Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:59, магистерская работа
Целью исследования выступает предоставление научно-методических и практических рекомендации по оптимизации оплаты труда на основе формирования системы грейдирования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Дать характеристику существующим подходам по оценке должностей;
2. Сформулировать основные этапы формирования оплаты труда с использованием системы грейдирования;
3. Определить основные проблемы внедрения грейдирования в организациях;
4. Определить эффективные способы управления заработной платой при помощи системы грейдирования;
5. Описать грейдирование и показать актуальность применения данного метода в современных системах мотивации персонала.
Введение…………………………………….……………...………………………...3
1. ГЛАВА 1. Научно-теоретические аспекты системы грейдирования ……7
§1.1. Грейдирование как современный метод мотивации персонала…………….………………….……………………………..……………7
§1.2. Анализ системы грейдирования персонала и специфика этапов внедрения.………………………………………………………………………..…11
§1.3. Анализ зарубежных методик грейдирования……………………..…….26
2. ГЛАВА 2. Анализ системы грейдирования персонала ОАО «ГАЗ»…….41
§2.1. Общая характеристика и анализ деятельности предприятия………....41
§2.2. Предпосылки формирования системы грейдирования на предприятии………………………………………………………………..…….…57
§2.3. Этапы внедрения системы грейдирования персонала………...…….…61
§2.4. Анализ эффективности действующей системы грейдирования на предприятии…………………………………………………………………...……84
3. ГЛАВА 3. Разработка путей совершенствования системы мотивации персонала на основе грейдирования …………… …… ………………… ……93
§3.1. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации с помощью грейдирования………………………………………………………………………93
§3.2. Карьерная мотивация персонала на основе системы грейдирования..…97
§3.3. Предложения по интеграции грейдирования в систему мотивации персонала предприятия с помощью эффективных внутрифирменных коммуникаций………………………………………………………………..……101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……………………...……………105
ЛИТЕРАТУРА…………....................
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра общего и стратегического
менеджмента
Магистерская диссертация
Тема: «Грейдирование как современный метод мотивации персонала»
группа: 09 УЧР
Научный руководитель:
К.э.н., профессор Свиридова Людмила Васильевна
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………….……………..
1. ГЛАВА 1. Научно-теоретические аспекты системы грейдирования ……7
§1.1. Грейдирование как современный
метод мотивации персонала…………….………………….…………………
§1.2. Анализ системы грейдирования
персонала и специфика этапов внедрения.……………………………………………………
§1.3. Анализ зарубежных методик грейдирования……………………..…….26
2. ГЛАВА 2. Анализ системы грейдирования персонала ОАО «ГАЗ»…….41
§2.1. Общая характеристика и анализ деятельности предприятия………....41
§2.2. Предпосылки формирования
системы грейдирования на предприятии…………………………………………………
§2.3. Этапы внедрения системы грейдирования персонала………...…….…61
§2.4. Анализ
эффективности действующей сист
3. ГЛАВА 3. Разработка путей совершенствования системы мотивации персонала на основе грейдирования …………… …… ………………… ……93
§3.1. Рекомендации по совершенствованию
системы мотивации с помощью грейдирования……………………………………………
§3.2. Карьерная мотивация персонала на основе системы грейдирования..…97
§3.3. Предложения
по интеграции грейдирования в систему
мотивации персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………
ЛИТЕРАТУРА…………................
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………….…………...
ВВЕДЕНИЕ
Управление человеческими ресурсами в условиях современной российской экономики в организациях становится одним из ведущих направлений их развития. В новых условиях сохраняются стандартные задачи администрирования персонала, но стиль управления человеческими ресурсами теперь должен соответствовать стратегической концепции управления самой организацией.
Развитие российской экономики положило начало изменениям в управлении человеческими ресурсами, системах компенсации, оценки эффективности труда работников и их квалификации. В российской экономике присутствует сочетание большого количества предприятий государственной собственности, крупной корпоративной собственности, где технологии управления еще основываются на принципах, заложенных еще в советское время на государственных предприятиях и массовое развитие малого и среднего бизнеса. При существующем уровне конкурентной борьбы предприятий «за место под солнцем» возрастает роль человеческих ресурсов как одного из ключевых факторов успеха, которые непосредственно влияют на достижение стратегических целей организации. В связи с этим на первый план в управлении человеческими ресурсами выходит проблема мотивации персонала и, в частности, материального стимулирования сотрудников.
