Государственное управление социально-культурной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально-культурная сфера – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей.

Содержание работы

Введение.
1. Государственное управление социально-культурной сферой.
1.1. Управление в области образования.
1.2. Управление в области здравоохранения.
1.3. Управление в области культуры и массовых коммуникаций.
2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ как органа государственной власти.
2.1. История возникновения казначейской системы в России.
2.2. Структура, задачи, функции, управленческие действия Федерального казначейства.
2.3. Развитие органов Федерального казначейства.
3. Анализ деятельности администрации городского округа Самара как органа местного самоуправления.
3.1. Об Администрации городского округа Самара.
3.2. Правовая основа, полномочия и проблемы деятельности местного самоуправления в городском округе Самара.
Заключение.
Приложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

cherez_kursach_po_sgmu.docx

— 117.54 Кб (Скачать файл)

Право на образование —  одно из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан России.

Статья 43 Конституции говорит:

1. Каждый имеет право  на образование. 

2. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на  конкурсной основе бесплатно  получить высшее образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении и  на предприятии. 

4. Основное общее образование  обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение  детьми основного общего образования. 

5. Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает  различные формы образования  и самообразования

Управление системой образования  в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере  образования, о которых далее и пойдет речь.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере образования, научной, научно-технической  и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации, которое осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным  имуществом, оказанию государственных  услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных  ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области  образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в  сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

По словам М.В.Солиновой, образование является одной из стратегически приоритетных отраслей, в которой производятся и распространяются знания, компетенции – ключевые ресурсы современного общества. [21]

Перед образованием стоит  ряд проблем, основные из которых:

  • недостаточное финансирование учебных заведений;
  • недостаточная финансовая поддержка учащихся;
  • низкая доля студентов из малообеспеченных семей.

Многие вопросы, связанные  с изучением проблем производства образовательных услуг остаются малоизученными либо находятся вне  поля рассмотрения.

В России в условиях становления  рыночной экономики была недостаточно разработана проблема формирования и распределения инвестиционных затрат домохозяйств, фирм и государства  на производство образовательных услуг, не проанализированы институциональные  условия формирования ее национальной системы. Сегодня, не смотря на реформы  и национальные проекты, это преобразуется  в систему, не отвечающую на запросы  государства и общества, и в  перспективе может привести к  негативному влиянию на народное хозяйство в целом. [19]

Для России уровень образования  населения является одним из наиболее важных преимуществ в мире. Сохранение и развитие образовательной сферы  должно способствовать динамичному  социальному и экономическому развитию страны, на рост использования и  производства новых технологий.

В течение последних пятнадцати лет в стране происходит адаптация  учебных заведений к новым  условиям.

Содержание и технологии образования отстают от современных  требований, образовательная система  испытывает дефицит квалифицированных  управленческих кадров, действенность  механизмов государственного управления, призванных создать благоприятные  условия для развития системы  образования, оставляет желать лучшего. [19]

Необходимо рассматривать  приоритетные направления в модернизации общества, управления школой как организацией, основанные на взаимосвязи инвестиций и отдачи от них в области образования.

В статье О.В. Самсоновой освещаются итоги проведения исследования, целью  которого была проверка распределения  инвестиций в образовательных учреждениях. Из проблемы привлечения инвестиций последовала проблема доступности  образования для представителей разных социальных групп. Существует разрыв между потребностями общества в  образовании и степенью их удовлетворения. Со стороны обучающегося барьером служит проблема доступности, со стороны государства проблемой является низкая воспроизводимость кадров отдельных специальностей.

Эффективность же результата профессионального образования  наиболее высока, если каждый участник педагогического процесса будет  оплачивать ту часть профессионального  образования,  в котором он заинтересован. Но такое не применительно к общеобразовательным  учреждениям.

В целях повышения эффективности  управления школой, возникла необходимость  более чёткого распределения  полномочий между руководителями школы - необходимо разделить административные и управляющие функции.

Для успешной реализации предлагаемой программы, необходимо пройти следующие  этапы.

1) Подготовительный этап. На этом этапе нужно решить  следующие вопросы, сделать следующие  шаги:

  • Готова ли дирекция школы разделить обучающую и административную функции?
  • Какие цели, задачи в области управления персоналом планируется решить в ближайшее время?
  • Какую систему удержания педагогического персонала разработали другие школы?
  • Оценка существующей политики вознаграждения учителей.
  • Какие средства необходимы на программу реструктуризации школы?
  • Какие существуют ограничения, способные повлиять на внедрение выбранного плана изменения школьной системы управления?
  • Нужно провести анкетирование сотрудников с целью выявления их потребностей и предпочтений в отношении будущего административного управляющего состава. На этом шаге можно определить потенциальных участников программы.

2) Выбор и определение  должностных обязанностей сотрудников  в создаваемой иерархии.

3) Внедрение новой программы  управления школой.

