Формирование западноевропейской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.
Объектом исследования являются модели менеджмента.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

 

К этому же времени относится  рождение такой важной самостоятельной  ветви экономики, как экономическая  кибернетика, тесно связанной с  использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей  стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

 

Дискуссия, развернувшаяся в  стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и  методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной  реформы.

 

Период времени, начиная  с 1965 г. по настоящее время, характеризуется  проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование  системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

 

1. Реформа системы управления  экономикой 1965 г.

 

2. Реформа системы управления 1979 г.

 

3. Ускорение социально-экономического  развития (1986 г.) и переход к рыночным  отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).

 

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал  черты прежней, административно-командной  системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних  советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

 

Вместе с тем организации  – хозяйствующие субъекты уже  несколько лет функционируют  в условиях рыночной, хотя пока и  весьма неэффективной российской экономики  и обрели некоторые важнейшие  черты, характерные для субъектов  рыночных отношений.

 

Существенное влияние  на реформирование российского менеджмента  оказали и продолжают оказывать  весьма специфические общеэкономические  факторы, и, прежде всего:

 

- экономическая и политическая  нестабильность в стране;

 

- спад промышленного и  сельскохозяйственного производства;

 

- высокий уровень безработицы;

 

- высокий уровень налогообложения  организаций;

 

- высокий уровень инфляции;

 

- низкая платежеспособность  многих организаций;

 

- несовершенная и нестабильная  законодательная и нормативная  база функционирования экономики;

 

- использование государственными  и местными органами моделей  и решений, неадекватных сложившимся  условиям. Имеет место игнорирование  горизонтального системообразования, самоуправления, недостаточный учет  современных тенденций в развитии  социально-экономических систем;

 

- коррумпированность государственных  и местных органов регулирования  экономики;

 

- хроническая асимметричность  информационного пространства, деловой  информации, что крайне затрудняет  формирование сделок;

 

- неразвитость рыночных  отношений, инфраструктуры рынка,  информационной среды; высокий  уровень неопределенности, рисков  на рынке товаров и услуг;

 

- высокий уровень криминализации  экономики, незащищенность предпринимателей  от криминальных структур.

 

Формирование российского  менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в  сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального  контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее  значение должно приобретать повышение  по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно  на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.

 

Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью  отвечающим за результаты своей хозяйственной  деятельности, должно сформировать у  себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить  предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

 

По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые  функции: разработки стратегии и  политики развития, поиск необходимых  материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

 

В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых  решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность  путем нововведений удовлетворять  потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость  проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции  в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные  с управлением персонала, который  в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

 

Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие  требования к профессионализму управленческого  персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой  менеджмента методы мотивации.

 

Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с  учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще  говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти  среднее между Японской школой менеджмента  и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.

 

Отечественная модель обладает большим потенциалом, скорее всего  даже большим, чем западная. Но для  раскрытия ее потенциала необходим  существенно более высокий уровень  методической разработанности, знание и учет менеджерами российских законодательных  и нормативных актов, высокий  уровень подготовки, присутствие  норм деловой этики бизнеса и  глубоких знаний о рынке, экономике  и о самом менеджменте как  о науке управления. Без этого  более вероятно, что будут проявляться  ее слабые стороны.

 

Очевидно, что в этом отношении  полезен опыт западной модели. В  первую очередь – опыт процедурного обеспечения общей работы, опыт процедурного принуждения к исполнению. Вообще проблема «вживления» опыта западной модели является пока неразрешенной. Мы уже имеем длительный исторический опыт попыток ее использования. Можно  сказать, что первой были реформы  Петра I. Ну и то, что проблема не разрешена  и по сей день, подтверждается совсем недавним опытом реформ начала 90-х годов XX века, в которых была повторена  та же ошибка – прямое копирование  западного опыта.

 

Действительно, стоит отметить то, что обе эти модели менеджмента  порождены существенно разными  людьми, с разной ментальностью. В  настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру  управления. Между менеджментом и  менталитетом существует более глубокая взаимосвязь. Анализируя формы и  методы управления в разных странах, мы не можем не учитывать немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность. Человек  не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в  определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или  подчиняется. Даже в одиночестве  он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.

 

Заимствование чужого опыта  Россией может принести еще более  отрицательный результат. Это объясняется  тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности. Россия представляет собой причудливое  сочетание западничества и славянофильства, она всегда стояла между Европой  и Азией. От Азии Россия впитала форму  группового мышления – группизм, а  от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм  – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причем надо учитывать, что русский  менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая  лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность.

 

Специфической чертой российского  менеджмента должна стать опора  на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти  заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления  национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный  переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость  является необходимой, но вынужденной  мерой. Стратегическая перспектива  русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и  более эффективному по содержанию управлению.

 

Глава 4. Практическая часть: Некоторые аспекты деятельности германского концерна BASF.

