Формирование и развитие организационной культуры предприятия на примере ЗАО «Интрекон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – доказать влияние организационной культуры предприятия на эффективность его работы, обосновать необходимость формирования организационной культуры.
Объектом исследования является взаимосвязь организационной культуры компании ЗАО «Интеркон» и конечных результатов его деятельности.
Задачи:
Раскрыть природу понятия «организационная культура».
Показать всестороннее влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации.
Охарактеризовать организационную культуру компании ЗАО «Интрекон».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические основы организационной культуры предприятия
Организационная культура: сущность и значение
Структура, функции и типы организационной культуры
Характеристика процесса формирования организационной культуры

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ИНТЕРКОН»
Организационно-экономическая характеристика компании ЗАО «Интеркон»
Анализ сложившейся организационной культуры ЗАО «Интеркон»
Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ЗАО «Интеркон»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.docx

— 177.89 Кб (Скачать файл)
 

     При построении профиля организационной  культуры выделяются следующие два этапа:

  1. Внести средние оценки для каждой альтернативы (А, В, С и D) в форму диаграммы, названной «Организационный профиль», представленной на рисунке 3. Оценка альтернативы А представляет клановую культуру. Отметьте соответствующее значение на диагональной линии, простирающейся вверх в верхний левый квадрант формы. Оценка альтернативы В представляет адхократическую культуру. Отметьте соответствующую ей оценку на диагональной линии, идущей вверх в верхний правый квадрант. Оценка альтернативы С представляет рыночную культуру. Соответствующую оценку проставьте на диагонали, направленной вниз в нижний правый квадрант формы. Оценка альтернативы D определяет иерархическую культуру. Отметьте соответствующую ей оценку на диагональной линии, идущей вниз в нижний левый квадрант.
  2. Соединить отмеченные в каждом квадранте формы точки так, чтобы получился четырехсторонний многоугольник. Этот профиль рисует картину культуры нашей организации такой, какой мы воспринимаем ее прямо сейчас. Она более полезна для диагностических целей, чем тот набор чисел, который получился у нас в таблице 8, потому что такая картина дает наглядное представление. Сразу можно увидеть наиболее сильные и самые слабые аспекты культуры организации.

 
 
 

2.3 Рекомендации  по совершенствованию организационной  культуры 

ЗАО «Интеркон»

 

     С помощью того же инструмента оценки OCAI, который мы использовали при диагностике состояния организационной культуры компании, определим культуру, к которой члены организации намереваются прийти, чтобы соответствовать требованиям внешнего окружения и вызовам будущего, перед лицом которых может оказаться компания.

     Для этого распределим баллы 100-балльной оценки между четырьмя альтернативами каждого из шести вопросов в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует желаемому положению нашей организации (Таблица 9).

 
 

Таблица 9. Оценка желаемой организационной культуры

Вопрос Оценка
1.Важнейшие  характеристики  
A Организация уникальна  по своим особенностям. Она подобна  большой семье. Люди выглядят имеющими много общего. 10
B Организация очень  динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой, идти на риск. 35
C Организация ориентирована  на результат. Главная забота – добиться выполнения задания. Люди ориентированы  на соперничество и достижение поставленной цели. 45
D Организация жёстко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. 10
2.Общий  стиль лидерства в организации  
A Общий стиль  лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить. 15
B Общий стиль  лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства  и склонности к риску. 25
C Общий стиль  лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты. 40
D Общий стиль  лидерства в организации являет собой пример координации, чёткой организации  или плавного ведения дел в  русле рентабельности. 20
3.Управление  наёмными работниками  
A Стиль менеджмента  в организации характеризуется  поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений. 20
B Стиль менеджмента  в организации характеризуется  поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности. 35
C Стиль менеджмента  в организации характеризуется  высокой требовательностью, жёстким  стремлением к конкурентоспособности  и поощрением достижений. 35
D Стиль менеджмента  в организации характеризуется  гарантией занятости, требованием  подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях. 10
4.Связующая  сущность организации  
A Организацию связывают  воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации  находится на высоком уровне. 15
B Организацию связывают  воедино приверженность новаторству  и совершенствованию. Акцентируется  необходимость быть на передовых  рубежах. 50
C Организацию связывают  воедино акцент на достижении цели и выполнении задачи. Общепринятые темы – агрессивность и победа. 25
D Организацию связывают  воедино формальные правила и  официальная политика. Важно поддержание  плавного хода деятельности организации. 10
5.Стратегические  цели  
A Организация заостряет  внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие. 10
B Организация акцентирует  внимание на обретении новых ресурсов и на решении новых проблем. Ценятся  апробация нового и изыскание  возможностей. 30
C Организация акцентирует  внимание на конкурентных действиях  и достижениях. Доминирует целевое  напряжение сил и стремление к  победе на рынке. 50
D Организация акцентирует  внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций. 10
6.Критерии  успеха  
A Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлечённости наёмных работников делом и заботой  о людях. 10
B Организация определяет успех на базе овладения уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор. 40
C Организация определяет успех на базе победы на рынке и  опережении конкурентов. Ключ успеха –  конкурентное лидерство на рынке. 35
D Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех  определяют надёжная поставка, гладкие  планы-графики и низкие производственные затраты. 15
 

