Характеристика феномена «лидерство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность лидерства и его российский аспект, а также провести комплексный анализ существующих теорий лидерства.
Достижению указанной цели служат следующие задачи курсовой работы:
- определить феномен «лидерство»;
- проанализировать постулаты основных теорий лидерства;
- изучить особенности и проблемы российского лидерства.

Файлы: 1 файл

Лидерство в практике российского менеджмента (Автосохраненный).docx

— 360.20 Кб (Скачать файл)

- Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи, в его основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

- Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий - притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряжённость, создаёт атмосферу психологического комфорта. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

- Информационное лидерство (мозг группы) характеризуется компетентностью в информационной сфере. К «информационному» лидеру все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, всё знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

В зависимости от направленности влияния можно рассматривать  лидерство:

- конструктивное (функциональное), способствует осуществлению целей организации;

- деструктивное (дисфункциональное), формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров и взяточников);

- нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов - любителей).

В реальной жизни границы  между этими типами лидерства  подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Лидерство в группе может  быть: формальным (официальные руководители) и неформальным.16

Формальное лидерство - влияние на людей с позиции занимаемой должности.

Неформальное  лидерство - влияние через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям.17

По данным социологических  исследований, если официальный руководитель одновременно является и неофициальным лидером, то производительность труда коллектива повышается на 20 - 30%.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА

 

 

В процессе развития менеджмента  как науки сложились разные подходы  к изучению лидерства и соответственно разные группы теорий.19

Используя две переменные или два измерения, можно выделить основные группы лидерства, то есть подходы  к изучению лидерства:

- динамика поведения - это измерение отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, то есть считается, что лидер как бы имеет определённые врождённые черты, которые необходимы ему, для того чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов лидерского поведения, то есть действий лидера, а не наследованных им качеств;

- второе измерение связано с уровнем или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом – ситуационность признаётся критической, решающей для эффективного лидерства.

Комбинация двух переменных (динамика поведения и уровень ситуационности) приводит в конечном счёте к выделению четырёх типов подходов к изучению лидерства в организации:

- первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств, необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте;

- второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении;

- третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретно ситуации;

- четвёртый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией.20

В настоящее время получили признание три подхода в теориях  лидерства:

- личностный;

- поведенческий;

- ситуационный.21

2.1 Подход с  позиции личных качеств

Систематическое изучение проблем лидерства было предпринято с начала

1930 - х годов. Сначала была поставлена цель выявить необходимые для осуществления функции лидерства характеристики личности. В результате возникла теория лидерских качеств (черт), пытавшаяся определить их необходимый набор.22

Эта теория доминировала в 40 - х годах. XX века.23

Концепция личных черт утверждает, что лидерство является следствием определённых присущих человеку умственных, физических, социальных или психологических свойств. Первые исследователи лидерства основывались на идентификации характерных черт выдающихся лидеров. В них находили материал для обобщений вплоть до построения теории «великого человека», которая гласила, что лидерами рождаются, а не становятся.24

Таким образом, можно сказать, что данная теория исходит из представления, что все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Многочисленные попытки сформулировать набор таких качеств просматривается уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений.

Так, например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и другие.

Наибольшее развитие этот взгляд на лидерство получил в  концепции О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определённой цели, именно такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной. Причем такая концепция основывалась на том, что, во - первых, лишь немногие из людей призваны быть лидерами, во - вторых, большинство людей стремятся к тому, чтобы ими руководили. Согласно этой концепции, универсальными чертами лидера являются:

- физическая и эмоциональная выносливость;

- понимание назначения и целей деятельности организации;

- энтузиазм;

- дружелюбие и привязанность;

- порядочность;

- способность вызывать доверие у других людей.

