Государственная поддержка моногородов на примере муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать методы и формы государственной поддержки моногородов России на примере города Пикалево Ленинградской области.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические и практические аспекты развития моногородов в РФ;
- определить направления и эффективность государственной поддержки моногородов в России;
- дать характеристику зарубежного опыта государственного развития моногородов;
- проанализировать формы и результативность государственной поддержки моногорода Пикалево Ленинградской области.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические и практические аспекты развития моногородов в Российской Федерации 5
1.1. Понятие, типология, факторы развития моногородов в РФ 5
1.2. Проблемы развития моногородов 9
2. Методологический и практический анализ государственной поддержки моногородов 12
2.1. Формы и методы государственной поддержки моногородов в РФ 12
2.2. Основные направления государственной поддержки моногородов в России 17
2.3. Зарубежный опыт государственного развития моногородов 22
3. Анализ государственной поддержки развития моногорода на примере муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области 25
3.1. Направления государственной поддержки развития города Пикалево 25
3.2. Влияние государственной поддержки на социально-экономическое развитие города Пикалево 27
3.3. Модель формирования стратегии выхода моногородов из кризиса 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_TAU_Rodicheva_A.docx

— 770.42 Кб (Скачать файл)

После распада  Советского Союза территориально-производственные комплексы практически исчезли, а социальная сфера моногородов, формально оставаясь в ведении местных властей, реально никем не поддерживалась. На рубеже ХХ-ХХI веков на базе градообразующих предприятий моногородов стали формироваться вертикально интегрированные структуры крупных корпораций. Это способствовало передаче ответственности за развитие социальной инфраструктуры и поддержку приоритетных направлений социальной политики, закреплённых ранее за органами местного самоуправления, в зону корпоративной ответственности.

В настоящее  время в Российской Федерации  из 1097 городов 460 относятся к моногородам, а из 1864 поселков городского типа монопрофильных – не менее 1200(64,4%) [2], на их территории проживает 24 % населения страны и  до финансово –экономического кризиса  производилось 40 % ВВП российской экономики. Необходимо отметить, что моногорода распространены на территории РФ повсеместно, но не равномерно (рис. 2).

Рис. 2. Распределение  монопрофильныг городов по федеральным  округам РФ в 2011 г. [23]

Таким образом, наибольшая концентрация моногородов  наблюдается в Центральной Федеральном  округе, но в процентном соотношении  доля монопрофильных городов по отношению  к общему числу городов – в  Приволжском федеральном округе. Доля монопрофильных городов в общем  числе городов составляет 63%, тогда  как в Центральном федеральном  округе 40%.

Мировой финансово-экономический  кризис привёл к спаду во многих отраслях промышленности и обострил ситуацию на монопрофильных территориях. При этом серьёзнее всего пострадали узкоспециализированные города, в которых  проживает большая часть населения. Следует отметить, что российские моногорода оказались в сложном  положении совсем не по вине кризиса. Он стал лишь катализатором копившихся в течение десятилетий финансовых, правовых и социальных проблем. В условиях финансово-экономического кризиса обострились следующие проблемы моногородов (рис.3):

Рис.3. Проблемы развития моногородов в РФ [5, с.47]

Для выхода из сложившейся ситуации моногорода должны добиться появления положительных  экономических и социальных эффектов (Приложение Д).

Структурными элементами региональной системы являются города, среди них особого внимания заслуживают  монопрофильные, в которых проживает около четверти населения страны. Негативные для экономики России процессы в монопрофильных городах проявляются наиболее остро, так как территориальные образования такого типа более чутко реагируют на колебания внешней среды. В условиях экономической нестабильности градообразующее предприятие из источника жизнедеятельности и развития монопрофильного города превращается в источник угроз его существованию.

 

 

 

2. Методологический  и практический анализ государственной  поддержки моногородов

2.1. Формы  и методы государственной поддержки  моногородов в РФ

Вопросы поддержки  моногородов важны и актуальны, потому что в первую очередь это  является антикризисной мерой.

Государственному регулированию процессов реформирования промышленного сектора экономики моногородов способствуют задачи в области индустриального развития экономики России, ее дальнейшего качественного преобразования на основе постиндустриальных технологий, которые определяются целевыми стратегическими ориентирами государственной промышленной и научно-технической политики. Путем разработки и реализации промышленной политики осуществляется государственное воздействие на промышленный сектор экономики. Кроме того, стратегические приоритеты развития промышленности страны также обозначены в долгосрочной Концепции социально-экономического развития Российской Федерации и в отраслевых стратегиях (авиационной, легкой, металлургической, судостроительной, химической, нефтехимической, транспортного машиностроения и др.).

