Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:44, реферат
Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.
Объектом исследования являются модели менеджмента.
К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение социально-
Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.
Вместе с тем организации – хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока и весьма неэффективной российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.
Существенное влияние
на реформирование российского менеджмента
оказали и продолжают оказывать
весьма специфические
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
- спад промышленного и
сельскохозяйственного
- высокий уровень безработицы;
- высокий уровень
- высокий уровень инфляции;
- низкая платежеспособность многих организаций;
- несовершенная и нестабильная
законодательная и нормативная
база функционирования
- использование
- коррумпированность
- хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок;
- неразвитость рыночных
отношений, инфраструктуры
- высокий уровень
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.
Российское предприятие,
становясь самостоятельным
По сравнению со старой
системой управления, существовавшей
много лет на российских предприятиях,
в новых условиях появляются новые
функции: разработки стратегии и
политики развития, поиск необходимых
материальных и трудовых ресурсов,
совершенствование
В этих условиях резко возросли
требования к российским менеджерам
за своевременность и качество принимаемых
решений. Усилилась роль научно-технического
прогресса, дающего возможность
путем нововведений удовлетворять
потребности рынка. В российском
бизнесе появилась острая необходимость
проведения маркетинговых исследований,
позволяющих изучить эти
Менеджмент на российских
предприятиях предъявляет высокие
требования к профессионализму управленческого
персонала и стилю управления.
В условиях дефицита денежных ресурсов
появилась необходимость
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.
Отечественная модель обладает
большим потенциалом, скорее всего
даже большим, чем западная. Но для
раскрытия ее потенциала необходим
существенно более высокий
Очевидно, что в этом отношении полезен опыт западной модели. В первую очередь – опыт процедурного обеспечения общей работы, опыт процедурного принуждения к исполнению. Вообще проблема «вживления» опыта западной модели является пока неразрешенной. Мы уже имеем длительный исторический опыт попыток ее использования. Можно сказать, что первой были реформы Петра I. Ну и то, что проблема не разрешена и по сей день, подтверждается совсем недавним опытом реформ начала 90-х годов XX века, в которых была повторена та же ошибка – прямое копирование западного опыта.
Действительно, стоит отметить
то, что обе эти модели менеджмента
порождены существенно разными
людьми, с разной ментальностью. В
настоящие время общепризнанно,
что национальный и региональный
менталитеты – важнейший
Заимствование чужого опыта
Россией может принести еще более
отрицательный результат. Это объясняется
тем, что российский менталитет всегда
характеризовался наличием полярности,
стремлением к гротеску, доведением
любой ситуации до крайности. Россия
представляет собой причудливое
сочетание западничества и
Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.
Глава 4. Практическая часть: Некоторые аспекты деятельности германского концерна BASF.
4.1. Краткая характеристика химического концерна.
BASF – The Chemical Company – лидер
мировой химической отрасли,
BASF Societas Europaea — крупнейший
в Германии химический концерн,
В своей стратегии BASF уделяет
большое внимание рынкам России и
СНГ. В настоящее время BASF Россия
и СНГ – динамично
Компания BASF Coatings является производственным подразделением фирмы BASF - мирового лидера химической промышленности. Поставляя интеллектуальные системные решения и высококачественную продукцию, фирма помогает своим клиентам более успешно вести свой бизнес. Производственный портфель фирмы BASF включает обширный спектр продукции от химикатов, пластмасс, промышленной продукции, сельскохозяйственных продуктов и химических веществ тонкого органического синтеза до сырой нефти и природного газа. Благодаря новым технологиям, она может подключиться к дополнительным рыночным возможностям, осуществлять деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития. В 2003 году фирма BASF продала товаров на сумму более 33 миллиардов евро, получив в результате прибыль порядка 2 миллиардов евро.
4.2. Содержание социальных программ предприятия.
Большинство предприятий
ФРГ традиционно имеет обширные
социальные программы для наемных
работников. Они вполне гармонично
дополняют государственную
Рассмотрим содержание социальных
программ в трех компаниях: на головном
предприятии концерна «БАСФ», на предприятии,
входящем в группу компаний «БАСФ»
- «Винтерсхалл» и в
Проанализируем порядок предоставления социальных выплат и услуг и их размер применительно к отдельному работнику.
1. Источники финансирования
социальных программ на
Информация о работе Формирование западноевропейской модели менеджмента