Менеджменту организаций приходится решать множество вопросов, связанных с достижением стратегических целей компании. Руководство компаний заботят вопросы, связанные с удержанием и привлечением сотрудников, повышением результативности персонала. На мой взгляд, одним из основных способов решения этих задач является построение эффективной системы мотивации и оплаты труда персонала. Программы компенсаций в крупных компаниях – это сложные системы распределения финансов. Сегодня большинство ведущих российских компаний занимаются разработкой более совершенных систем материальной мотивации персонала, совершенствуют систему компенсаций, строят эффективную систему выполнения целей организации.
Не смотря на достаточно широкую изученность вопросов материальной мотивации персонала в России, проблема оценки должностей в современных организациях в полной мере не только не решена, но и не изучена. А грейдирование - это современный метод, применяемый в ведущих западных компаниях, который позволяет повысить эффективность системы мотивации и сделать ее понятной и прозрачной для сотрудников.
Как в современных условиях выбрать правильный путь для развития системы мотивации персонала и грамотной системы компенсаций? Ведь существует множество методов по созданию эффективной системы управления человеческими ресурсами. В каждом методе есть свои особенности. Как выбрать метод, который будет эффективным для конкретной организации?
Учитывая все вышеизложенное, выбранная тема курсовой работы представляется весьма актуальной и значимой и с теоретико-методологической, и с практической точек зрения.
Объектом исследования данной работы будет выступать грейдирование как современный метод мотивации персонала.
Предметом исследования будут проблемы внедрения грейдирования в современных организациях.
Целью исследования выступает предоставление научно-методических и практических рекомендации по оптимизации оплаты труда на основе формирования системы грейдирования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Дать характеристику существующим подходам по оценке должностей;
2. Сформулировать основные этапы формирования оплаты труда с использованием системы грейдирования;
3. Определить основные проблемы внедрения грейдирования в организациях;
4. Определить эффективные
способы управления заработной
5. Описать грейдирование
и показать актуальность
Данная магистерская диссертация структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава «Научно-теоретические аспекты системы грейдирования» содержит теоретическую часть, в которой исследуются грейдирование как современный метод мотивации персонала, анализируется система грейдирования персонала, специфика этапов внедрения и анализируются зарубежные методики грейдирования; вторая глава «Анализ системы грейдирования персонала ОАО «ГАЗ»» посвящена общей характеристике и анализу деятельности предприятия, описанию и изучению предпосылок формирования системы грейдирования, рассмотрению этапов внедрения системы грейдирования персонала на предприятии и анализу эффективности действующей системы грейдирования на предприятии;
В теоретико-методологической основе исследования лежат работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, исследующих выше перечисленные проблемы, сведения и отчетная документация о деятельности компании.
В эмпирической основе работы находятся данные внутренней документации предприятия, а также информация из различных внешних источников и средств массовой информации.
Среди методов исследования, использованных в данной работе, были: изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ внутренней документации, интервьюирование, наблюдение, анализ информации из внешних источников, таких как средства массовой информации.
Теоретическая новизна заключается в исследовании грейдирования как современного метода мотивации персонала, так как эффективность использования данного метода в современных организациях не изучена в полном объеме. Результаты исследования могут быть полезны не только в области таких наук как социология и менеджмент, но также могут быть использованы в качестве основы при чтении лекционных курсов по управлению человеческими ресурсами и использованы руководителями компаний, в службах УЧР на предприятиях.
ГЛАВА
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ С
§1.1.
Грейдирование как элемент
На современном этапе развития рынка конкуренция перешла из области продуктов, услуг и технологий в область управления человеческими ресурсами. Система оплаты труда, основанная на оценке сложности труда, дает возможность работникам понять, что именно в их деятельности приносит желаемый результат для организации, создает видимые перспективы продвижения по службе и формирует ощущение справедливости оплаты их труда. Это мотивирует работников к более высокопроизводительному труду. В связи с тем, что в коммерческих организациях Российской Федерации параметры оплаты труда устанавливаются самостоятельно уже более 15 лет, проблема оценки сложности труда не теряет своей актуальности и волнует практически всех работников.
Теперь битва идет не только за таланты, но и за специалистов, готовых просто хорошо выполнять свою работу. Какие инструменты управления позволяют компании привлекать и удерживать персонал? Таким инструментом является грейдирование.
