Формирование западноевропейской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.
Объектом исследования являются модели менеджмента.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

 За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные  страны накопили значительные  сведения в области теории  и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле  и другие с учетом своих  специфических особенностей. К сожалению,  наша отечественная наука управления  развивалась самостоятельно и  обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий  в нашей стране господствовала  административно-командная система  управления, направлявшая в основном  свои усилия на критику зарубежного  опыта управления.

 

Однако, опыт ведения бизнеса  и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в  зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную  почву), а с другой — использования  его лучших достижений в своей  деятельности.

 

Цель курсовой работы –  изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный  российский менеджмент.

 

Объектом исследования являются модели менеджмента.

 

Предметом исследования –  основные признаки и элементы каждой модели.

 

   Глава 1. Формирование  западноевропейской модели менеджмента.

 

 Заметное влияние на  формирование европейского менеджмента  оказали английские исследователи.  Английские ученые внесли существенный  вклад в разработку метода  «исследования операций», который  впервые зародился в Англии  в 40-х гг., в связи с необходимостью  решения некоторых военных стратегических  и тактических задач. В дальнейшем  центр работ переместился в  Америку.

Проблемами научного управления производством в Германии занимался  германский промышленник, государственный  деятель и публицист Вальтер  Ратенау. Став в 1899 г. членом правления  возглавлявшейся отцом «Всеобщей  компании электричества» (АЭГ), а в 1915 г. после смерти отца — ее председателем, добился превращения ее в одну из крупнейших в Германии и ведущих  в мире промышленных корпораций по производству электроэнергии.

В 1929—1933 гг. передовые капиталистические  страны охватил мировой кризис. В  этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования  экономики. Кейнс обосновал необходимость  государственного вмешательства в  экономику.

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики  и канцлер Людвиг Эрхард. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами  управления. Под руководством Эрхарда  Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного  хозяйства» (по Эрхарду) включает в  себя два основных положения:

Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.

Введение индикативного  планирования, пришедшего на смену  директивному планированию. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых  является наиболее желательным.

Определенный интерес  представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как  и ФРГ, объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом  Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля  учитывает специфические особенности  Швеции, которая представляет собой  страну с высоким уровнем материального  и социального обеспечения населения.

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к  началу прошлого столетия. Ее родоначальником  следует считать выдающегося  ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920). М. Вебер был  в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту  и бизнесу. Концепция бюрократической  рационализации, разработанная М. Вебером, явилась важной вехой становления  классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться  на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной  трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов  определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М. Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств  достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение  должностных обязанностей и ответственности  работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности  и управления. Это были, безусловно, прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента. М. Вебером формулировались условия  реализации предложенной им концепции:

Должности организуются в  иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в подчинении вышестоящей. Объем власти и объем  полномочий по мере движения вверх  по уровням иерархии возрастает.

Отбор и продвижение сотрудников  по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой  определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.

Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в  письменном виде; ведение записей  есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени.

Менеджеры не являются собственниками организации; они – наемные сотрудники; они работают только в интересах  самой организации, а не в интересах  отдельных персон и групп.

Менеджеры работают в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, способствуют обеспечению  трудовой дисциплины и контролю для  достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации.

Важной характеристикой  бюрократического менеджмента являлась рациональность, которая требовала  использования наиболее эффективных  средств выполнения задач организации. Все принимаемые решения должны вести прямо к выполнению задач  организации.

Не отрицая ряда недостатков  теории М. Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких  стран, как Россия). Теория рационализации М. Вебера имела многих последователей, в том числе и в наше время, и оказала серьезное влияние  не только на немецкую школу менеджмента, но и на многие другие школы развитых стран мира.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более  высокого уровня развития, чем в  других странах мира. По их мнению, высокая  производительность труда в США  обеспечивается за счет лучшей организации  производства. Работая на европейском  рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело, приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США  и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских  стран своим стратегическим планам.

 

Глава 2. Характеристика основных западноевропейских  моделей менеджмента.

 

   2.1. Немецкая модель  менеджмента.

 

   Теоретические истоки  немецкой модели менеджмента  относятся к началу прошлого  столетия. Ее родоначальником следует  считать выдающегося ученого,  социолога и экономиста Маркса  Вебера(1864-1920). М.Вебер был в первую  очередь ученым-социологом, ряд его  исследований имел прямое отношение  к экономике, менеджменту и  бизнесу.

 

Концепция бюрократической  рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной составляющей становления  классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться  на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной  трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов  определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были, безусловно, прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.

 

М.Вебером формулировались  условия реализации предложенной им концепции:

 

-  Должности организуются  в иерархическую структуру в  соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в  подчинении вышестоящей. Объем  власти и объем полномочий  по мере движения вверх по  уровням иерархии возрастает.

 

- Отбор и продвижение  сотрудников по службе осуществляется  в соответствии с их квалификацией,  уровень которой определяется  на экзамене или в соответствии  с опытом и обучением.

 

- Все административные (управленческие) акты и решения оформляются  в письменном виде; ведение записей  есть память организации, обеспечивающая  преемственность во времени.

 

- Менеджеры не являются  собственниками организации; они  – наемные сотрудники; они работают  только в интересах самой организации,  а не в интересах отдельных  персон и групп.

 

- Менеджеры работают в  соответствии с четкими правилами  и процедурами, что должно гарантировать  надежность и предсказуемость  их поведения. Формальные установки,  которые определяют и контролируют  поведение всех работников во  время работы, способствуют обеспечению  трудовой дисциплины и контролю  для достижения поставленных  целей. В конечном итоге гарантируют  стабильность организации.

 

- Важной характеристикой  бюрократического менеджмента являлась  рациональность, которая требовала  использования наиболее эффективных  средств выполнения задач организации.  Все принимаемые решения должны  вести прямо к выполнению задач  организации.

 

Не отрицая ряда недостатков  теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких  стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в наше время, и оказала серьезное влияние не только на немецкую школу менеджмента, но и на многие другие школы развитых стран мира.

 

Наиболее часто в сравнительных  исследованиях выделяют следующие  особенности немецкой модели менеджмента.

 

1. Стимулирование профессиональной  подготовки.

 

Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием  к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс  предполагает как подготовку на рабочем  месте (4 дня в неделю), так и  теоретическое обучение (1 день в  неделю). Содержание образовательной  программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя  институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее  руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

 

Как минимум 5% среднегодовой  численности рабочей силы немецких предприятий составляют учащиеся системы  профессионально-технического образования. Примерно 70% рабочих на промышленных предприятиях прошли через эту систему  и сдали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику  и потребности конкретного предприятия. Для сравнения: подобную квалификацию в Нидерландах имеют около 40% рабочих, а в США и Англии – 30%. Важное значение в подготовке квалифицированной  рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют  знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.

 

Стимулирование роста  профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При  этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно  сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами  и инструкциями. Адаптация к меняющимися  или новым технологиям, продуктам  и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты  на переподготовку кадров в связи  с новыми требованиями клиентов или  новой тактикой конкурентов оказываются  сравнительно небольшими.

Информация о работе Формирование западноевропейской модели менеджмента