 

4.1. Краткая характеристика  химического концерна.

 

BASF – The Chemical Company – лидер  мировой химической отрасли, имеющий  более ста пятидесяти производственных  площадок на различных континентах  и поставляющий свою продукцию  заказчикам из 200 стран мира. Общее  число сотрудников BASF превышает  95 тысяч человек, а объем продаж  концерна в 2007 году составил 58 млрд. евро. В концерн BASF входят  несколько предприятий, в частности: BASF Societas Europaea, BASF Elastogran GmbH, BASF Coatings.

BASF Societas Europaea — крупнейший  в Германии химический концерн,  один из крупнейших в мире. Штаб-квартира — в городе Людвигсхафене  в юго-западной немецкой земле  Рейнланд-Пфальц. Концерн основан  6 апреля 1865 года. В настоящее время  председателем совета директоров  является Юрген Хамбрехт.

В своей стратегии BASF уделяет  большое внимание рынкам России и  СНГ. В настоящее время BASF Россия и СНГ – динамично развивающаяся  группа компаний, занимающаяся не только сбытом, но и производством на территории России и стран СНГ. Оборот российского  подразделения концерна в 2007 году достиг 511 миллионов евро без учета нефтегазовых проектов, а количество сотрудников  составило 900 человек (включая нефтегазовые проекты). В 2000 году было учреждено ООО  «Эластокам» – совместное предприятие  дочерней компании BASF Elastogran GmbH и ОАО  «Нижнекамскнефтехим» по производству полиуретановых систем. В начале 2007 года произошло расширение производства в два раза, связанное с повышением спроса на производимую продукцию. На заводе «Волгоградхимпром» для BASF и  по технологиям BASF производят ряд средств  защиты растений.

Компания BASF Coatings является производственным подразделением фирмы BASF - мирового лидера химической промышленности. Поставляя  интеллектуальные системные решения  и высококачественную продукцию, фирма  помогает своим клиентам более успешно  вести свой бизнес. Производственный портфель фирмы BASF включает обширный спектр продукции от химикатов, пластмасс, промышленной продукции, сельскохозяйственных продуктов и химических веществ  тонкого органического синтеза  до сырой нефти и природного газа. Благодаря новым технологиям, она  может подключиться к дополнительным рыночным возможностям, осуществлять деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития. В 2003 году фирма BASF продала товаров на сумму более 33 миллиардов евро, получив в результате прибыль порядка 2 миллиардов евро.

 

4.2. Содержание социальных  программ предприятия.

 

Большинство предприятий  ФРГ традиционно имеет обширные социальные программы для наемных  работников. Они вполне гармонично дополняют государственную систему  социального обеспечения, в финансировании которой предприятия также играют важнейшую роль. Следует отметить, что наемные работники не только являются второй стороной, обеспечивающей финансирование общегосударственных социальных программ, но и участвуют в финансировании социальных программ на предприятиях.

Рассмотрим содержание социальных программ в трех компаниях: на головном предприятии концерна «БАСФ», на предприятии, входящем в группу компаний «БАСФ» - «Винтерсхалл» и в металлургическом концерне «Тиссен-Крупп». Эти предприятия  различаются по своим размерам и  подходам к осуществлению социальной политики, вследствие чего содержание социальных программ на них неодинаково. Однако общим является понимание  их сущности, сформулированной руководством департамента социального обеспечения  — социальные выплаты и услуги предприятия — это все выплаты  и услуги, оформляемые предприятием, которые предоставляются трудящимся сверх регулярной заработной платы  с целью положительно влиять на их трудовой вклад. С этой позиции к  социальным выплатам в Германии относят  все затраты на персонал, кроме  оплаты за отработанное время, включая  премии и вознаграждения, расходы  на оплату неотработанного времени, в том числе времени отпуска  и праздничных дней, и т.п.

Проанализируем порядок  предоставления социальных выплат и  услуг и их размер применительно  к отдельному работнику.

1. Источники финансирования  социальных программ на предприятиях  Германии. Наиболее крупными источниками  финансирования социальных расходов  на промышленных предприятиях  Германии являются обязательные  взносы в фонды социального  страхования. Совокупная величина  ставок взносов составляется 42,1% от заработной платы в старых  федеральных землях и 42,5% в  новых землях. Социальное страхование  включает в себя 5 основных направлений:  пенсионное страхование по старости, инвалидности, семье в связи со  смертью работника (19,3%); медицинское  страхование (в среднем 13,6% в  старых и 14,0% в новых землях); страхование по безработице (6,5%); страхование по уходу за больным  (в среднем 1,7 %) и страхование  от несчастного случая (около  1%). При этом взносы пенсионного  страхования выплачиваются на  паритетных началах работодателем  и работником. Тем самым осуществляется  солидарный принцип финансирования, который обладает значительным  мотивирующим потенциалом.

Информация о работе Формирование западноевропейской модели менеджмента