     Теперь  необходимо сложить баллы всех ответов А в колонке «Оценка», а затем полученную сумму разделить на 6, т. е. вычислить среднюю оценку по альтернативе А. Те же вычисления повторяются для альтернатив В, С и D (Таблица 10).

 

Таблица 10. Расчёт средних рейтинговых оценок

Ответ Балл
A1

A2

A3

A4

A5

A6

Сумма баллов (всего ответов A)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

10

15

20

15

10

10

90

15

B1

B2

B3

B4

B5

B6

Сумма баллов (всего  ответов B)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

35

25

35

50

30

40

215

35,8

C1

C2

C3

C4

C5

C6

Сумма баллов (всего  ответов C)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

45

40

35

25

50

35

230

38,3

D1

D2

D3

D4

D5

D6

Сумма баллов (всего  ответов D)

Средний балл (сумма, делённая на 6)

10

20

10

10

10

15

75

12,5

 

     Построим профиль желаемой организационной культуры. Для этого выполним следующие действия:

  1. Внесём средние оценки для каждой альтернативы (А, В, С и

D) в форму  диаграммы, названной «Желаемый организационный профиль», представленной на рисунке 4. Оценка альтернативы А представляет клановую культуру. Отметим соответствующее значение на диагональной линии, простирающейся вверх в верхний левый квадрант формы. Оценка альтернативы В представляет адхократическую культуру. Отметим соответствующую ей оценку на диагональной линии, идущей вверх в верхний правый квадрант. Оценка альтернативы С представляет рыночную культуру. Соответствующую оценку проставим на диагонали, направленной вниз в нижний правый квадрант формы. Оценка альтернативы D определяет иерархическую культуру. Отметим соответствующую ей оценку на диагональной линии, идущей вниз в нижний левый квадрант.

  1. Соединим отмеченные в каждом квадранте формы точки так, чтобы получился четырехсторонний многоугольник. Этот профиль рисует картину культуры нашей организации такой, какой мы хотим её видеть.

     Теперь  совместим на одном рисунке профиль  имеющейся в данный момент организационной  культуры и профиль культуры, которую  мы хотим достичь (Рисунок 5). Непрерывной линией обозначен профиль нынешней культуры, а штрихами – профиль желаемой.

 
 

      Из  рисунка 5 наглядно видно, что уровень бюрократической культуры нужно существенно понизить, а уровни адхократической и рыночной культур поднять.

     Приведём  рекомендации действий, которые помогут изменить культуру в желаемом направлении (Таблица 11).

 
 
 
 
 

Таблица 11. Рекомендаци

Клановая  культура

Необходимо повысить уровень

Это предполагает:

  • создание лучшего морального климата;
  • поощрение самоуправления.

Не предполагает:

  • появление недисциплинированности и вседозволенности;
  • обладания свободой без ответственности.
Адхократическая культура

Необходимо повысить уровень

Это предполагает:

  • придание бизнесу динамизма;
  • создание условий, в которых безопасно идти на риск;
  • поощрение созидательных альтернатив;
  • формирование гибкости и приспособляемости;
  • проверку новых идей;
  • переход организации в ранг новатора.

Не предполагает:

  • разрешения каждому делать всё, что он пожелает;
  • ведение бизнеса с безрассудной энергией;
  • безразличия к требованиям потребителей;
  • полной свободы;
  • терпимости к себялюбию;
  • приверженности к излишнему риску;
  • утраты целей;
  • обладания новейшими вещами во всём.
Бюрократическая культура

Необходимо понизить уровень

Это предполагает:

  • устранение бесполезных правил и процедур;
  • больше децентрализованных решений;
  • устранение не связанной с необходимостью отчётности;
  • сокращение правил;
  • уменьшение бюрократической бумажной работы.

