Формирование и развитие трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 05:59, реферат

Описание работы

Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……... 4
1.1 Кадровое планирование………………………………………………4
1.2 Набор персонала………………………………………………………5
1.3 Отбор персонала…………………………………………………
1.4 Определение заработной платы……………………………………...9
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………. 12
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в коллективе……………………………………………………………………… 12
2.2 Обучение персонала……………………………………………….. 15
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 17
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 19
2.5 Продвижение по службе……………………………………………. 21
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. 28

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 80.67 Кб (Скачать файл)

Информационные функции. Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает, не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.

Мотивационные функции.

Для руководителя очень важно знать  мотивацию работников и уметь  эффективно управлять ею с целью  повышения производительности и  качества трудовой деятельности. Люди значительно различаются по степени  выраженности разных потребностей и  мотивов. Кроме того, потребности  постоянно меняются в зависимости от большого количества факторов. Исходя из этого, актуальным является создание системы оценки и формирования мотивации трудовой деятельности работников предприятия, в которой система оплаты труда займет свое место в качестве одного из средств побуждения к работе. Данная система представляется особенно важной в условиях дефицита финансовых средств, поскольку позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.

Система оценки и формирования мотивации  должна включать в себя следующие  компоненты:

1. Мониторинг реальной мотивации  трудовой деятельности работников  различных подразделений.

2. Оценка внутренних и внешних  факторов мотивации трудовой  деятельности.

3.   Определение влияния трудовой мотивации на различные показатели трудовой деятельности.

4.   Разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышения мотивации трудовой деятельности у удовлетворенности работой различных групп сотрудников.

5.   Определение принципов и оптимизация системы оплаты труда с целью повышения трудовой мотивации.

6.   Оценка и контроль эффективности управления мотивацией работников.

Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив  сильных работников, администрация  может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или  повышением в должности. Информационные, административные и мотивационные  функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая  к административному решению  о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей  работе.

В начале 2001 года в отделе маркетинга одной   из Санкт-Петербургских фирм было проведено исследование, целями которого были (33):

-                 определение заинтересованности работников в совместной деятельности в фирме,

-                 выявление работников, недостаточно лояльно относящихся к фирме, руководству и своим должностным обязанностям,

-                 оценка целесообразности проведения организационных мероприятий, направленных на повышение сплоченности команды,

-                 поиск и использование дополнительных способов мотивирования сотрудников к трудовой деятельности,

-                 выбор наиболее эффективных способов управления по отношению к каждому работнику и к подразделению в целом.

В результате исследования были получены следующие выводы.

1. Сфера интересов и увлечений  большинства сотрудников ограничена  преимущественно дружеским общением, семейным отношениями и творческой  деятельностью. Однако данные  потребности в полной мере  находили свое удовлетворение  только в прошлом.

2. Как правило, базовые потребности  сотрудников в настоящее время  на являются вполне удовлетворенными. Их неудовлетворение может приводить к состоянию повышенной эмоциональной напряженности.

3. В настоящем обнаруживается  озабоченность работой, стремление  к успеху, независимости, выгоде  и выполнению профессиональных  обязанностей. Однако данные потребности  не являются базовыми в структуре  личности, а вызваны скорее внешними  обстоятельствами.

4. В будущем отмечается ориентация  на удовлетворение тех же актуальных  потребностей, которые возникают  в настоящем. Сотрудники часто  ориентированы на профессиональную  работу в различных фирмах, однако, изучаемая фирма, как правило,  не входит в их число.

5. Сотрудники считают себя преимущественно  друзьями и членами семьи, но  не работниками фирмы, впрочем,  как и других фирм. С другими  сотрудниками фирмы они часто  проводят свободное время, которое  связывает их больше, чем совместная  работа.

6. Работа побуждается актуальными   в настоящий момент потребностями в успехе, независимости, выполнении обязанностей и выгоде. Однако работа не приносит удовлетворения, поскольку не позволяет в полной мере общаться, поддерживать дружеские и семейные отношения, обучаться новому и заниматься творческой деятельностью. Кроме того, представление о собственной работе никак не связано с фирмой.

7. Фирма и руководство воспринимаются  исключительно как условие карьеры,  материального благополучия и  источник заработной платы, впрочем,  так же, как и другие фирмы.

8. Другие фирмы в  представлении сотрудников являются вполне реальной альтернативой изучаемой фирме, в такой же мере способной удовлетворять  материальные потребности и обеспечивать карьеру.

Многие сотрудники думают следующим  образом:

«Только раньше мне было по-настоящему интересно и хорошо. Мне хотелось бы вернуться в прошлое, к друзьям, семье и учебе. Настоящее и  будущее наполнены важными, но скучными делами, профессиональными обязанностями, работой на какой-нибудь фирме. К сожалению, в будущем вряд ли что-нибудь изменится к лучшему. С фирмой и руководством меня связывает только возможность карьеры и заработная плата. Другие фирмы ничем не хуже и не лучше, зарплату можно получать и там. С другими сотрудниками хорошо общаться только на досуге. Собственный бизнес тоже не для меня».