Рис.4. Уровневая государственная поддержка развития моногородов [26]

 

 Финансовый  кризис последних лет обострил  ситуацию в моногородах: градообразующее  предприятия сократив объемы  производства, стало не способно  обеспечить занятость населения,  следовательно вырос уровень  безработицы и задолженности  по заработной плате, нарушились  сроки налоговых платежей в  бюджет всех уровней, что обострило  социальную напряженность в городской  среде. В настоящее время рассматриваются  различные варианты решения вышеперечисленных  проблем. Основное направление  – реструктуризация экономики,  с постепенным преодолением монопрофильности.

Правительство РФ утвердило список 27 моногородов, в которых в 2010 г. в первоочередном порядке стала проводиться модернизация экономики.

В таблице 4 представлены мероприятия, предложенные Министерством финансов РФ для стабилизации экономической ситуации в моногородах.

Таблица 4. Мероприятия, направленные на стабилизацию экономики в моногородах РФ [8]

 

Федеральные мероприятия

Региональные мероприятия

Поддержка градообразующего предприятия

-предоставление налоговых отсрочек  по федеральным налогам предприятиям  на территории моногородов;

-предоставление предприятиям  субсидий на возмещение части  затрат по уплате процентов  по кредитам;

-предоставление государственных  гарантий по кредитам банков  предприятиям на территории моногородов. 

-предоставление предприятиям субсидий  на возмещение части затрат  по уплате процентов по кредитам;

-предоставление налоговых  отсрочек по региональным налогам  предприятиям на территории моногородов; 

-предоставление государственных  гарантий по кредитам банков  предприятиям на территории моногородов. 

Поддержка бюджетов моногородов

-учет необходимости поддержки  моногородов при выделении бюджетных  кредитов бюджетам субъектов  Российской Федерации из федерального  бюджета;

-развитие государственно-частного  партнерства, в частности реализация  инвестиционных проектов;

-предоставление субсидий  из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации  на реализацию дополнительных  мероприятий, направленных на  снижение напряженности на рынке  труда субъект РФ;

-предоставление финансовой помощи  муниципальным образованиям, имеющим  на территории моногорода;

-предоставление из региональных  бюджетов субсидий на развитие  социальной и инженерной инфраструктуры  муниципальных образований;

-развитие государственно-частного  партнерства в форме предоставления  соответствующих субсидий из  бюджетов субъектов РФ;

-предоставление дотации  на обеспечение сбалансированности  бюджетов моногородов. 


Таким образом, предложенные мероприятия направлены на поддержку градообразующее предприятия  и местного бюджета, проводится они  должны как на федеральном, так и  на региональном уровнях.

Сегодня основная задача, которую  приходится решать Правительству РФ, состоит в том, чтобы создать  механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства. С целью решения данной задачи каждый из регионов должен представить в Министерство регионального развития комплексный инвестиционный план развития территории.

Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации моногорода представляет собой формализованный инструмент управления рисками и мониторинга ситуации в монопрофильных муниципальных образованиях и, по существу инвестиционным пакетом инвестиционных проектов. КИП - инструмент управления рисками и развитием города как единого хозяйственного комплекса [10].

Комплексный инвестиционный план является главным основанием государственной поддержки и обеспечивает возможность координации развития монопрофильных городов субъектов Российской Федерации; позволяет в ходе реализации сконцентрировать возможности федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и стратегий развития; дает возможность определить оптимальный путь развития города; создает условия для реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства.

Реализация КИПов развития моногородов должна привести к переходу моногорода в зону управляемого риска, переходу от индустриального к инновационному пути развития, росту качества жизни населения, увеличению эффективности бюджетной сферы и бизнеса, созданию альтернативных производств, развитию малого и среднего предпринимательства, ориентированного на модернизацию.

Порядок принятия решений  о реализации комплексного инвестиционного плана и поддержке моногородов схематично можно представить следующим образом (Приложение Е).

Претендующие на государственную  поддержку комплексные инвестиционные планы должны в обязательном порядке  быть увязаны с планами развития региона, отраслевыми стратегиями, прогнозами развития миграционных потоков, строительства дорожной и инженерной инфраструктуры.

Эффективность построения системно-динамической модели и её основной составной части - комплексной инвестиционной программы - оценивается на душу населения и сопоставляется с начальной величиной доходов (табл. 5). В конечном итоге все действия должны привести к устойчивому развитию города за счёт собственного и заёмного капитала, а также за счёт человеческого потенциала.

