Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:43, курсовая работа
Цель работы – проанализировать методы и формы государственной поддержки моногородов России на примере города Пикалево Ленинградской области.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические и практические аспекты развития моногородов в РФ;
- определить направления и эффективность государственной поддержки моногородов в России;
- дать характеристику зарубежного опыта государственного развития моногородов;
- проанализировать формы и результативность государственной поддержки моногорода Пикалево Ленинградской области.
Введение 3
1. Теоретические и практические аспекты развития моногородов в Российской Федерации 5
1.1. Понятие, типология, факторы развития моногородов в РФ 5
1.2. Проблемы развития моногородов 9
2. Методологический и практический анализ государственной поддержки моногородов 12
2.1. Формы и методы государственной поддержки моногородов в РФ 12
2.2. Основные направления государственной поддержки моногородов в России 17
2.3. Зарубежный опыт государственного развития моногородов 22
3. Анализ государственной поддержки развития моногорода на примере муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области 25
3.1. Направления государственной поддержки развития города Пикалево 25
3.2. Влияние государственной поддержки на социально-экономическое развитие города Пикалево 27
3.3. Модель формирования стратегии выхода моногородов из кризиса 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
- Минспорттуризм – 178.4 млн. рублей;
- Минпромторг
– были предоставлены субсидии
на возмещение затрат на
Регулярный мониторинг социально-экономического положения моногородов показал эффективность хода реализации мероприятий модернизации моногородов, в первую очередь тех, которые финансируются из федерального бюджета.
По данным Росстата, на 1 ноября 2011 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, проживающих в монопрофильных населенных пунктах, составила 111,6 тыс. человек.
По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на 1 октября 2011 года в 225 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышает среднероссийский показатель 1,7% от численности экономически активного населения.
Государственные вложения обеспечили привлечение в экономику моногородов частных инвестиций. В частности, объем частных инвестиций только в проекты моногорода Новочебоксарск Чувашской Республики в настоящее время составил 12 млрд. 345,5 млн. рублей [4].
В среднем на каждый рубль федеральных средств, в результате реализации программ в монопрофильных городах, мероприятия комплексных инвестиционных планов, модернизации которых профинансированы в 2010 году из федерального бюджета, удалось привлечь 5 рублей средств частных инвесторов.
В 2011-ом году к перечню моногородов, получающих государственную поддержку, добавилось еще 15 населенных пунктов, в связи с выделением 1500 млн. рублей бюджетных ассигнований на реализацию 18 инвестиционных проектов, входящих в КИПы отобранных моногородов. Реализация указанных инвестпроектов позволит создать более 10476 рабочих мест, в период с 2012 по 2014 годы.
Следует отметить,
что если в 2010 году моногорода отбирались
по признаку - наиболее сложное социально-
В 2011 году, в рамках формирования КИПов моногородов, был разработан КИП субъекта Федерации (Нижегородская область) не как антикризисный документ, а как инструмент развития территории с применением новых инвестиционных подходов для развития региональной экономики.
Впервые, за
счет встраивания инструмента КИП
в Среднесрочную Программу
Были расставлены приоритеты развития, определили центры конкуренции и инвестиционной активности, тем самым создали предпосылки к образованию 5 наиболее перспективных для роста региональной экономики высокоэффективных «точек роста» - мощных кластеров, в частности, таких как - автомобильного, нефтехимического, атомного, фармацевтического, инновационного [29].
В настоящее
время разрабатываются еще
Для повышения
инвестиционной привлекательности
городов и центров
Преимущественное
развитие в малолюдных регионах России
должны получить моногогорода - потенциальные
центры экономического роста, состоящие
из средних и малых населенных
пунктов. Такие поселения могут
превратиться в основных поставщиков
сельскохозяйственных продуктов для
крупных городов и
Сегодня кластерный
подход будет использован при
формировании государственных программ
Российской Федерации. Так, в госпрограмму
«Социально-экономическое
Минрегионом России был подготовлен проект государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», в состав которой входит подпрограмма «Содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований», содержащая основное мероприятие «Содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований».
В рамках реализации
основного мероприятии
Субсидия, предоставляемая бюджету субъекта РФ, на территории которого находятся отобранные моногорода выделяется при условии, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен ниже 50 процентов указанного расходного обязательства.
К 2020 году в
результате реализации мероприятий
комплексных инвестиционных планов
модернизации первых 50 моногородов, которым
была оказана государственная
В целом, в
настоящее время благодаря
Проблема моногородов характерна не только для российской экономики, с ней столкнулись и многие зарубежные страны. Обратимся к иностранному опыту модернизации экономики моногорода.
Наиболее интересным и поучительным опыт Германии, Франции, Великобритании.
Важной положительной чертой германского опыта является процесс создания стратегических планов развития моногородов с учетом общественного мнения. Также показателен опыт Германии тем, что там из трех попыток модернизации моногородов успехом увенчалась лишь последняя, предполагавшая совместные усилия общественности, предприятий, власти федеральной, региональной и муниципальной. Только такое партнерство позволило создать реальные планы, которые позволяют решать задачи, стоящие перед экономикой города. Таким образом, германский опыт формирования модели планирования, чувствительной к интересам общества, и стратегического планирования данных территорий весьма полезен.