 

 

2.4 Подготовка  руководящих кадров

Подготовка сводится к  развитию навыков и умений, необходимых  служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в  будущем. На практике систематические  программы подготовки  наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование. 

Посредством оценки результатов  деятельности организация, прежде всего должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить – какие способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности.

Подготовка руководящих  кадров в основном ведется для  того, чтобы руководящие работники  овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость  удовлетворения потребностей более  высокого уровня: профессионального  роста, успеха,  испытания своих сил. К сожалению, многие организации не предоставляют достаточных возможностей для удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности и продвижения по службе. Исследования показали, что выпускники министерских курсов обучения бизнесу отмечали большое расхождение между их личными ожиданиями на рост и продвижение по службе и тем, что им смогли предоставить в действительности. Если эти ожидания имеют для человека большое значение, то он обычно увольняется с такой работы. Нет необходимости говорить о нежелательности текучести управленческих кадров в силу высокой стоимости их найма и адаптации в организации. Замена такого служащего может обходиться в несколько его месячных окладов.

Методы подготовки управленческих кадров.

Подготовка управленческих кадров может проводиться путем  организации лекций, дискуссий в  составе небольших групп, разбора  конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов  являются организуемые ежегодно курсы  и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом  является ротация по службе. Перемещая  руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.

В одном из исследований была установлена тесная связь между  уровнем требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим  продвижением по службе. Те лица, перед  которыми с самого начала ставились  более трудные задачи, выработали в себе более высокие  рабочие качества и оказались лучше подготовленными к будущим задачам, чем те, которым давались менее сложные задания. Первая группа менеджеров и по службе продвигалась тоже быстрее.

 

2.5 Продвижение  по службе 

 

В развитие программ по подготовке руководящих кадров в  начале 

70-х годов  многие компании и консультационные фирмы разработали программы по управлению карьерой, т.е. продвижением по службе. Один из авторов определяет понятие управления карьерой как официальную программу продвижения работников по службе, которая помогала бы раскрывать все свои способности и применять их наилучшим, с точки зрения организации, образом. Программы управления продвижением по службе помогают организациям использовать способности своих работников в полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно применить свои способности.

Официальная программа управления продвижением по службе дает людям  возможность воспринимать их работу в организации как «серию перемещений  по различным должностям, способствующую развитию, как организации, так и  личности». Это имеет большое  значение, поскольку исследования говорят  о том, что люди обычно относятся  к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались бы другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями. По мнению авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом  программ продвижения по службе является большая преданность интересам  организации, повышение мотивации  производительности труда, уменьшение текучести кадров и более полное использование способностей работников.

 

2.6 Факторы, влияющие  на работу с персоналом 

 

Для воспроизводства бизнеса  необходим баланс между внешней  и внутренней средой предприятия. Несоответствие стратегий развития компаний среде, в которой делается бизнес, держит предприятия в состоянии войны с внешним миров. Отсутствие необходимых способностей делать этот бизнес приводит к административному маразму, организационной неповоротливости и неуправляемости.

 

 

 

Табл. 2.6.1 «Факторы, характеризующие  внешнюю среду бизнеса». (в абсолютных показателях)

 

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

ОКАЗЫВАЕМОЕ ВЛИЯНИЕ*

НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЯ, СЛАБОЕ ВЛИЯНИЕ

СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ

ВЫЗЫВАЕТ КОНФЛИКТЫ

ТОЛКАЕТ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬ-СТВА

Налоговое законодательство

17

55

6

35

Конкуренция в отрасли

34

52

0

4

Требования ГК и КЗоТ

46

40

2

11

Конкуренция на рынке труда

51

31

0

0

Дороговизна услуг рекрутинговых  и консалтинговых фирм

55

22

0

1


 

* Сумма по строке каждого  из факторов оценки (эффективность  и затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали своего суждения по данному поводу. 

 

Налоговое законодательство и отраслевая конкуренция, по оценкам  респондентов, оказывают самое сильное  влияние на бизнес (55 и 52 упоминания соответственно). Далее следуют гражданское  и трудовое законодательство (40 упоминаний) и конкуренция на рынке труда (31 упоминание). 35 компаний заявили, что  вынуждены нарушать существующее налоговое  законодательство, 11 признались в нарушениях трудового и гражданского законодательства, еще 4 – в недобросовестной конкуренции, а 1 компания, чтобы сэкономить, расплачивается наличными за рекрутинговые услуги.

Такой фактор, как высокая  стоимость  услуг рекрутинговых и консалтинговых компаний, оказывает не столь заметное влияние на бизнес (22 упоминания). Это можно объяснить тем, что основная масса компаний, принявших участие в опросу не пользуются их услугами, опираясь на собственные силы.

Информация о работе Формирование и развитие трудовых ресурсов