Государственное управление социально-культурной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально-культурная сфера – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей.

Содержание работы

Введение.
1. Государственное управление социально-культурной сферой.
1.1. Управление в области образования.
1.2. Управление в области здравоохранения.
1.3. Управление в области культуры и массовых коммуникаций.
2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ как органа государственной власти.
2.1. История возникновения казначейской системы в России.
2.2. Структура, задачи, функции, управленческие действия Федерального казначейства.
2.3. Развитие органов Федерального казначейства.
3. Анализ деятельности администрации городского округа Самара как органа местного самоуправления.
3.1. Об Администрации городского округа Самара.
3.2. Правовая основа, полномочия и проблемы деятельности местного самоуправления в городском округе Самара.
Заключение.
Приложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

cherez_kursach_po_sgmu.docx

— 117.54 Кб (Скачать файл)

По данным Национального  доклада РФ за 2007–2009 гг., подготовленного

экспертной группой, в  состав которой вошли представители  Министерства образования и науки РФ, Национального аккредитационного агентства, вузов РФ и Национальног фонда подготовки кадров, в 2008/2009 гг. 9,4% российских студентов обучались по двухуровневой системе (в 2007 г. – 7,6% студентов). [Национальный доклад РФ. http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/National-reports-

2009/National_Report_Russia_2009.pdf] Для сравнения, по системе бакалавриат - магистратура в Швеции обучаются 100% студентов, в Испании – 100% студентов, в Италии – 98,5% студентов, в Польше – 83% студентов. [26] Для ускорения процесса перехода на двухуровневую систему 24 октября 2007 г. был принят Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», согласно которому был утвержден переход на двухуровневую систему по всем образовательным программам высшего профессионального образования, а также ограничен прием на программы специалитета с 1 сентября 2009 г. [20]

В ближайшие годы наличие  в России параллельно двух систем – бакалавриат-магистратура и специалитет – будет упразднено. Планируется, что шестилетний срок обучения позволит в дополнение к фундаментальным знаниям дать больше информации о высоких технологиях, о технологических аспектах в науке.

Эксперты неоднозначно оценивают  двухуровневую систему, выделяя  ряд ее

несовершенств. Выпускники-специалисты  имеют явное преимущество по сравнению с выпускниками-бакалаврами, т.к. их место по уровню занимаемой должности в системе производственных отношений определено. Для решения данной проблемы необходимо внести уточнения в законодательные и нормативные акты по отнесению выпускников- бакалавров и выпускников-магистров к определенному квалификационному уровню в иерархии существующих должностей, и работа в данном направлении активно ведется.

Нельзя забывать и об ограничениях современной двухуровневой системы. Они связаны, во-первых, с частичным искажением на практике самой ее сути. Бакалавриат и магистратура, являясь двумя ступенями единой структуры, принципиально отличны как в содержательном, так и в методологическом отношении.

Также проблемой является отсутствие тесного взаимодействия многих вузов с работодателями: советская система взаимодействия распалась, а новая, рыночная, еще полностью не сформировалась. Отсутствует законодательно

закрепленный дифференцированный подход к определению профессий, допускающих возможность выхода выпускника на рынок труда с дипломом бакалавра.

Еще одним ограничением является тот факт, что лишь небольшая часть

российских вузов работает с европейскими университетами, что  снижает мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава. Возможности трудоустройства выпускников также ограничены страновыми рамками, т.к. Россия, не являясь страной-членом ЕС, не имеет общего с Европой рынка труда. [20]

Таким образом, двухуровневая система высшего образования России находится сегодня в процессе становления, и от того, насколько своевременно будут найдены верные ответы на возникающие вопросы, приняты меры для устранения возникающих проблем, будет зависеть возможность ее использования как инструмента управления рынком образовательных услуг.

Работа по совершенствованию  ведется в настоящее время, необходимо в первую очередь прорабатывать  законодательную базу, которая будет  взаимодействовать с международными актами, что приведет к устранению проблем.

 

    1. Управление здравоохранением и социальным развитием.

В связи с переходом  нашей страны на рыночные отношения  произошли очень важные изменения  в системе здравоохранения и социального развития, а именно в ее структуре. Был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». [6] Появилось обязательное и дополнительное страхование граждан. Но, однако, все реформы и планы по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью не увенчались успехом из-за тяжелого финансового положения в стране, в том числе и системе здравоохранения (резкое сокращение финансирования здравоохранения из бюджета), так же неспособность страховых медицинских организаций выполнять возложенные на них Законом функции дополнительного источника финансирования и защиты прав пациентов. Положение усугублялось и тем, что планируемый объем финансирования в системе обязательного медицинского страхования ОМС уменьшается за счет хронического недопоступления из местных бюджетов платежей на неработающее население и за счет прямых изъятий органами исполнительной власти финансовых средств территориальных фондов ОМС на цели, не связанные с охраной здоровья населения.

Внедрение обязательного  медицинского страхования проходило  в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате  заработной платы, снижения уровня жизни  населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации  здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения  чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие  самой системы ОМС.

Эти и многие другие причины  свидетельствуют о том, что нынешняя система здравоохранения и социального развития имеет множество недостатков, которые требуют немедленного, но грамотного, экономически и финансово обоснованного решения.

Органом государственного управления в области охраны здоровья граждан  выступает Министерство здравоохранения  и социального развития РФ, соответствующие  министерства здравоохранения субъектов  РФ.