Также интересен опыт Франции, создавшей специальное земельное ведомство, которое решало задачи предоставления земли для новых предприятий. Кроме того, ведомство развития покупало новые технологии и внедряло их там, где государство создавало новые рабочие места. При этом крупный бизнес обязан был софинансировать развитие новых технологий, в противном случае его менеджеры не имели права увольнять людей. И средний бизнес был обязан выделять ключевых менеджеров в качестве эмиссаров, помогающих развивать бизнес-компании, основанные на новых технологиях. Показательно также то, что во Франции государство обязано планировать развитие на 10-20 лет по каждому конкретному региону, в том числе с точки зрения управления моногородами [13,78].
Опыт Англии интересен похожестью исходных условий – низким качеством инфраструктуры и проблемами подготовки кадров. Поэтому многие английские проекты в первую очередь носили инфраструктурный характер. Особе место занимали также проекты в области повышения уровня образования.
В отличие от Англии, для России – проблема в отсутствии традиций мелкого предпринимательства и ведения собственного хозяйства, в отсутствии общности духа.
В Великобритании, что важно, было принято решение не только строить предприятия на основе новых технологий, но и осуществлять регенерацию инфраструктуры, то есть строить дома, жилье для сотрудников этих предприятий. Развивались новые транспортные связи с целью повысить мобильность населения. Вот это очень важно. По сути, и в Германии, и в Англии была создана специальная транспортная сеть, позволяющая в течение часа добраться в другой город, где есть работа [14, с36].
В Англии также создали корпорации городского развития на уровне регионов, для того чтобы помогать формировать и реализовывать комплексные планы городов. Но самое интересное заключается в том, что на территории моногородов были созданы по федеральному решению представительные налоговые и нормативные органы в помощь бизнесу, которые были готовы создавать и корректировать наилучшие условия для инвестиционного климата в режиме он-лайн. Такие полномочия были переданы на уровень корпораций городского развития, чтобы максимально быстро и эффективно привлечь инвесторов [30].
Таким образом, в мировой практике развития моноспециализированных городов наработан значительный опыт структурной перестройки их экономик на основе государственных и региональных мер поддержки. Ключевое место в них занимают мероприятия социальной направленности. Важное место занимает страхование безработицы, которое затрагивает не только неработающих граждан, но и работающих бедняков. Осуществление подобных программ подкрепляется активным участием общественных организаций, а также местных властей и бизнеса, которые, консолидируясь, вместе решают городские проблемы. Многочисленные зарубежные примеры показывают, что выигрывают те регионы, которые благодаря историческим условиям и обустроенности территории способны создать обстановку инвестиционной и социальной привлекательности, обеспечивающую возникновение конкурентоспособных промышленных зон. Данный опыт институционального строительства безусловно должен быть исследован и частично использован в российской практике, но обязательно с учетом макро- и микроусловий развития российских монопрофильных территорий.
Пикалёво — город (с 1954 года) в России, административный центр и единственный населённый пункт муниципального образования «Город Пикалёво» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
С осени 2008 года в Пикалёво сложилась сложная социально-экономическая ситуация, которая была вызвана остановкой производства на трёх крупнейших предприятиях города — «Пикалёвский глинозёмный завод» (принадлежит компании «Базэл-Цемент», относящейся к группе Олега Дерипаски Базовый элемент), «Пикалёвский цемент» (принадлежит компании «Евроцемент груп») и «Метахим», которые связаны единой технологической цепью.
Город Пикалево
- первый город Ленинградской области,
которому выделили денежные средства
для реализации КИП. В январе 2010 года
проект Комплексного плана города Пикалево
до 2025 г. был представлен Комитетом
экономического развития и инвестиционной
деятельности Правительства Ленинградской
области на рассмотрение в Министерство
регионального развития РФ, который
получил одобрение
С целью реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации города Пикалево разработана и утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 13 ноября 2010 года № 292 Долгосрочная целевая программа «Инфраструктурное обеспечение комплексного инвестиционного развития и диверсификации экономики города Пикалево». Сроки реализации Программы 2010-2011 годы (сейчас рассматривается решение о продлении сроков), объём финансирования – 590 600 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 532 700 тыс. рублей, областного бюджета – 57 400 тыс. рублей, местного бюджета – 500 тыс. рублей. В рамках данной Программы были выделены мероприятия, связанные со строительством объектов инфраструктуры 4 инвестиционных проектов: «Предприятие по производству домокомплектов на основе выпуска клееного бруса», «Тепличный комбинат», «Предприятие по производству биоразлагаемых полимеров, производимых из растительного сырья (глубокая переработка зерна)», «Биохимическое предприятие по производству ксилита и топливного этанола». С момента принятия Программы администрацией МО «Город Пикалево»:
1) сформированы
земельные участки под
2) подготовлены акты выбора земельных участков под проектно-изыскательские работы для объектов инженерной инфраструктуры;
3) подготовлены градостроительные планы земельных участков под строительство объектов инженерной инфраструктуры:
4) проведен
конкурс по предоставлению
Кроме этого, улучшена дорожно-транспортная инфраструктура, урегулированы проблемы взаимоотношений градообразующих предприятий, решено множество социальных вопросов для большого числа людей.
Реализация комплексного инвестиционного плана города Пикалево выявила ряд проблем:
- один из
этапов работы связан с