Функции управления в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления).

Содержание работы

Введение
. Теоретические основы функций управления в системе менеджмента
.1 Понятие и содержание функций менеджмента
.2 Планирование как функция менеджмента
.3 Функции организации
.4 Мотивация и контроль как функции управленческого процесса
. Анализ функций управления ООО «Зевс»
.1 Краткая характеристика ООО «Зевс»
.2 Анализ организационной структуры управления ООО «Зевс»
.3 Анализ функций планирования, мотивации и контроля
.4 Мероприятия по совершенствованию функций управления ООО «Зевс»
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Файлы: 1 файл

89.docx

— 84.86 Кб (Скачать файл)

План - это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной  и финансовой деятельности за установленный  период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.

Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределённостью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме  того, в планах могут быть ошибочные  решения, и их необходимо корректировать. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

 

1.3 Функция организации

 

Организовать - значит создать  некую структуру. Организация - это  процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям  эффективно работать вместе для достижения его целей. Чтобы планы были реализованы  руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, то есть с оптимальным результатом.

Организация как процесс  представляет собой функцию по координации  многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование, - эта проблема будет рассмотрена в данной работе, - необходимо понять связанные с  этим концепции ответственности  и организационных полномочий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять  имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Важно понимать, что делегирование  реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность  не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность  за решение какой-либо задачи, не обязательно  выполняет ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Если предполагается, что  какое-то лицо примет ответственность  за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство  осуществляет это путем делегирования  полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников  на выполнение определенных задач.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными  распоряжениями начальников, а также  факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями.

Необходимо рассмотреть  отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как  линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться  в различных формах.

Линейные полномочия - это  полномочия, которые передаются непосредственно  от начальника к подчиненному и далее  к другим подчиненным.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку  полномочия распоряжаются людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью  команд. Итак, результатом делегирования  линейных полномочий является цепь команд.

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых  областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в  отношении самого аппарата.

Ограничение нормы управляемости. Число работников, подчиняющихся  непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма  управляемости не будет соответствующим  образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная  возможность путаницы в полномочиях  может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.

Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать  делегированной ответственности.

Организационная структура - логически построенные взаимоотношения  уровней управления и функциональных подразделений.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся  между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и  гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объём и комплексность выполняемых  функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к  квалификации и личная свобода в  управлении. Чем ниже уровень - тем  больше простота решений, доля оперативных  видов деятельности.

 

1.4 Мотивация и  контроль как функции управленческого  процесса

 

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность  воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация - это процесс  побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или  целей организации.

Систематическое изучение мотивации  с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что  же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в  труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать  прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Различные теории мотивации  разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить  смысл основополагающих понятий: потребности  и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности  заложены генетически, а вторичные  вырабатываются в ходе познания и  обретения жизненного опыта.

Потребности невозможно непосредственно  наблюдать или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к  действию.

Потребности можно удовлетворить  вознаграждениями. Вознаграждение - это  то, что человек считает для  себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при  достижении цели), получаемые посредством  самой работы.

Данные вознаграждения можно  условно разделить на два вида: материальные и нематериальные:

. Материальные. Место и  роль материальных методов воздействия  на персонал в жизни трудно  переоценить. Для руководителя  оно выступает мощным рычагом  управления. На персонал оказывают  воздействие несколько факторов: собственно деньги, позволяющие  получать от жизни определённые  блага, фактор оценки деятельности, заставляющий поддерживать определённое  качество работы, фактор социальной  значимости, как в своём коллективе, так и в различных общественных  кругах.

Оплата труда - система  отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем  выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми  актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и рудовыми договорами. В  современной экономической теории, исследующей рыночные процессы, труд однозначно считается фактором производства, а заработная плата - ценой использования  труда работника. Причём сам труд в научной литературе рассматривается  как целенаправленная, легитимная, сознательная и востребованная деятельность человека. При построении системы  материального стимулирования труда  ключевым моментом должна являться обоснованность базовой (тарифной части) заработной платы.

