Глобализация международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Содержание работы

1. Характерные черты глобализации бизнеса……………………………… 3
1.1 Международный бизнес: сущность и развитие………………………… 3
1.2 Характерные черты глобализации бизнеса…………………………….. 8
2. Уровни управления в организации………………………………………. 11
2.1 Основные функции управленческой деятельности……………………. 11
2.2 Уровни управления в организации…………………………………….. 13
2.2.1 Руководители низового звена…………………………………………. 16
2.2.2 Руководители среднего звена………………………………………….. 17
2.2.3 Руководители высшего звена………………………………………….. 19
Список использованной литературы ………………………………………. 21

Файлы: 1 файл

международный менеджмент.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Институт  бизнеса и делового администрирования

Дисциплина

«Международный  менеджмент»

 

 

ТЕМА

Контрольной работы:

Глобализация международного бизнеса

 

 

                                                  

 

 

                                                              Исполнитель:

                                 

                                                Специальность УПП                                                                                 

                                     зачетная книжка №                                             

                                     

                              Преподаватель:

к.э.н., доцент кафедры  ППМ

 

 

 

 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Характерные   черты глобализации бизнеса………………………………

3

1.1 Международный бизнес: сущность и развитие…………………………

3

1.2 Характерные  черты глобализации бизнеса……………………………..

8

2. Уровни управления  в организации……………………………………….

11

2.1 Основные  функции управленческой деятельности…………………….

11

2.2 Уровни управления  в организации……………………………………..

13

2.2.1 Руководители  низового звена………………………………………….

16

2.2.2 Руководители  среднего звена…………………………………………..

17

2.2.3 Руководители  высшего звена…………………………………………..

19

Список использованной литературы ……………………………………….

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характерные   черты глобализации бизнеса

1.1 Международный  бизнес: сущность и развитие

На рубеже XX - XXI вв. международный бизнес стал настолько  всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению  мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться1:

1. Поскольку  речь идет о деловых операциях,  то международный бизнес, как  и внутристрановый, имеет главной  своей целью извлечение прибыли.

2 . Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой — некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации).

Иными словами, международный бизнес — это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Все вышесказанное относится  к бизнесу как таковому, но необходим  ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость  выхода фирмы за границы собственной страны?

Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод  именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Действительно, ведь собственно решение о начале международных  операций и есть (пусть даже чисто  формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из странового в международный (мы в данном случае не касаемся вопроса о том, насколько «международность» охватит все или только отдельные стороны фирменного менеджмента).

Два главных направления развития международного бизнеса должны привлечь внимание при анализе этого периода его развития.

Это, во-первых, становление  и бурное развитие десятков новых  национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры  до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру. С другой же стороны — и все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.

При всех издержках, а  нередко и драматичных поворотах этого развития именно оно дало первоначальный толчок невиданному взрывному расширению международного бизнеса: ведь относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, активно ищущих рынки сбыта традиционных продуктов своего экспорта и столь же активных реципиентов для любого рода инвестиционных вливаний. Поскольку же активные акции на внешнем рынке требовали сами по себе значительной финансовой поддержки, то этот неадекватный спрос на финансовые услуги резко подтолкнул развитие международных рынков капиталов, появление и развитие ряда новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга2.

С другой стороны, наиболее мощные американские корпорации, используя все преимущества доминирующего положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу, то есть к качественно новой ступени развития международного бизнеса фирмы, когда весь мир становится, по существу, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов. Уже в 60-е, а особенно в 70-е гг., американских пионеров мультинационального бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Возникла сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба фирмы на некоем страновом рынке с местными фирмами, ее же борьба с работающими здесь мультинациональными корпорациями и, наконец, борьба этих последних между собой.

Важно отметить, что завоевание рынков товаров и услуг всегда опосредуется и в свою очередь  опосредует еще более ожесточенную борьбу тех же соперников на международных, региональных и страновых рынках капиталов, технологий, рабочей силы, информации и т. д.

В этой связи можно опереться на роль и значение так называемого «пакета развития»; на этом вопросе следует остановиться особо, так как он имеет исключительно важное значение в работе международного менеджера и сегодня.

Речь идет о том, что  реальное продвижение национальной экономики к эффективному производству и сфере услуг требует как  раз того комплекса, речь о котором  шла выше: технологии, капитала, информации, квалификации и компетентности персонала, консалтинговой поддержки и т. д. Но получить это «сразу и вместе», скажем в 70-е гг., было крайне проблематичным, поэтому развивающиеся страны и их фирмы брали разные элементы пакета в разных странах и у разных фирм, делая его «оптимальным для себя». Поскольку же для реального мультинационального бизнеса весь мир — поле его деловой игры, то формирование такого рода пакетов для собственных целей или в интересах партнеров здесь можно осуществлять наиболее эффективно.