Образование должно быть не затратной отраслью, а инвестиционной, этого можно достичь переходом  на нормативно-бюджетное финансирование. Работа в новом экономическом  режиме одновременно с повышением ответственности  учреждений за формирование и распределение  бюджетных средств предоставит школам значительную финансовую самостоятельность. Управление школы будет знать наперед, сколько денег будет у школы, будет самостоятельно формировать бюджет и, соответственно, будет заинтересовано в том, чтобы детей в этой школе было как можно больше, а это возможно лишь в том случае, если школа - лучше других. В результате за счёт бюджета и привлечения дополнительных средств появится возможности расширения диапазона образовательных услуг, стимулирования высокого качества работы педагогов, а также и непосредственная финансовая поддержка преподавательского состава. [19]

Необходимо, чтобы каждый ребенок имел все возможности  для того, чтобы получить сначала  качественное общее образование, а  потом выбрать профессию которая обеспечит ему успех в жизни. Важным инструментом модернизации становится разработка экономических моделей для решения проблем статуса образовательных учреждений, повышения оплаты труда работников образования, обеспечения эффективной работы всех ее ступеней.

При этом многие считают, что все экономические  модели в образовании имеют одну цель - переход к платному образованию. Это не совсем так. Система образования  должна всемерно и творчески использовать те эффективные финансовые модели, которые дополнительно к бюджетному финансированию улучшат его экономическое  положение.

Подчеркивая, не взамен бюджетного финансирования, а в дополнение к  нему. [19]

Основная задача государства  и самой системы образования  сегодня – подготовить для  школ, вузов, техникумов и ПТУ профессиональных менеджеров в сфере образования  – как из числа нового поколения  руководителей, так и с использованием накопленного опыта руководства. Любое  реформирование школ должно начинаться с переподготовки управленцев.

Должны  быть сосредоточены усилия на повышении  общего качества преподавательского состава. Если просто произвести перераспределение, то цели реформирования образования не будут достигнуты.

В частности, политика отдельных  стран, которая привела к изменениям измеряемых показателей квалификации преподавателей — таких как научные  степени или другие виды аттестации преподавателей — не повысила качества преподавания, по крайней мере, с  точки зрения результатов, демонстрируемых  учащимися. Напротив, большинство имеющихся  данных показывает, что повышение  качества чаще достигается путем  отбора и удержания более высококвалифицированных  преподавателей, а не переподготовки существующих кадров. [19]

Модернизация общества должна опираться на модернизацию образования. Инвестиции в образование имеют  длительный срок окупаемости, но очень  высокую рентабельность. Выделим  базовые условия эффективной  модернизации образования на федеральном  уровне:

  • финансирование информатизации образования;
  • повышение заработной платы преподавателей до уровня,  позволяющего привлекать высокопрофессиональные кадры;
  • господдержка и госрегулирование привлечения компаний к обеспечению образовательного процесса.

Необходимо создать эффективный  налоговый режим, привлекающий деньги в образование. Например, затраты  на получение образования могут  вычитаться из налогооблагаемой базы личных доходов семьи. Равенство  доступа к образованию для  различных социальных слоев и  территориальных групп населения, в соответствии с новой концепцией образования, может быть достигнуто за счет системы адресной дифференцированной поддержки учащихся и студентов из малообеспеченных семей и отдаленных территорий. Отечественные предприятия не могут самостоятельно обеспечить подготовку по рабочим профессиям, поэтому сфера начального профессионального образования должна быть сферой действий государства. Создание университетских комплексов путем интеграции средних специальных учебных заведений в состав профильных университетов и академий в качестве их колледжей подтягивает среднее специальное образование к высшему, повышает качество преподавания в колледжах. В перспективе это создаст предпосылки для реализации общедоступного высшего образования. [19]

Задачи реформирования образования  отличаются высокой степенью сложности. Ключевую роль играет подготовленность кадров. Компетенции преподавателей не отвечают современным требованиям. В этом состоит главная проблема развития образования, для решения которой необходимо сформировать новые компетенции руководителей и специалистов органов управления образованием. Новое качество образования будет обеспечиваться деятельностью этих учреждений и их руководителей.

В системе же высшего образования  представлена реформа гармонизации российской и европейской систем образования, так называемая двухуровневая  система, которая представлена реализацией  Болонского процесса в России. Но отсюда вытекают вопросы: насколько такая  гармонизация удобна для РФ,  каким  образом можно сделать последствия  присоединения к общеевропейской  системе образования максимально  благоприятным для  России, и какие  новые возможности для управления оно открывает?

«Болонская декларация» была подписана в 1999 году, в которой 29 стран Европы выразили готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования. Главными задачами стал переход на двухуровневую систему высшего образования, основанную на двух циклах – достепенном и послестепенном (бакалаврмат и магистатура), что делает систему прозрачной и повышает мобильность студентов. Присоединение России к Болонскому процессу состоялось в 2003 году. До этого в России существовала проблема возможности для выпускника российского вуза учиться и работать по специальности в Европе. При гармонизации систем это стало более реально. Но и с присоединением к Болонскому процессу наметилась губительная ситуация: сопоставимость степеней облегчает отток лучших выпускников российских вузов за границу, в то время как высококвалифицированные европейские специалисты в нашу страну работать не едут. Для того чтобы Болонский процесс в России не стал формальностью, необходимо обеспечение создания единого рынка труда России и Европы.

Информация о работе Государственное управление социально-культурной сферой