Серьезные разработки, с  одной стороны, завершающие изыскания  в рамках указанного подхода, а с другой - закладывающие основы для новых направлений изучения лидерства в организации, связаны с исследованиями специалистов университета Огайо в 1945 году Р. Стогдилл (Stogdill R.М.) пришел к выводу, что, хотя некоторые черты характера присущи всем успешным лидерам, феномен лидерства следует описывать как результат действия нескольких постоянно изменяющихся переменных, в частности:

- внимание к подчиненным - эта переменная ориентирована на поддержание дружеских отношений в коллективе, достижение общих целей, признание индивидуального вклада каждого участника совместной деятельности;

- «введение в структуре» - это переменная ориентирована на решение поставленных задач, планирование, контроль, оценку результатов деятельности и другое.

Основными чертами лидера, по Р. Стогдиллу, являются:

- ум или интеллектуальные способности;

- господство или преобладание над другими;

- уверенность в себе;

- активность и энергичность;

- знание дела.25

Наиболее интересный результат  в изучении лидерских качеств  был получен американским консультантом У. Беннисом (Bennis W.G.), исследовавшим 90 успешных лидеров в контексте изучения организационной культуры и организационного поведения. Он определил четыре группы лидерских качеств:

- управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий, чтобы это было привлекательным для последователей);

- управление знанием или способность так передать знание созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

- управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

- управление собой или способность знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.26

Таким образом, наиболее примечательные черты личности лидера в общем могут быть сведены к следующим:

- ориентированность на инновационную деятельность;

- дружелюбие к последователям, умение внушать им, что они талантливы и могут выполнять любую работу;

- умение быть образцом для последователей, вызывать к себе доверие и уважение, давать людям ясное понимание того, чего от них ожидают;

- гибкость и решительность, готовность идти на оправданный риск, способность находить нестандартные решения, особенно в условиях неопределённости;

- свобода от предрассудков, умение отказываться от отживших стереотипов и установок своего мышления;

- неизменно критическая настроенность, талант создавать новую реальность, которой до него не было.

В трактовке черт лидера будто есть некая несообразность. К примеру, ещё в 50 - е годы позапрошлого века было проведено более ста исследований по выявлению лидерских черт личности. Обнаружились большие расхождения в их толковании различными авторами. Одними было выделено 79 черт, другими - 180, третьими - 130 и далее, но только 5%  этих черт оказались совпадающими для лидеров. Выходило, что присутствие определённых качеств не способно помочь превращению человека в лидера, равно как их отсутствие не могло помешать ему стать таковым. Остаётся непонятным, то ли какая - либо черта личности мотивировала появление лидера, то ли успех лидера обратил внимание на наличие у него этой черты.

Поныне авторы, стремящиеся  выделить черты лидерства, противоречат друг другу. К примеру, Стогдилл, сделав обзор более чем сотни исследований предмета, обнаружил, что ни одно не давало чёткого доказательства существенных отличий лидеров от не лидеров. Единственные установленные различия - то, что у лидеров обнаружилась тенденция быть несколько выше, немного тяжелее, чуть сообразительнее и тому подобное - были незначительны, и их не удавалось соединить вместе для создания «особой» лидерской личности.

В этом контексте можно  понять тех, кто не рискует подробно излагать черты лидерства, предпочитая  ограничиваться малым числом наиболее значимых. Некоторые сводят основные черты, которыми обладают все известные лидеры, к двум - оптимизму и уверенности, убеждающих руководителя в своей способности влиять на других и формировать будущее. Другой специалист усматривает основу лидерства в умелом руководстве и энергичности: без руководящей роли энергичность ведёт в никуда, а без энергичности руководство теряет смысл. На уровне обыденного сознания и вовсе ограничиваются восприятием лидера как человека, несущего новые решения, по преимуществу инновационного характера.27

Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во - первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие - то основы теории. Во - вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно  сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.28

В дальнейшем научный поиск характерных черт, объясняющих разницу между теми, кто может стать эффективным лидером, а кто нет, был заброшен.29

2.2 Поведенческий подход к изучению теорий лидерства

Отказавшись от исследований черт личности, ученые в области теории организации и управления обратились к наблюдениям за тем, что делают руководители, а не какими чертами они обладают, то есть за поведением руководителя.

Информация о работе Характеристика феномена «лидерство»