Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:43, курсовая работа
Цель работы – проанализировать методы и формы государственной поддержки моногородов России на примере города Пикалево Ленинградской области.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические и практические аспекты развития моногородов в РФ;
- определить направления и эффективность государственной поддержки моногородов в России;
- дать характеристику зарубежного опыта государственного развития моногородов;
- проанализировать формы и результативность государственной поддержки моногорода Пикалево Ленинградской области.
Введение 3
1. Теоретические и практические аспекты развития моногородов в Российской Федерации 5
1.1. Понятие, типология, факторы развития моногородов в РФ 5
1.2. Проблемы развития моногородов 9
2. Методологический и практический анализ государственной поддержки моногородов 12
2.1. Формы и методы государственной поддержки моногородов в РФ 12
2.2. Основные направления государственной поддержки моногородов в России 17
2.3. Зарубежный опыт государственного развития моногородов 22
3. Анализ государственной поддержки развития моногорода на примере муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области 25
3.1. Направления государственной поддержки развития города Пикалево 25
3.2. Влияние государственной поддержки на социально-экономическое развитие города Пикалево 27
3.3. Модель формирования стратегии выхода моногородов из кризиса 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
После распада
Советского Союза территориально-
В настоящее
время в Российской Федерации
из 1097 городов 460 относятся к моногородам,
а из 1864 поселков городского типа монопрофильных
– не менее 1200(64,4%) [2], на их территории
проживает 24 % населения страны и
до финансово –экономического
Рис. 2. Распределение монопрофильныг городов по федеральным округам РФ в 2011 г. [23]
Таким образом,
наибольшая концентрация моногородов
наблюдается в Центральной
Мировой финансово-экономический
кризис привёл к спаду во многих
отраслях промышленности и обострил
ситуацию на монопрофильных территориях.
При этом серьёзнее всего пострадали
узкоспециализированные города, в которых
проживает большая часть
Рис.3. Проблемы развития моногородов в РФ [5, с.47]
Для выхода из сложившейся ситуации моногорода должны добиться появления положительных экономических и социальных эффектов (Приложение Д).
Структурными элементами региональной системы являются города, среди них особого внимания заслуживают монопрофильные, в которых проживает около четверти населения страны. Негативные для экономики России процессы в монопрофильных городах проявляются наиболее остро, так как территориальные образования такого типа более чутко реагируют на колебания внешней среды. В условиях экономической нестабильности градообразующее предприятие из источника жизнедеятельности и развития монопрофильного города превращается в источник угроз его существованию.
Вопросы поддержки моногородов важны и актуальны, потому что в первую очередь это является антикризисной мерой.
Государственному регулированию процессов реформирования промышленного сектора экономики моногородов способствуют задачи в области индустриального развития экономики России, ее дальнейшего качественного преобразования на основе постиндустриальных технологий, которые определяются целевыми стратегическими ориентирами государственной промышленной и научно-технической политики. Путем разработки и реализации промышленной политики осуществляется государственное воздействие на промышленный сектор экономики. Кроме того, стратегические приоритеты развития промышленности страны также обозначены в долгосрочной Концепции социально-экономического развития Российской Федерации и в отраслевых стратегиях (авиационной, легкой, металлургической, судостроительной, химической, нефтехимической, транспортного машиностроения и др.).
Рис.4. Уровневая государственная поддержка развития моногородов [26]
Финансовый
кризис последних лет обострил
ситуацию в моногородах:
Правительство
РФ утвердило список 27 моногородов,
в которых в 2010 г. в первоочередном
порядке стала проводиться
В таблице 4 представлены мероприятия, предложенные Министерством финансов РФ для стабилизации экономической ситуации в моногородах.
Таблица 4. Мероприятия, направленные на стабилизацию экономики в моногородах РФ [8]
Федеральные мероприятия |
Региональные мероприятия | |
Поддержка градообразующего предприятия |
-предоставление налоговых -предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам; -предоставление |
-предоставление предприятиям -предоставление налоговых
отсрочек по региональным -предоставление |
Поддержка бюджетов моногородов |
-учет необходимости поддержки
моногородов при выделении -развитие государственно- -предоставление субсидий
из федерального бюджета |
-предоставление финансовой -предоставление из -развитие государственно- -предоставление дотации
на обеспечение |
Таким образом,
предложенные мероприятия направлены
на поддержку градообразующее
Сегодня основная задача, которую приходится решать Правительству РФ, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства. С целью решения данной задачи каждый из регионов должен представить в Министерство регионального развития комплексный инвестиционный план развития территории.
Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации моногорода представляет собой формализованный инструмент управления рисками и мониторинга ситуации в монопрофильных муниципальных образованиях и, по существу инвестиционным пакетом инвестиционных проектов. КИП - инструмент управления рисками и развитием города как единого хозяйственного комплекса [10].
Комплексный инвестиционный план является главным основанием государственной поддержки и обеспечивает возможность координации развития монопрофильных городов субъектов Российской Федерации; позволяет в ходе реализации сконцентрировать возможности федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и стратегий развития; дает возможность определить оптимальный путь развития города; создает условия для реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства.
Реализация КИПов развития моногородов должна привести к переходу моногорода в зону управляемого риска, переходу от индустриального к инновационному пути развития, росту качества жизни населения, увеличению эффективности бюджетной сферы и бизнеса, созданию альтернативных производств, развитию малого и среднего предпринимательства, ориентированного на модернизацию.
Порядок принятия решений о реализации комплексного инвестиционного плана и поддержке моногородов схематично можно представить следующим образом (Приложение Е).
Претендующие на государственную
поддержку комплексные
Эффективность построения системно-динамической модели и её основной составной части - комплексной инвестиционной программы - оценивается на душу населения и сопоставляется с начальной величиной доходов (табл. 5). В конечном итоге все действия должны привести к устойчивому развитию города за счёт собственного и заёмного капитала, а также за счёт человеческого потенциала.
Таблица 5. Критерии результативности КИП [25]
Комплексный
инвестиционный план модернизации моногорода
представляет собой формализованный
инструмент управления рисками и
мониторинга ситуации в монопрофильных
муниципальных образованиях и, по существу,
является ресурсообеспеченным
Перспективные направления преодоления рисков и решения проблем моногородов (рис.5):
Рис.5. Перспективные направления преодоления рисков и решения проблем моногородов [20, с.25]
Результатами реализации КИП в моногородах станут:
Несмотря
на имеющийся арсенал инструментов
финансирования, большое количество
и сложность проблем
В настоящее
время важным условием для включения
моногорода в список государственной
поддержи, является наличие разработанного
комплексного инвестиционного плана
(КИП), что часто бывает затруднительным
для средних и малых
Концепцией
долгосрочного социально-
По состоянию на 01.01.2012 день в 35 моногородах реализуется 184 инвестиционных проекта. Техническая готовность по инфраструктурным объектам на 1 января 2012 года в среднем по всем 35 моногородам составляет - 72%.
Однако, в связи с экономией финансовых средств (около 2 млрд. рублей) по проведенным по Госзаказу тендерам на общую сумму 15.7 млрд. рублей - реальная готовность инфраструктурных объектов в моногородах на 01.12.2011 года составляет около - 90%.
В 2 моногородах работы по инфраструктурным объектам ведутся крайне низкими темпами. Это город Ревда (Мурманская область) и город Пикалево (Ленинградская область) [4].
Министерство регионального развития Российской Федерации согласно поручению Президента Российской Федерации от 09 ноября 2009 года и ряда поручений Правительства Российской Федерации ведет комплексную работу по координации государственной поддержки диверсификации экономики 335 моногородов.
Минрегионом
России была разработана методология
подготовки Комплексных Инвестиционных
Планов (КИП) модернизации и на её основе
проведена диагностика «
Общий объем
государственной поддержки
Наряду с этим в 2010 году по линии моногородов была оказана дополнительная поддержка ФОИВам: Минздравсоцразвития – 3 млрд . рублей; Минсельхозом – в объеме 125.5 млн. рублей; Минспорттуризмом – 199.8 млн. рублей; Минпромторгом – 1.2 млрд. рублей и субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам; Минэнерго – 1.5 млрд. рублей [9].
В 2011 году были выделены дополнительные средства на помощь моногородам, которая распределена следующим образом: Минсельхозом России было выделено средств из федерального бюджета – 47.5 млн. рублей:
- Минэнерго – 2.8 млн. рублей;
- Минэкономразвития России – 538.7 млн. рублей;
- Минкомсвязь – 368.4 млн. рублей;
- Минздравсоцразвитие – 244.9 млн. рублей;