. Нематериальные. Под нематериальным  вознаграждением подразумевают  все методы, не касающиеся непосредственно  оплаты труда, которые компании  используют для вознаграждения  своих сотрудников за хорошую  работу и повышения их мотивации  и приверженности к фирме.

Сложность нематериальной стимуляции заключается в том, что применяемые  методы должны выбираться персонально  для каждого сотрудника, потому что  в основе мотива труда каждого  человека лежат абсолютно непредсказуемые  принципы.

Существует огромное множество  различных нематериальных вознаграждений, перечисляемые ниже элементы являются наиболее распространенными на практике:

моральное поощрение. Моральные  поощрения наиболее многочисленные. Почётная грамота, знак отличия, переходящий  титул на ограниченный период, размещение фотографий на доске почёта, фото представителя  в буклете компании и пр.;

социальный пакет. Важную роль в долгосрочном стимулировании работников к длительной эффективной  работе на предприятии играют социальные льготы, которые предоставляют предприятия  своим работникам. Социальные льготы могут быть, как гарантированы  государством, так и добровольно  предоставлены предприятием своим  работникам. Гарантированные государством социальные льготы обязательны для  всех предприятий, всех форм собственности  и поэтому несут в себе не стимулирующую  роль, а роль социальных гарантий и  социальной защиты трудоспособных членов общества, имеющих работу. К таким  льготам относятся ежегодный  оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный лист и.т. п.

Организация также может  предоставлять своим сотрудникам  льготы и не предусмотренные законом. Данные льготы могут выражаться в  так называемом социальном пакете. Социальный пакет формируется для  привлечения на предприятие новых  работников, снижения текучести кадров, стимулирования эффективной и качественной работы. Кроме того работодатели, предоставляя работникам льготы, преследуют и такие  цели, как снижение профсоюзной активности, предотвращение забастовок, привлечение  и закрепление на предприятии  квалифицированных кадров.

Льготы - часть компенсации  работникам в виде получения услуг, повышающих уровень их жизни. Условно  такие льготы можно разделить  на четыре вида: финансовые льготы, обеспечение  сотрудников дополнительной пенсией  по старости, предоставление сотрудникам  права пользования учреждениями социальной сферы предприятия, социальная помощь семье.

Материальное - не денежное вознаграждение. Прежде всего, сюда входят различные  подарки, которые компания делает своим  сотрудникам. Это могут быть небольшие  сувениры, более крупные подарки  как символ важности сотрудника для  фирмы, (канцелярские принадлежности, папки, файлы), семейные подарки ко дню  рождения, билеты в театр, подарки  по случаю свадьбы.

Различные общефирменные  мероприятия, не касающиеся непосредственно  работы. Это внутрифирменные праздники, посвящённые значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право  приглашать свои семьи, загородные и  экскурсионные поездки, устраиваемые компанией.

Карьерный рост своих сотрудников. Этот метод настолько же эффективный, как и рискованный, требующий  серьезного анализа и подготовки. В основном «рост» происходит за счёт расширения круга обязанностей и  уровня ответственности, с сохранением  названия должности, с повышением оклада (присвоение категории).

Содержательные теории мотивации  в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей  к действию, особенно при определении  объема и содержания работы. При  закладке основ современных концепций  мотивации наибольшее значение имели  работы трех человек: А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак Клелланда.

Согласно теории А. Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.

Менеджеры, действующие на международной арене, также как  и их коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку  в различных странах относительная  важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих  на международном уровне, должны знать  эти различия и принимать их в  расчет.

Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей А. Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью.

Полагая, что классификация  потребностей, предложенная А. Маслоу, не полная, Мак Клелланд дополнил ее, введя понятие потребностей власти, успеха и принадлежности.

Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры  А. Маслоу потребность власти попадает в промежуток между потребностями в уважении и самовыражении. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также  находится между потребностью в  уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется  не провозглашением успеха этого  человека, что лишь подтверждает его  статус, а процессом доведения  работы до успешного завершения.

Информация о работе Функции управления в системе менеджмента