Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:17, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть понятие и особенности функций управления.
Объект исследования: понятие и особенности функций управления.
Предмет исследования: виртуальное предприятие «ООО туристическое агентство «Русский простор»».
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретический аспект понятия «управление»,
- рассмотреть сходство и различие между управлением и менеджментом,
- раскрыть содержание функций управления,
- рассмотреть на примере виртуального туристического предприятия ООО «Русский простор» управление в отделе маркетинга и рекламы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1. Теоретический аспект понятия управления и его особенности………………..5
1.1 Управление и менеджмент: понятие и различие………………………....5
1.2 Функции управления……………………………………………………...11
2. Функции управления на примере туристической фирмы ООО «Русский простор»…………………………………………………………………………………18
2.1 Общая характеристика предприятия и его виды деятельности………..18
2.2 Организационная структура предприятия………………………………19
2.2.1 Анализ организационной структуры анализируемого предприятия…………………………………………………………………………19
2.2.2 Анализ деятельности, стратегические и операционные цели отдела маркетинга и рекламы…………………………………………………….21
2.3 Стратегические и оперативные цели предприятия…………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..30
• подход к управлению как к процессу (данным подходом определяется управление в качестве процесса, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, принято рассматривать не в качестве единовременного действия, а в качестве серия непрерывных, взаимосвязанных действий - функций управления;
• системный подход (данным подходом предполагается, что руководителями должна рассматриваться организация в качестве совокупности взаимозависимых элементов (людей, структуры, задачи, технологий), которые ориентированы непосредственно на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды);
• ситуационный подход (данным подходом предполагается, что пригодность различных методов управления можно определить при помощи текущей ситуации (т. е. при помощи конкретного набора обстоятельств, которыми оказывается воздействие на функционирование организации в данное время).
Необходимо обратить внимание на то, что в качестве самого эффективного в конкретной ситуации метода управления выступает тот, что в наибольшей степени является соответствующим ее специфике.
Если рассматривать менеджмент в качестве процесса управления организациями, то можно утверждать, что в данном случае содержание менеджмента принято рассматривать исходя из позиции достижения - в процессе деятельности - организацией определенных результатов. В данном аспекте представляется целесообразным рассматривать менеджмент в качестве органа управления8.
Любая ситуация, которая возникает в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, имеющих непосредственное отношение, в том числе, к изменениям целей и программы будущих действий. Всякое управленческое решение выступает в качестве результата реагирования на информацию, которая получена при помощи обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.
1.2 Функции управления
Необходимо отметить тот факт, что функция является широко распространенным понятием, применяемым в философии, биологии, математике и ряде других наук.
Анри Файолем, который является разработчиком теории административного управления, в начале 20 века было выделено 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Объяснялось это им тем, что:
- предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий;
- организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный);
- распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия;
- согласовывать - связывать, объединять, сочетать все действия и усилия;
- контролировать - наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.
На протяжении всего периода 20 столетия содержание функций и название некоторых подверглись ряду изменений, если сравнивать с теми, которые рассматривались в работах А. Файоля. Наличие данного факта обусловлено имеющими место в экономике и социальной структуре общества изменениями9.
Все функции управления представляется возможным разделить на основании двух основных признаков10: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению оказываемого воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Принято считать, что основные функции выступают в качестве основополагающих непосредственно всего процесса управления, а специфическими функциями отражаются особенности конкретной управленческой деятельности работников. Их изучением заняты специальные дисциплины: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Приступим к рассмотрению основных функций управления.
Необходимо отметить то, что общими функциями управления отражается общий порядок управления деятельностью организации:
В процессе реализации данной функции менеджером на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулируются цели и задачи на предстоящий период, разрабатывается стратегия действий, составляются ряд необходимых планов и программ. Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия, которое обеспечивается посредством поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей. Принято различать планы директивные, которые подлежат строгому исполнению, и индикативные, т.е. такие, в которых содержится совет, и которые близки к прогнозам.
От того, насколько правильно сформулированы планы, в значительной мере находится в непосредственной прямой зависимости и качество управления11.
Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:
– где мы находимся в настоящее время?
– куда мы хотим двигаться?
– как мы собираемся сделать это?
