Государственное управление социально-культурной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально-культурная сфера – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей.

Содержание работы

Введение.
1. Государственное управление социально-культурной сферой.
1.1. Управление в области образования.
1.2. Управление в области здравоохранения.
1.3. Управление в области культуры и массовых коммуникаций.
2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ как органа государственной власти.
2.1. История возникновения казначейской системы в России.
2.2. Структура, задачи, функции, управленческие действия Федерального казначейства.
2.3. Развитие органов Федерального казначейства.
3. Анализ деятельности администрации городского округа Самара как органа местного самоуправления.
3.1. Об Администрации городского округа Самара.
3.2. Правовая основа, полномочия и проблемы деятельности местного самоуправления в городском округе Самара.
Заключение.
Приложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

cherez_kursach_po_sgmu.docx

— 117.54 Кб (Скачать файл)

 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Система государственного и муниципального управления»

НА ТЕМУ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Черезова Ольга  Павловна

ГМУ-32

Руководитель: Логинов Д.А.

 

 

При защите получена оценка: ________  _______________  _____________

   (подпись руководителя)                (дата)

 

 

 

 

Киров

Содержание.

Введение.

  1. Государственное управление социально-культурной сферой.
    1. Управление в области образования.
    2. Управление в области здравоохранения.
    3. Управление в области культуры  и массовых коммуникаций.
  2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ как органа государственной власти.
    1. История возникновения казначейской системы в России.
    2. Структура, задачи, функции, управленческие действия Федерального казначейства.
    3. Развитие органов Федерального казначейства.
  3. Анализ деятельности администрации городского округа Самара как органа местного самоуправления.
    1. Об Администрации городского округа Самара.
    2. Правовая основа, полномочия и проблемы деятельности местного самоуправления в городском округе Самара.

Заключение.

Приложения.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Российское государство  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. Социально-культурная сфера – сложная и специфическая  сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей.

В связи с формированием  в России рыночных отношений все  больше проявляется тенденция к  децентрализации управления отраслями  данной сферы, возрастанию элементов  самостоятельности, самоуправляемости  структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования  каждой из них, то в настоящее время  имеет пакет законодательных  и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в  социально-культурную  сферу включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

Принятые за последние  годы правовые нормативные акты не в полной мере регламентируют публичные  отношения социально-культурной сферы. Обновление законодательства после  принятия Конституции Российской Федерации  идет, но не настолько интенсивно, чтобы  решить все проблемы. Этот процесс  сдерживается нечеткостью разграничения  предметов ведения Федерации и ее субъектов, отсутствием единства в подходах к решению главных задач по охране и защите прав человека, реализации возможностей по возрождению и развитию национальных культур, языка, самобытности наций и народностей.

Таким образом, объектом исследования является Российская Федерация, предметом социально-культурная сфера РФ.

Цель  курсовой работы – исследование вопросов государственного управления в РФ в  социально – культурной сфере, органах  государственной власти и местного самоуправления, а также совершенствование их деятельности.

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:

  • осветить важные вопросы в государственном управлении социально-культурной сферой;
  • рассмотреть отрасли социально – культурной сферы: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ;
  • выявить направления совершенствования социально-культурной сферы;
  • проанализировать органы государственной власти и местного самоуправления;
  • разработать проект по совершенствованию работы органов государственной власти и местного самоуправления.

При написании  курсовой работы использовались компаративный, формальный и структурный методы.

Теоретической базой явились нормативно-правовые акты РФ, журнальные статьи российских ученых и интернет ресурсы по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное управление социально-культурной сферой.

Согласно  ст. 7 Конституции РФ, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан, развивает  систему социальных служб, оказывающих  медицинские, образовательные, культурные и другие услуги населению.

Значительное  место в управлении социальной сферой принадлежит Правительству РФ. Согласно ст. 16—17 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ  «О Правительстве Российской Федерации», оно:

  • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  • принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  • обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства;
  • принимает меры по реализации молодежной политики;
  • разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере  образования, науки и культуры Правительство  РФ обеспечивает проведение единой государственной  политики в области образования, определяет основные направления развития общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия.

Специализированное  государственное управление в социально-культурной сфере, начиная с марта 2004 г. по настоящее  время, осуществляют три министерства: здравоохранения и социального  развития, образования и науки, культуры и массовых коммуникаций РФ; соответственно, в ведении каждого из них имеются  федеральные службы и агентства.

Значение  социально-культурной сферы (СКС) достаточно велико, так как в ней создаются условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяется духовная жизнь общества. Поэтому вопросы управления этой сферой достаточны сложны, чем объясняются регулярно возникающие в научных кругах дискуссии о невозможности управления духовной жизнью, культурой, в отличие, например, от экономической или политической сфер.

