Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:43, курсовая работа
Цель работы – проанализировать методы и формы государственной поддержки моногородов России на примере города Пикалево Ленинградской области.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические и практические аспекты развития моногородов в РФ;
- определить направления и эффективность государственной поддержки моногородов в России;
- дать характеристику зарубежного опыта государственного развития моногородов;
- проанализировать формы и результативность государственной поддержки моногорода Пикалево Ленинградской области.
Введение 3
1. Теоретические и практические аспекты развития моногородов в Российской Федерации 5
1.1. Понятие, типология, факторы развития моногородов в РФ 5
1.2. Проблемы развития моногородов 9
2. Методологический и практический анализ государственной поддержки моногородов 12
2.1. Формы и методы государственной поддержки моногородов в РФ 12
2.2. Основные направления государственной поддержки моногородов в России 17
2.3. Зарубежный опыт государственного развития моногородов 22
3. Анализ государственной поддержки развития моногорода на примере муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области 25
3.1. Направления государственной поддержки развития города Пикалево 25
3.2. Влияние государственной поддержки на социально-экономическое развитие города Пикалево 27
3.3. Модель формирования стратегии выхода моногородов из кризиса 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
- изначально
заявленные сроки по
- некоторые руководители градообразующих предприятий города выразили свое опасение тем, что после открытия новых производств и создания 3000 дополнительных рабочих мест, городу не будет хватать квалифицированных специалистов (средний возраст людей, работающих на предприятиях, приближается к 50) [22].
После того,
как денежные средства были перечислены
городу, между инвесторами и
Социально-экономический уровень развития города Пикалево (Бокситогорский район) зависит от финансово-экономической деятельности градообразующего предприятия ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево». По итогам 9 месяцев 2012 года деятельность ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» безубыточна. Это обусловлено оказанием государственной поддержки на региональном и федеральном уровне, в первую очередь, за счет компенсации большей части затрат на перевозку нефелинового концентрата железнодорожным транспортом для производства ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево».
В 2011 году, после
отмены индивидуального
После выхода соответствующего распоряжения Правительства, в июне 2012 года дотации в размере 400 млн. рублей были включены в областной бюджет, а предприятие стало ежемесячно получать компенсацию за большую часть затрат на приобретение и перевозку нефелинового концентрата [28].
Результатом
государственной поддержки
В течении 2012-13
годов, благодаря реализации комплексного
инвестиционного плана
В пункте 1 настоящей работы была приведена классификация моногородов. На основе этой классификации можно построить модель стратегий выхода моногородов из кризиса (таблица 6).
Таблица 6.Модель стратегий выхода моногородов из кризиса[27]
Расположение относительно других городов |
Размер города по численности населения |
Перспективные |
Неперспективные | ||||
П |
Оп |
Б |
П |
Оп |
Б | ||
Удаленные |
М |
2 |
4 |
5 |
1 |
3 |
4 |
С |
2 |
4 |
5 |
1 |
3 |
4 | |
К |
2 |
4 |
5 |
1 |
3 |
4 | |
Близлежащие |
М |
2 |
3 |
5 |
1 |
2 |
3 |
С |
2 |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 | |
К |
2 |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
Условные обозначения:
М – малые города; С – средние города; К – большие, крупные, крупнейшие города; П – проблемные; Оп – относительно проблемные; Б–благополучные.
Каждая клеточка соответствует стратегии, которую можно применить в конкретном моногороде с определенной совокупностью характеристик. Модель носит рекомендательный характер.
Ситуация критическая. Стратегия 1. В этом случае либо необходимо переселять людей в другие города, либо попытаться построить новое производство. Переселение – это крайность. На практике очень мало городов, в которых действительно ничего не остается, кроме как использовать переселение. Нужно искать способы привлечения инвестиций. В этом случае это действительно сложно сделать. Поэтому можно применить еще один способ решения проблемы - построить государственное предприятие, не забывая при этом про программу переподготовки кадров. Если же и это невозможно сделать, то государству следует направлять денежные средства на поддержку бюджетного сектора, сохранение занятости в больницах, в школах, стимулирование выезда молодежи на учебу и трудовые миграции, выделение желающим участки земли вблизи города для ведения хозяйства и помощь с их обустройством.