Таблица 5. Критерии результативности КИП [25]

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода представляет собой формализованный  инструмент управления рисками и  мониторинга ситуации в монопрофильных муниципальных образованиях и, по существу, является ресурсообеспеченным инвестиционным пакетом инвестиционных проектов. КИП - инструмент управления рисками и  развитием города как единого  хозяйственного комплекса. В приложении Ж представлены типовые риски моногородов. Каждый риск оценивается по двум основным характеристикам: вероятности его реализации и размеру потенциального ущерба.

Перспективные направления преодоления рисков и решения проблем моногородов (рис.5):

Рис.5. Перспективные направления преодоления рисков и решения проблем моногородов [20, с.25]

Результатами  реализации КИП в моногородах  станут:

  • переход от индустриального к инновационному пути развития;
  • рост качества жизни населения;
  • увеличение эффективности бюджетной сферы и бизнеса, создание альтернативных производств, развитие малого и среднего предпринимательства;
  • накопление человеческого капитала и повышение мобильности населения.

Несмотря  на имеющийся арсенал инструментов финансирования, большое количество и сложность проблем моногородов  явно указывают на необходимость  разработки федеральной целевой  программы развития моногородов, необходимой  для финансирования их инвестиционных проектов, диверсификации их экономики  и развития в них малого и среднего предпринимательства.

В настоящее  время важным условием для включения  моногорода в список государственной  поддержи, является наличие разработанного комплексного инвестиционного плана (КИП), что часто бывает затруднительным  для средних и малых моногородов.

Концепцией  долгосрочного социально-экономического развития РФ предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Кластерный подход является одним из приоритетных в  комплексных инвестиционных планах. К наиболее успешным и динамично  развивающимся кластерам можно  отнести моногорода кластера атомобилестроения  – Тольятти и Набережные Челны, создание «титановой долины» в Верхнем  Уфалее Свердловской области, химического  в Нижнем Тагиле, по деревообработке  с использованием новейших технологий в городе Соколе Вологодской области  и другие.

2.2. Основные  направления государственной поддержки  моногородов в России

По состоянию  на 01.01.2012 день в 35 моногородах реализуется 184 инвестиционных проекта. Техническая готовность по инфраструктурным объектам на 1 января 2012 года в среднем по всем 35 моногородам составляет - 72%.

Однако, в  связи с экономией финансовых средств (около 2 млрд. рублей) по проведенным  по Госзаказу тендерам на общую сумму 15.7 млрд. рублей - реальная готовность инфраструктурных объектов в моногородах  на 01.12.2011 года составляет около - 90%.

В 2 моногородах  работы по инфраструктурным объектам ведутся крайне низкими темпами. Это город Ревда (Мурманская область) и город Пикалево (Ленинградская  область) [4].

Министерство  регионального развития Российской Федерации согласно поручению Президента Российской Федерации от 09 ноября 2009 года и ряда поручений Правительства Российской Федерации ведет комплексную работу по координации государственной поддержки диверсификации экономики 335 моногородов.

Минрегионом России была разработана методология  подготовки Комплексных Инвестиционных Планов (КИП) модернизации и на её основе проведена диагностика «социально-экономической  среды» и на основе поведенного анализа  выработаны пути диверсификации экономики  монопрофильных муниципальных образований. К настоящему времени все 335 моногородов  имеют комплексные инвестиционные планы модернизации.

Общий объем  государственной поддержки через  различные финансовые инструменты  Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития  России, Минсельхоза России, Минспорттуризма  России, Минпромторга России, Минэнерго  России, Минкомсвязи России, а также  Фонда ЖКХ. составил более 22,7 млрд. рублей. В том числе: дотаций – 10 млрд. рублей (100% утвержденного объема), бюджетных  кредитов – 5,7 млрд. рублей (или 57% утвержденного  объема), субсидий на реализацию программ развития предпринимательства – 2 млрд. рублей (100%), средства ГК – Фонд ЖКХ 5 млрд. рублей (100%).

Наряду с  этим в 2010 году по линии моногородов  была оказана дополнительная поддержка  ФОИВам: Минздравсоцразвития – 3 млрд . рублей; Минсельхозом – в объеме 125.5 млн. рублей; Минспорттуризмом – 199.8 млн. рублей; Минпромторгом – 1.2 млрд. рублей и субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам; Минэнерго – 1.5 млрд. рублей [9].

В 2011 году были выделены дополнительные средства на помощь моногородам, которая распределена следующим образом: Минсельхозом России было выделено средств из федерального бюджета – 47.5 млн. рублей:

- Минэнерго  – 2.8 млн. рублей;

- Минэкономразвития России – 538.7 млн. рублей;

- Минкомсвязь – 368.4 млн. рублей;

- Минздравсоцразвитие  – 244.9 млн. рублей;

Информация о работе Государственная поддержка моногородов на примере муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области