглядят имеющими много общего. 10
B Организация очень  динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой, идти на риск. 10
C Организация ориентирована  на результат. Главная забота – добиться выполнения задания. Люди ориентированы  на соперничество и достижение поставленной цели. 20
D Организация жёстко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. 60
2.Общий  стиль лидерства в организации  
A Общий стиль  лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить. 10
B Общий стиль  лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства  и склонности к риску. 20
C Общий стиль  лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты. 20
D Общий стиль  лидерства в организации являет собой пример координации, чёткой организации  или плавного ведения дел в  русле рентабельности. 50
3.Управление  наёмными работниками  
A Стиль менеджмента  в организации характеризуется  поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений. 10
B Стиль менеджмента  в организации характеризуется  поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности. 10
C Стиль менеджмента  в организации характеризуется  высокой требовательностью, жёстким  стремлением к конкурентоспособности  и поощрением достижений. 30
D Стиль менеджмента  в организации характеризуется  гарантией занятости, требованием  подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях. 50
4.Связующая  сущность организации  
A Организацию связывают  воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации  находится на высоком уровне. 10
B Организацию связывают  воедино приверженность новаторству  и совершенствованию. Акцентируется  необходимость быть на передовых  рубежах. 30
C Организацию связывают  воедино акцент на достижении цели и выполнении задачи. Общепринятые темы – агрессивность и победа. 10
D Организацию связывают  воедино формальные правила и  официальная политика. Важно поддержание  плавного хода деятельности организации. 50
5.Стратегические  цели  
A Организация заостряет  внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие. 15
B Организация акцентирует  внимание на обретении новых ресурсов и на решении новых проблем. Ценятся  апробация нового и изыскание  возможностей. 50
C Организация акцентирует  внимание на конкурентных действиях  и достижениях. Доминирует целевое  напряжение сил и стремление к  победе на рынке. 20
D Организация акцентирует  внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций. 15
6.Критерии  успеха  
A Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлечённости наёмных работников делом и заботой  о людях. 10
B Организация определяет успех на базе овладения уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор. 40
C Организация определяет успех на базе победы на рынке и  опережении конкурентов. Ключ успеха –  конкурентное лидерство на рынке. 25
D Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех  определяют надёжная поставка, гладкие  планы-графики и низкие производственные затраты. 25
 

     Расчет  оценки по OCAI требует очень несложной  арифметики (Таблица 8). На первом шаге необходимо сложить баллы всех ответов А в колонке «Оценка», а затем полученную сумму разделить на 6, т. е. вычислить среднюю оценку по альтернативе А. Те же вычисления повторяются для альтернатив В, С и D.

 

Таблица 8. Расчёт средних рейтинговых оценок

Ответ Балл
A1

A2

A3

A4

A5

A6

Сумма баллов (всего ответов A)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

10

10

10

10

15

10

65

10,8

B1

B2

B3

B4

B5

B6

Сумма баллов (всего ответов B)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

10

20

10

30

50

40

160

26,6

C1

C2

C3

C4

C5

C6

Сумма баллов (всего ответов C)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

20

20

30

10

20

25

125

20,8

D1

D2

D3

D4

D5

D6

Сумма баллов (всего ответов D)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

60

50

50

50

15

25

250

41,6

Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры предприятия на примере ЗАО «Интрекон»