В сфере здравоохранения  Министерство здравоохранения и  социального развития РФ выполняет  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию по вопросам организации  медицинской профилактики и медицинской  помощи, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического  благополучия.

Важную роль в организации  управления в сфере здравоохранения  призваны играть Федеральные агентства  и службы. К функциям Федерального агентства по здравоохранению и  социальному развитию отнесены оказание медицинской помощи, организация  судебно-медицинских и судебно-психиатрических  экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитация инвалидов, а также  ведение реестров и регистров  в сфере здравоохранения. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.

Контроль и надзор в  сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития. К ее компетенции, в частности, отнесены: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного  законодательства; санитарно-карантинный  контроль в пунктах пропуска через  государственную границу Российской Федерации.

Система здравоохранения  РФ является подопытным «кроликом», причем страдают от этих экспериментов граждане. Государственных гарантий все меньше, обслуживание за счет ОМС становится все хуже и хуже.

Присутствует дискриминация  по социальному статусу и материальному  достатку, так врачи и весь обслуживающий  медицинский персонал уделяет больше внимания «платным» больным, предоставляя консультации лучших специалистов, более  комфортные условия пребывания.

Государственное финансирование очень незначительно, поэтому приходится выживать за счет платных услуг, но простые граждане, в основном пенсионеры, с пенсией в 2000 рублей не могут  позволить себе платные медицинские  услуги. Все меньше специалистов остаются работать в деревнях, где уровень  зарплаты не соответствует потребностям. В результате переориентации на общую  врачебную практику происходит сокращение узких специалистов.

На сегодняшний день частная  медицина развивается бурными шагами, а государственная становится все  хуже и хуже.

Сложившаяся в настоящее  время в России организационно-управленческая структура здравоохранения не дает возможности обеспечить с высокой  степенью эффективности этапность лечебно-диагностического процесса.

Необходимо срочное реформирование системы здравоохранения, но не скоротечное и необдуманное, а обоснованное показателями социальной и экономической эффективности. Нужно пересмотреть государственные гарантии в области оказания бесплатных медицинских услуг.

Необходимо пересмотреть финансирование системы здравоохранения  РФ.

Перейти от бюджетно-страховой  модели финансирования (это когда  за часть медицинских услуг платит бюджет, а за все остальное - страховые  компании) к полностью страховой, т.е. бюджет будет отдавать свои деньги на здравоохранение страховщикам, а  уже те оплачивают медицинские услуги.

Срочно необходимо пересмотреть систему оплаты труда врачей, не только первичное звено, но и узких  специалистов. Создать стимул работнику  работать лучше, быть заинтересованным в том, чтобы их пациенты как можно  быстрее выздоровели, для этого  можно сделать как в СССР доски почета, давать лучший работник месяца, года, дополнительно их премировать, содействовать в написании их научных трудов и печати в медицинской литературе.

 

    1. Управление в области культуры  и массовых коммуникаций.

Предметы ведения Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включают, помимо собственно культуры, искусство, историко-культурное наследие и кинематографию, средства массовой информации и массовых коммуникаций (телерадиовещание и др.), архивное дело. Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет в указанной  сфере ведения выработку государственной  политики и нормативно-правовое регулирование. Министерство осуществляет координацию  и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального архивного  агентства, а также федеральных  агентств по культуре и кинематографии, по печати и массовым коммуникациям. Министерство уполномочено устанавливать своими нормативными актами:

  • перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и вывозу из Российской Федерации;
  • положение о национальном фильме;
  • положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;
  • порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда, а также деятельности музеев в Российской Федерации;
  • правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации;

 

  • перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел и др. в установленной сфере согласно Положению о Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, утвержденного Правительством РФ 17 июня 2004 г.

Надведомственный надзор в данной отрасли осуществляется Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия, которая в последнее время была выведена из системы Министерства и теперь подчиняется непосредственно Правительству РФ.

Как и в других областях социально-культурной сферы в культуре существует ряд проблем.

В статье М.В. Ивашкина и Г.К. Короткова  «Сфера культуры как объект управления и ее роль в развитии социально-экономических отношений  общества» рассматриваются особенности, проблемы и тенденции развития сферы культуры. Подчеркивается степень ее общественно-полезного эффекта, масштабы востребования и роль в воспроизводстве качественного человеческого ресурса для современной экономики.

Роль культуры повышается в связи с происходящими переменами в процессе становления новой государственности, усиливается значение интеллектуальной деятельности, что способствует формированию и совершенствованию культурного, образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества.

История взаимоотношений  государства и культуры, вопросы  управления, планирования требуют переосмысления с позиций новых социально-экономических  отношений. Комплексная стратегия  развития сферы культуры ни на федеральном, ни на региональном уровнях не сформированы, в связи с чем возникает объективная необходимость в их всестороннем научном обосновании.

Культура – явление  универсальное, охватывает культуру труда  и свободного времени, культуру общую, в том числе и технологическую. В целом – это знания, жизненные ценности, дисциплина, организованность, социальная активность, поведение. Причины кризисных явлений в экономике, управлении связаны с «человеческим фактором», с дефицитом общей и экономической культуры.

Государство является субъектом рынка, который, реализуя потребности общества в развитии человеческого капитала и интеллектуального потенциала страны, выступает инвестором в сфере культуры.

Культурный кризис – это  поражение не только российской культуры. Западные социальные критики немало говорят и пишут о трагизме современной цивилизации, о культе вещицизма и бездуховности.

Информация о работе Государственное управление социально-культурной сферой