Планирование представляется возможным подвергнуть следующей классификации на основании ряда признаков: на основании степени охвата; на основании предмета планирования; на основании сферы функционирования; на основании сроков; на основании содержания планирования и т.д.
В качестве основных задач планирования деятельности организации можно указать следующие12: осуществление выбора оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов; осуществление обеспечения устойчивости функционирования и развития организации; осуществление процесса формирования оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций; осуществление комплексного обеспечения выполнения планов; осуществление формирования организационно-технических и социально-экономических мероприятий, которые обеспечивают непосредственно выполнение планов; осуществление процесса координации выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству; стимулирования выполнения планов.
содержание данной функции заключается в осуществлении процесса координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей. Её реализация осуществляется через создание организации, подразделений и рабочих мест, определении порядка их функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией.
В качестве основных условий рациональной организации управленческих процессов выступают: пропорциональность; непрерывность; наличие целей; эластичность действий; устойчивость; разделение труда; кооперация труда; соблюдение норм управляемости; делегирование обязанностей и полномочий; параллельность; прямоточность (информационных потоков); ритмичность; концентрация однородных предметов труда в одном месте; гибкость процессов13.
Задачами организации являются: осуществление деления организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий; осуществление формирования организационной структуры организации, налаживания взаимодействия ее элементов; создания условий для формирования определенной организационной культуры организации; организации выполнения принятых решений; осуществление текущей организации производственного, торгового и иных процессов; обеспечения деятельности организации всеми видами ресурсов; преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т.д.).
Необходимо обратить внимание на то, что понятие «организация» (в том смысле, который рассматривается в рамках данного исследования) имеет противоположное ему по содержанию понятие «дезорганизация», которое означает переход от «порядка» к «беспорядку», от порядка более высокого уровня к порядку более низкого уровня. Дезорганизация является тоже организацией, но со знаком минус. Для деятельности организации дезорганизация представляет собой упадок14.
Координация является упорядочением и согласованием работы различных элементов системы или взаимодействующих систем в процессе их совместной деятельности посредством установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Координацию представляется возможным разделить на несколько видов: превентивную, когда происходит прогнозирование проблемы, трудностей и путей возможного их преодоления и принимаются адекватные меры; устраняющая, целью которой является ликвидация перебоев в системе после того, как они произошли; регулирующая, предназначением которой является поддержание систем управления и производства в установленных пределах; стимулирующая, при помощи которой повышается эффективность функционирования систем управления и производства.
Содержание данной функции означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей ее развития.
Исходя из теории, которая была предложена американским психологом А. Маслоу (1908–1970), все потребности представляется возможным расположить в виде строгой иерархической структуры (рис. 1). Исходя из его точки зрения, - потребности, расположенные на нижних уровнях, оказывают влияние на поведение человека прежде, чем потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении человека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня.
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Данная функция является системой наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Основным элементом является: учет, предполагающий сбор, обработку, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.
Специфическими функциями управления можно назвать следующие:
Регулирование , являющее собой вид деятельности, направленный на поддержание режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования происходит выработка средств воздействия и механизмов реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. При помощи данной функции адаптируется менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.
Стимулирование является основной функцией, связанной с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности.
Гуманизацией в качестве функции менеджмента отражается социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента.
Важное место в составе функции гуманизации отводится деятельности, направленной на формирование и развитие культуры фирмы, культуры управления.
Корпоративность, выступая в качестве новой функция менеджмента, включает в себя виды деятельности, направленные на формирование атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем.
Вывод по разделу
Управление принято рассматривать в качестве процесса. Это объясняется тем, что работа, направленная на достижение целей посредством других является серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе принято считать процессом, имеют большую важность для успешной деятельности организации. Их принято именовать управленческими функциями. Каждая управленческая функция т.ж. является процессом, т.к. тоже заключает в себе серию взаимосвязанных действий. Процесс управления в данном аспекте выступает в качестве общей суммы всех функций. Выполнение управленческих решений принято считать необходимым условием для организации, которая планирует добиться определенного успеха.
2. Функции управления на примере туристической фирмы ООО «Русский простор»
Туристическая фирма “Русский простор” основана 21 августа 2008 года. Предприятие имеет, помимо генерального офиса, ещё 3 структурных подразделения по продажам.