Взаимопроникновение культурного и социального фактора, а также наличие между ними отношений контроля и обусловленности составляют основу для системы действий, активирующих управленческие решения.

Социально-культурная сфера – это открытая система, интенсивно обменивающаяся со средой (другими сферами жизнедеятельности  общества и природой) результатами деятельности и информацией и  характеризующаяся разнообразными, неравновесными и нелинейными соотношениями. Она усваивает внешние воздействия, находится в постоянном изменении  и является одновременно самоорганизующейся и организуемой, многосубъектной, многоуровневой системой. Поэтому для социально-культурной сферы ее сохранение и воспроизводство во многом зависит от самоорганизации и организации. Суть ее самоорганизации заключается в самосознании, самосохранении, самосовершенствовании структуры и функций, а организации – в сознательном, целевом управлении.[15]

Механизм социального управления общественные институты – субъекты управления. В государственном секторе - это органы власти (федерального, регионального и местного уровня), ответственные за принятие решений, а также органы управления организациями государственной и муниципальной собственности. В коммерческом секторе - это органы управления в виде учредителей частных организаций и их собственников, в третьем, некоммерческом секторе – коллегиальные органы руководства общественными организациями, союзами, ассоциациями, благотворительными фондами и т.д. Все они представляют управляющую систему СКС. На региональном и местном уровнях управления эти функции выполняют соответствующие органы, учреждения.

Государственное управление социально-культурной сферой - это механизм реализации целей социальной и культурной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Целенаправленное управление осуществляется на основе комплекса таких функций, как планирование, организация, координация, стимулирование персонала, контроль. [15]

Радикальным средством эффективного управления становится его технологизация, когда теоретические модели используются в качестве основы для разработки инструментов воздействия на социальную реальность, т.е. сфера социальных технологий выполняет связующую функцию между наукой и преобразующей практикой.

Для достижения оптимального состояния управления в СКС можно  предложить следующие критерии оптимизации:

  • социально-культурную ориентацию принимаемых на государственном уровне нормативно-правовых актов, управленческих решений;
  • обязательность профессиональной и общественной экспертизы нормативно-правовых актов в процессе их разработки и обсуждения;
  • достижение необходимого баланса в финансовом обеспечении организаций СКС за счет бюджетных и внебюджетных средств, самофинансирования, маркетинговой деятельности;
  • использование технологий реструктуризации в целях успешной адаптации организаций СКС к рыночным условиям;
  • наличие адекватной обратной связи органов управления с гражданами, их объединениями и организациями для своевременной реакции на проблемы и события в СКС;
  • достоверность и объективность информации, используемой в управленческих процессах;
  • ориентацию управленческой деятельности на сохранение культурных ценностей и традиций и, одновременно, создание условий для развития инициативы, активного культурного творчества людей, развитие новых форм культурной деятельности.

Использование этих критериев  возможно на основе технологизации.

Совершенствование процесса управления социально-культурной сферой обусловлено возможностью использования  и таких современных методов, как:

  • Government Relations. Управление взаимодействием организаций и учреждений, сообществ СКС с органами государственной власти.
  • Активное использование аргументации в интересах СКС в процессе конкурентной борьбы политических партий и движений.
  • Консолидация усилий федеральных и региональных СМИ по широкому информированию общества о существующих проблемах в СКС и степени использования существующих ресурсов для их решения.

Отсутствие  в России целостной системной  методологии управления и, как следствие, целостной системы технологий социального  управления в его широком понимании  является важной комплексной проблемой  развития общества. Целостная система  управления должна представлять собой единство используемых технологий во всех секторах управления социально-культурной сферой. При этом главенствующее положение на данном этапе развития российского общества принадлежит государственным органам власти, что должно обеспечить системность и высокую технологичность государственного управления, эффективность принимаемых государственных управленческих решений (проектов, программ, политик), постоянную поддержку развития партнерских отношений государства с бизнесом и общественными организациями. [15]

Все выше перечисленные проблемы и методы совершенствования СКС на прямую касаются ее отраслей, так как проблемы отраслей это и проблемы СКС.

 

    1. Управление в области образования.

В настоящее время идея о важности системы образования постепенно находит свое отражение в управленческих исследованиях, где появляются такие целостные описания, как педагогическая система, дух, культура и философии школы.[19] Именно в системе образования складывается потенциал для развития СКС.

Осветим основные положения  в система образования на основе Конституции РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании», Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Положения о Федеральном агентстве по образованию.

Образование – сложный  и целенаправленный процесс, включающий в себя различные виды обучения и  образовательных учреждений. К ним относятся: начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; профессиональные училища, центры и лицеи, техникумы, училища, колледжи, университеты, академии, институты.

Информация о работе Государственное управление социально-культурной сферой