Характеристика феномена «лидерство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность лидерства и его российский аспект, а также провести комплексный анализ существующих теорий лидерства.
Достижению указанной цели служат следующие задачи курсовой работы:
- определить феномен «лидерство»;
- проанализировать постулаты основных теорий лидерства;
- изучить особенности и проблемы российского лидерства.

Файлы: 1 файл

Лидерство в практике российского менеджмента (Автосохраненный).docx

— 360.20 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Более 25 веков назад Конфуций сказал: «Чтобы стать лидером, необходимо сначала стать человеком». Мысли Конфуция симметричны в премудрости других народов мира. Собственно говоря, мудрость - одна из самых старых идей, ассоциирующихся с лидерством.1

Понятие лидерства используется с давних времён применительно к  разным сферам - политике, военной области, организациям.2

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времён. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времён Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее всё ещё не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно  изучаться.

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. 3

Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования.

Цель курсовой работы - изучить сущность лидерства и его российский аспект, а также провести комплексный анализ существующих теорий лидерства.

Достижению указанной  цели служат следующие задачи курсовой работы:

- определить феномен «лидерство»;

- проанализировать постулаты  основных теорий лидерства;

- изучить особенности и проблемы российского лидерства.

Объектом исследования курсовой работы является лидерство как феномен  менеджмента.

Предмет исследования: основные теории лидерства, а также проблемы и особенности лидерства в России.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

- общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, метод комплексного  подхода, системный и логический);

- сравнительный метод;

- изучение монографических  публикаций м статей;

- аналитический метод  (анализ научной и публицистической  литературы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА «ЛИДЕРСТВО»

 

 

1.1 Определение понятия «лидерство»

Лидер - ключевая фигура в управлении организацией, а лидерство - венец менеджмента!4

Лидерство не имеет конкретной определённости для различных ситуаций пусть даже одного характера - хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства.5

Фигура лидера столь многолика  и сложна, что существует обширный перечень его определений. В частности, довольно распространены оценки, характеризующие лидерство как: действие и поведение / способ достижения результатов / проявление личных качеств / специфическую форму взаимодействия / умение убеждать / осуществление влияния и другие.6

До сих пор в литературе отсутствует академическое единство в понимании феномена лидерства. Различные авторы акцентируют внимание своих исследований на разных его аспектах. В связи с этим правомерны следующие понимания лидерства:7

- лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз и носителем такой власти выступает не большинство, а один человек или небольшая группа лиц;

- лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность;

- лидерство - это влияние на других людей, но не любое, а отвечающее следующим условиям: постоянство влияния - это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолёт, не может считаться лидером), широта влияния - воздействие осуществляется на всех членов группы; явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых ассиметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства;

- лидерство - естественный социально - психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример;

- лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально - психологической общности группы и образец поведения для её членов.8

Под лидерством в общем смысле понимают ведущее положение какой - либо личности либо социальной группы, класса, партии, способность индивидов для достижения целей оказывать воздействие на других участников системы управления организации.9

Марвин Вайсборд считает, что лидерство - тот самый механизм, который удерживает все ячейки (цели, структуры, вознаграждения, вспомогательные механизмы и взаимоотношения) в равновесии.10

Во всех определениях лидерства  его суть и технологии сопряжены, так или иначе, с искусством влиять на людей и вызывать желаемые изменения  в их поведении, заинтересовывать их в достижении целей организации.11

Популярность рассмотрения лидерства в последнее время  связана с тенденцией роста влияния человеческого фактора на деятельность организации.12

Современная теория концентрирует  внимание на трёх важных вопросах, раскрывающих суть лидерства как феномена социального воздействия

- кто может оказывать воздействие на людей: только должностные лица, имеющие власть и соответствующие полномочия в организации, или все члены вне зависимости от занимаемых должностей?

- можно ли влиять на людей преднамеренно, имея в виду достижение специфических целей группы или организации?

- должно ли быть добровольным согласие тех, на кого оказывается воздействие?

В теории лидерства не поддерживается миф о лидерах как изолированных героях, которые сверху руководят своими организациями. Исследования и реальная практика показывают, что указания спущенные с верхнего уровня вниз, даже при их выполнении не повышают уровень кооперации сотрудничества, а создают атмосферу страха, недоверия и конкуренции между работниками. А это не позволяет в полной мере использовать их человеческий потенциал.