Не предполагает:

  • исключения логичной структуры;
  • устранения правил;
  • ликвидации графиков.
Рыночная  культура

Необходимо повысить уровень

Это предполагает:

  • стимулирование активности наёмных работников;
  • повышение конкурентоспособности;
  • поддержка ориентации на обслуживание потребителей;
  • контакты с потребителями и рассмотрение потока информации от потребителя по организации;
  • предвосхищение ожиданий потребителей;
  • превышение показателей конкурентов.

Не предполагает:

  • излишней, безрассудной гонки с конкурентами.
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Существует  множество определений термина  «организационная культура», однако большинство  авторов сходятся на том, что организационная  культура – это система ценностей  и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их организационное поведение, характер жизнедеятельности организации.

     По  отношению к организации культура выполняет ряд важных функций: охранную, интегрирующую, регулирующую, коммуникационную, адаптивную, ориентирующую, мотивационную, воспитательную и функцию формирования имиджа.

     Организационная культура базируется на следующих основных признаках:

  1. Всеобщность организационной культуры. Организационная культура пронизывает всю структуру, охватывает все виды действий в организации.
  2. Неформальность организационной культуры. Действие организационной культуры не связано с официальными распоряжениями, установленными в приказном порядке. Неформальность организационной культуры является причиной того, что результаты ее воздействия невозможно измерить и оценить.
  3. Устойчивость организационной культуры. Устойчивость организационной культуры связана с традиционностью норм и правил, принятых в обществе. Ее становление требует длительных усилий со стороны управляющих. Но когда организационная культура сформирована, она приобретает характер традиций и сохраняет устойчивость на протяжении нескольких поколений работающих в организации. Порой глубоко укоренившиеся традиции, правила или нормы поведения становятся тормозом.
 

     Организационная культура оказывает сильное влияние  на различные аспекты функционирования организации. При этом организационная  культура может как «тормозить»  развитие, так и стимулировать  его. Особенно влияет организационная  культура на выработку организационной  стратегии и возможности ее реализации.

     Корпоративная культура необходимый атрибут современного бизнеса. Отсутствие организационной  культуры свидетельствует о недостаточном  уровне развития компании и низкой адаптации сотрудников к глобализации экономики. Корпоративная культура помогает не только решить задачи бизнеса, но и реализовать возможности  самого человека. Она затрагивает  базовые потребности человека, которые  на подсознательном уровне он стремиться удовлетворить. Продуманная и понятная корпоративная культура это залог  постоянного развития каждого сотрудника и организации в целом.

     В компании ЗАО «Интеркон» доминирующим типом культуры нынешнего периода является бюрократическая культура. Менее выражены адхократическая и рыночная культуры.

     Были  выявлены желаемые изменения в профиле  организационной культуры: усиление адхократической и рыночной культур, снижение влияния бюрократической  культуры. Даны рекомендации действий для изменения культуры в желаемом направлении.

     Проделанная работа даёт основной костяк для составления  плана изменений организационной  культуры. Акцент на рыночной культуре направлен на увеличение рыночной доли и конкурентоспособности компании, ориентацию на результаты, выполнение поставленных задач. Усиление адхократической культуры даёт развитие творчества и новаторства, присутствие разумного риска.

 

библиографический список использованных

источников

 
     
  1. Веснин  В.Р. Менеджмент / Веснин В.Р. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент / Виханский О.С., Наумов А.И. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670с.
  3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчётности / Донцова Л.В., Никифорова Н.А. – 2-е изд. – М.: Издательство «Дело и сервис»,  2004. – 336 с.
  4. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения / Дугина О. // Кадровый вестник. – (http://www.hrm.ru/db/hrm/1E0B84916572F9BCC3256AAB004466F8/category.html)
  5. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. Андреевой И.В. – СПб: Питер, - 2001. – 320с.
  6. Магура М. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / Магура М. // Управление персоналом. – 2002. – №1. – (http://www.hrm.ru/db/hrm/279963CA88692C9EC3256B3F003BC66E/category.html)
  7. Погребняк В.А.  История формирования теории организационной культуры / Погребняк В.А. // HR-Portal. – (http://www.hr-portal.ru/pages/okk/iftok.php)
  8. Староверов О. "Обучающийся" подход к развитию культуры организации / Староверов О. // Управление персоналом. – (http://www.hrm.ru/hrm.nsf/Display?OpenAgent&pagename=category.html&doc_id=57055E5E5B4EC0EFC3256AAE003F02DD)
  9. Якуба В.А. Корпоративная культура / Якуба В.А. // Журнал управление компанией. – (http://zhuk.net/page.php?id=514)

Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры предприятия на примере ЗАО «Интрекон»