Ситуация тяжелая. Стратегия 2. Если функционирующее предприятие имеет перспективу, но в настоящий момент находится в тяжелой кризисной ситуации, то есть смысл оказать ему помощь (налоговые льготы, финансовые ресурсы, кредиты, размещение государственного заказа), но с предприятия необходимо потребовать гарантии обязательных действий по стабилизации социальной ситуации (например, обязательное создание дополнительных рабочих мест). В противном случае, население может воспринять это действие, как отражение коррупции. Необходимо использовать различные рычаги воздействия на город: административные, финансовые. Не стоит забывать и про развитие инфраструктуры.
Ситуация
терпимая (предкризисная). Стратегия 3.
На данном этапе государству необходимо
предпринять все меры для того,
что ситуация не переросла в тяжелую.
Здесь еще можно говорить о
налоговых льготах
Ситуация относительно стабильная. Стратегия 4. Рекомендуемые мероприятия – мониторинг социально-экономического развития городов и частичное финансирование социально значимых мероприятий. Главный акцент необходимо сделать на размонопрофилировании экономики городов и поиске инвесторов.
Ситуация стабильная. Стратегия 5. В данном случае государству нужно периодически проводить мониторинг социально-экономического состояния городов, чтобы на ранних этапах выявить проблемы и решить их. Поддерживать такие города только потому, что они моногорода нецелесообразно.
При использовании этих стратегий, нужно учесть следующие моменты:
- в первую
очередь государству
- для того
чтобы решить проблему в
- необходим
индивидуальный подход к
- для некоторых
градообразующих предприятий,
- для привлечения
инвестиций в определенных
- для решения
этой проблемы необходимо
Кроме этого,
в самое ближайшее время
Необходимо
также исправить ошибки, которые
открылись в процессе реализации
КИП, связанных с привлечением инвесторов,
составлением проектной документации.
Инвестиционный климат в моногородах
остается плохим, несмотря на методические
инструкции федеральных властей. Инвесторы
не видят четких гарантий для инвестиций,
к тому же, прецедентов пересмотра
контрактов или «выдавливания» из бизнеса
предостаточно. КИП не смогли привлечь
инвесторов. Федеральные власти считают,
что причина кроется в лени
и нежелании муниципальных
Опыт Пикалево показал, что задержка с реализацией Программы была обусловлена реальными правовыми, техническими, организационными ограничениями. Причина проблемы поиска инвесторов кроется в отсутствии взаимных гарантий между бизнесом и властью. Поэтому нужно продумать сам механизм предоставления гарантий. Необходимо заранее решать вопросы с размещением производительных сил [6].
Также важно
не допускать ошибки управленческого
характера. Например, Свердловское Минэкономики
не направило в Минэкономразвития
РФ заявки областных моногородов
на получение средств федерального
бюджета. Так как бюджет на 2012 год
уже «укомплектован», то получается,
что с большой вероятностью денежные
средства на продолжение реализации
своих комплексных
На основании проведённого в данной работе исследования можно сделать следующие выводы
На основе анализа сущности понятия «моногород», критериев, проблем развития моногородов моногородом предложено понимать город, развитие которого предопределено функционированием крупного (градообразующего) предприятия, ориентированного, преимущественно, на внешний рынок сбыта. Основным критериальным признаком моногорода является доля градообразующего предприятия в общем объеме промышленного производства (превышающая 50%) или доля экономически активного населения, занятая на данном предприятии или группе связных предприятий (25%). В результате анализа проблем развития и функционирования моногородов все проблемы предложено разделить на общеэкономические проблемы, проблемы муниципальных образований, проблемы предприятий в целом и специфические проблемы моногородов.
Политика
в сфере моногородов имеет
ряд недостатков. Во-первых, законодательно
не закреплено само понятие «моногород»,
не урегулирован правовой режим. Вследствие
чего на финансовую помощь могут претендовать
города, которые не совсем подходят
под параметры моногорода. Во-вторых,
не до конца решена проблема с отсутствием
специалистов и денежных средств
на разработку КИП муниципалитетом.
В-третьих, как показала практика реализации
КИП в Пикалево, методические рекомендации
по составлению КИП имеют
Проведенный анализ показал существенные
различия в модернизации экономики
моногорода в отечественной и
зарубежной практике. Для развития
иностранных моногородов