Теоретически лидером  может быть любой член организации, а не только те, кто ею управляют. Это означает, что лидерство может  проявляться и на самых нижних уровнях иерархии: лидером может быть бригадир, который вдохновляет своим примером членов бригады на качественную и эффективную работу. Лидерами могут быть рабочие, которые своим отношением к работе и постоянным поиском лучших путей её выполнения служат для других образцом для подражания.

Поэтому в современных  разработках по лидерству подчёркивается, что каждый работник может и должен проявлять стремление к руководству, а это требует воспитания ответственности у всего персонала, а не только у руководителей.

И всё - таки больше всего возможностей для проявления лидерства имеют люди, занимающие в организации управленческие позиции.13

При изучении природы лидерства  важно уяснить, что лидерство:

- основывается на личных способностях оказывать влияние на других людей;

- предполагается наличие в организации последователей, а не подчинённых;

- делегируется снизу вверх от последователей.14

1.2 Структура лидерства

Лидерство имеет сложную пятикомпонентную структуру, которая состоит из следующих элементов:

- лидер - с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;

- последователи - со своими качествами и возможностями для реализации целей;

- задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;

- ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

- группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.

Взаимодействие элементов  составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образует реальный процесс  лидерства. Огромное количество произведений искусства создается на основе всего лишь семи нот или семи цветов радуги. Лидерство - это тоже искусство, но его элементы весьма специфичны.

Лидер. Это первый участник процесса лидерства. Лидеру всегда присущи определенные черты, которые выделяют его среди других: компетентность или коммуникабельность, интуиция или другие способности, с помощью которых ему удается достичь, а затем удерживать лидирующее положение.

Каждый из нас в какой-либо ситуации какое - то время является лидером. Все многообразие потребностей человека не замыкается его профессиональной деятельностью. В зависимости от опыта, ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы трансформируются в потребности самовыражения и через него - в необходимость лидерства в определенных сферах, обстоятельствах или группе людей. Стремление к лидерству выходит за рамки профессии. С другой стороны, профессиональное обучение является наиболее надежным фундаментом лидерства.

Последователи. Без последователей нет лидерства. Но без лидера последователи представляют собой просто некую совокупность людей. Все члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. При таком взаимодействии выделяется лидер. Без лидера нет последователей. Кто из них первичнее - это вопрос о курице и яйце. Конечно, не все сотрудники являются последователями определенного человека, который занимает лидирующее положение. Но если они долгое время не становятся таковыми, то могут потерять принадлежность к данной группе. Если значительная часть группы не относит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в командных спортивных соревнованиях. Это происходит потому, что сила влияния последователей на лидера бывает соизмерима с обратным влиянием. В группе, как и в природе, на каждое действие есть противодействие. Последователи - это те, кто, по крайней мере, не противодействует лидеру.

Задачи. Являются настолько важной характеристикой деловой ситуации, что их можно рассматривать в качестве самостоятельного элемента лидерства.

Мы знаем, что задачи определяются целями, а сами определяют функции (например, управление персоналом). Существует следующая взаимосвязь: задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. Если меняются задачи, то меняются и требования к лидеру. В этом случае может произойти смена лидера или, по крайней мере, некоторым членам группы представится возможность оказать на нее влияние.

Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся до творческих, нестандартных. Интересно, что в практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформулировать те задачи, которые приходится выполнять.

Со временем структура  взаимоотношений в группе может  оказаться такой прочной, что  потеряет зависимость от возникающих задач.

Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером. Задача, неоднократно предоставляющая возможности для принятия новых решений, порождает множество поступков, направленных на установление лидерства.

Ситуация. Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют:

- трудовые процессы (ритмичность, организация труда, простой оборудования);

- внешняя среда;

- члены коллектива.

Чаще всего человек  становится лидером благодаря не каким бы то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения «ситуация - лидер - последователи». В каждой ситуации лидерство проявляется в особом, свойственном лишь ей виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство может быть присуще человеку не постоянно, а только в определенной ситуации. Оно может быть присуще даже отдельной роли человека, которую он выполняет в группе, а не всему человеку как таковому. Лидерство динамично, как само межличностное поведение. Оно не обязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.

Группа. Под группой понимается персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений.15

 

1.3 Виды лидерства

Лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.

Информация о работе Характеристика феномена «лидерство»