Дальнейшее развитие мультинациональности в международном бизнесе шло, с чисто внешней точки зрения просто по пути возрастания числа МНК, хотя уже 70-е, и тем более 80-е гг., здесь наблюдается интересный качественный прорыв: в число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся стран, причем находящихся на различных ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д.

Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило  переход международного бизнеса  к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития — глобализации3.

Речь идет о том, что если в прошлом МНК решали относительно простые задачи производства и дистрибьюции товаров, то в последние десятилетия они (точнее — сообщество МНК) стали решать куда более сложные и глобальные задачи: С. Ронен определяет их как создание и задействование сети мультинационального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т. д. и опирающейся на глобальную компьютеризацию.

В данном случае не имеет  значения, к какой стране принадлежит тот или иной элемент сервиса — мультинациональность не потому космополитична, что у нее «нет отечества», а потому, что она не может себе позволить (при прочих равных) заменить эффективность патриотизмом.

Формируя собственную  сеть мультинационального обслуживания, каждая МНК рассматривает ее как свою гарантию эффективности бизнеса, а тот факт, что в конечном итоге эти сети сливаются в некую глобальную сеть такого рода, просто увеличивает эффективность систем в целом. Не потому МНК стали в массовом порядке выносить различные производства в менее развитые страны, что они хотели способствовать развитию последних или ими двигали иные социальные мотивы того же рода; не отрицая у лучших из них ярко выраженного мотива социальной ответственности, будем, однако, объективны: все та же погоня за эффективностью — вот главный мотив.

Если суммировать главные  тенденции развития международного бизнеса за три-четыре последних  десятилетия, то что же следует признать главной и определяющей тенденцией этого развития? Или более локально: какой вопрос, поставленный этим развитием, следует признать центральным, определяющим для понимания перспектив международного бизнеса? По нашему мнению, его следовало бы сформулировать так: Каковы пределы и возможности эффективного использования национальной модели менеджмента с точки зрения эффективности международного бизнеса вообще и его высшей формы — мультинационального бизнеса — в особенности?

Эта формулировка может  показаться на первый взгляд слабо  связанной с предшествующим материалом, но при более внимательном рассмотрении она очень четко именно из него и следует.

Действительно, коль скоро  на арену международного бизнеса  быстро и разносторонне вышли  десятки новых национальных государств, то, вообще говоря, единственной более или менее понятной им моделью менеджмента была та, что в «эру концессий» и после нее насаждалась концессионерами из соответствующей метрополии. Была ли это британская модель в кенийском исполнении или голландская — в индонезийском, для целей данного обсуждения непринципиально4.

Гораздо важнее тот факт, что вне зависимости от географического  фактора модель эта всегда несла  в себе очень мощную составляющую, образно говоря, колониального воздействия. Под этим термином понимается воздействие не только через обычные инструменты менеджмента, используемые в демократических странах, но и в значительной мере через абсолютную зависимость колонии в целом от метрополии и туземных работников от зарубежных владельцев предприятия и нанятых ими же зарубежных менеджеров. Попросту говоря, ни английскому, ни французскому, ни голландскому менеджеру не было никакой нужды ломать стереотипы своего поведения и привычные методы работы ради учета местных особенностей. Их национальная модель автоматически превращается в международную в данной колонии просто «сменой вывески».

Конечно, здесь есть известное  упрощение: умные и образованные менеджеры-европейцы хорошо знали  и ценили умение адаптировать свое управление к местным культурным реалиям. Более того, часто упоминаемый  в литературе по менеджменту уникальный пример Британии, которая сумела обеспечить долговременную стабильность и устойчивость своего управления в колониях, опираясь на относительно малочисленный административный аппарат, — почти классический образец такого рода подхода.

Но если брать именно менеджмент как таковой, то есть собственно сферу делового управления, то положение  о более или менее полном перенесении  национальной модели на туземную почву  в основном отражает реалии и концессионной  эры, и начала эры национальных государств.

Положение коренным образом  меняется именно в ходе этой последней  эры, когда колонии становятся независимыми государствами, а концессионные  предприятия переходят либо в  собственность этих государств, либо в совместную собственность. Колониальный фон перестает действовать и, более того, очень жестко начинает проявляться то, что можно назвать комплексом бывшей колонии: стремление и туземных работников, и менеджеров, и тем более местных властей всячески показать бывшим владельцам и их менеджерам, «кто здесь главный».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характерные черты глобализации бизнеса

Будучи мощным инструментом экономической интеграции страны в  мировую экономику, а следовательно  — инструментом глобализации как таковой, международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами5:

  1. Доступность и всеобщность.

Информация о работе Глобализация международного бизнеса