Среди определений грейдирования можно выделить следующее: «Грейдирование - это группировка должностей по определенным основаниям (определение «веса», классификация и пр.) с целью стандартизации оплаты труда в организации»1.
Чемеков В.П. в работе определение понятия «Грейдинг: технология построения системы управления персоналом» и определение понятия «грейд» «Грейд - установленный интервал «весов» или рангов, внутри которого должности считаются равнозначными для организации и имеющими один диапазон оплаты (тариф)2». Далее указывается, что «тарифные разряды - минимальные единицы различения оплаты для должностей. Несколько тарифных разрядов включаются в грейд (тариф)». Данное понимание термина «тарифный разряд» отличается от традиционно принятого. Так, в Трудовом кодексе Российской Федерации под тарифным разрядом понимается «величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника»3. В то же время, такой подход встречается и у другого автора. Хендерсон Р.И. в работе «Компенсационный менеджмент» приводит следующее определение: «Тарифный разряд заработной платы - это некоторая зона конкретной заработной платы или диапазона заработных плат по всем заданиям, которые удовлетворяют определенным техническим требованиям»4.
Грейдирование позволяет построить иерархию должностей в зависимости от их ценности для бизнеса, и разработать соответствующую систему оплаты труда, точнее, базового вознаграждения, которое сотрудники получают за выполнение должностных обязанностей на «нормальном» уровне.
Только сочетание этих HR-инструментов позволяет эффективно управлять кадровым потенциалом компании: объективно и справедливо оценивать труд всех специалистов и удерживать лучших.
Все больше и больше компаний понимают, что грейдирование – не только дань моде, но и необходимый инструмент организационного планирования и управления затратами на персонал.
Очень трудно найти такой универсальный метод оплаты труда, который учитывал бы интересы и работодателя, и сотрудника. Предприятие всегда старается платить с учетом своих целей, но ровно столько, чтобы работник не уходил, а последний, в свою очередь, стремится получать как можно больше. Именно система грейдирования позволяет «увязать» оплату труда и логику бизнеса, а также развязать узел проблем, связанных с мотивацией персонала.
В первую очередь эта система удобна для крупных и средних предприятий, поскольку, в отличие от вертикального построения карьеры, она позволяет строить карьеру горизонтально, внутри своего уровня. Например, повышение рабочим квалификации, образования скажется на уровне оплаты, поскольку повысится вес фактора знания, и зарплата возрастет, несмотря на то, что работник будет оставаться на своей должности. К тому же на крупных предприятиях существует большое количество должностей, что создает много проблем. Поэтому в ранее применяемых системах определения должностных окладов приходилось формально именовать должности, чтобы каким-то образом разместить их в иерархической вертикали. Эту проблему решает система грейдирования.
Система грейдирования пришла к нам из США, где в начале 60-х прошлого века Эдуард Н. Хэй разработал методику оценки должностей разного профессионального профиля исходя из универсальных критериев. С тех пор система грейдирования успешно зарекомендовала себя на Западе и сегодня считается лучшей основой для прозрачной и управляемой системы оплаты труда.
В России система грейдирования пришла на смену тарифной сетке советских времен, которая оказалась слишком неповоротливой и устаревшей для бурно развивающихся и быстро меняющихся коммерческих предприятий. Основными узкими местами советской тарифной сетки были непрозрачная внутренняя логика, жесткость иерархической структуры. Нередко при использовании тарифной сетки приходилось формально называть должность, например, «инженер такой-то категории», только для того, чтобы установить соответствующий оклад. Эту проблему решает система грейдирования. Она позволяет гибко выстраивать схему должностных уровней, учитывая не только квалификацию и стаж, но и другие, не менее значимые факторы, такие как уровень управленческой и финансовой ответственности, сложность принимаемых решений и другие. Таким образом, в системе грейдирования каждая должность находит свое место в «табели о рангах» и получает соответствующую оценку в виде «вилки» оклада. Эксперт высокой квалификации, «закрывающий» ответственный участок бизнес- процесса, может иметь более высокий грейд, чем руководитель отдела в непрофильном направлении деятельности компании. Это обеспечивает сотрудникам не только управленческую, но и профессиональную карьеру, что, безусловно, важно для тех, кто работает в крупном и среднем бизнесе.
Информация о работе Грейдирование как современный метод мотивации персонала