Характеристика процесса мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение применимости теорий в практике управления.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1 Рассмотреть понятие мотивации, ее характеристику и сущность.
2 Проанализировать стадии процесса мотиваций.
3 Рассмотреть современные теории мотивации.
4 Проанализировать применимость данных теорий в практике управления организацией.

Содержание работы

Характеристика процесса мотивации
1.1 Сущность и основные категории мотивации
1.2 Стадии процесса мотивации
2. Современные теории мотивации
2.1 Теория Маслоу
2.2 Теория «XYZ»
2.3 Теория Маккеланда
2.4 Теория Герцберга
2.5 Процессуальные теории
2.5.1 Теория ожиданий
2.5.2 Теория справедливости
2.5.3 Теория целеполагания
3. Применение теорий мотивации на практике
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 106.53 Кб (Скачать файл)

Естественные потребности  отражают зависимость человека от природных, материальных условий, необходимых  для поддержания его жизни. В  культурных потребностях отражается зависимость  человека от продуктов человеческой культуры.

Когда потребность осознается, происходит се «опредмечивание», конкретизация, она приобретает форму мотива. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и целях поведения, обеспечивающего ее удовлетворение.

Сложность выявления мотивов  деятельности связана с тем. что всякая деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного субъекта.

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные условия деятельности, направленной на преобразование среды в соответствии с потребностями человека.

Общая мотивация, характерная  для данного человека, является важнейшей  составляющей характеристики его личности.

Наиболее известной и  разработанной теорией мотивации  является концепция иерархии мотивов американского психолога Абрахама Маслоу.

Представитель гуманистической  психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации  в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру поведенческих мотивов. Его модель потребностей, нашедшая широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении, в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения потребностей и мотивов поведения остался тем же. А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:

  • физиологические (органические) — потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;
  • в безопасности — проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. Для этого он стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;
  • в любви и принадлежности — человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;
  • в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;
  • в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.

Потребности образуют иерархию, поскольку подразделяются на низшие и высшие. А. Маслоу выявил следующие особенности мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности;
  • с повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Базовым уровнем потребностей являются физиологические, поскольку  без их удовлетворения человек жить не может. Базисной является также и потребность в безопасности. Более высокие, социальные потребности, куда относятся потребности в принадлежности, имеют разную степень выраженности у разных людей, однако вне человеческого общения ни один человек (как человек) существовать не может. Престижные потребности, или потребность в уважении, связаны с социальным успехом личности. Фактически же полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворяет свои потребности в самоактуализации.

Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии потребности каждою нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы, поэтому принцип иерархии называют принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).

Высшие потребности имеют  следующие признаки:

  • они более поздние;
  • чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;
  • жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньшая склонность к болезням и т.д.;
  • удовлетворение чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость счастье, обогащает внутренний мир.

Л. Маслоу считал личностями только тех людей, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация. Всех остальных он называл недочеловеками. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности, это рост «вверх». Личностный, психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Пока доминируют низшие потребности. движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывание средств к жизни, не до высоких материй.

Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. То, на что  жалуются люди, а также уровень  их жалоб служат показателем развития личности и просвещенности общества. А. Маслоу полагал, что конца жалобам не будет и можно лишь надеяться на повышение их уровня.

Основными функциями мотивов  является функции побуждения к действию и функция смыслообразования.

В психологическом плане  существует различие между целями, которые ставит человек для того, чтобы добиться удовлетворения той  или иной потребности, и мотивами его деятельности: цели всегда являются сознательными, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек осознает цели своих действий, но дело с осознанием мотивов, того, ради чего они совершаются, обстоит  иначе. Обычно мотив не совпадает  с целью, лежит за ней. Поэтому  его обнаружение составляет специальную  задачу — осознание мотива. Причем речь идет о задаче осознания смысла его действий на личностном уровне, т.е. о личностном смысле деятельности.

Потребности и мотивы настолько  тесно переплетены в структуре  личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.

Начинают анализ с потребностей, поскольку наличие у человека потребностей — такое же фундаментальное  условие его существования, как  обмен веществ. Организм человека, как  и любая живая система, неспособен ни поддерживать свое внутреннее динамическое равновесие, ни развиваться, если он не находится во взаимодействии с окружающей средой.

В своих первичных биологических  формах потребности есть состояние  организма, выражающее объективную  нужду в чем-то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Любые проявления активности человека сопровождаются чувствами и эмоциями, которые в значительной степени определяют характер этой активности.

Характеристика процесса мотивации

1.1 Сущность и основные  категории мотивации

1.2 Стадии процесса мотивации

2. Современные теории  мотивации

2.1 Теория Маслоу

2.2 Теория «XYZ»

2.3 Теория Маккеланда

2.4 Теория Герцберга

2.5 Процессуальные теории

2.5.1 Теория ожиданий

2.5.2 Теория справедливости

2.5.3 Теория целеполагания

3. Применение теорий мотивации  на практике

Заключение

Список используемой литературы

теория мотивации маслоу процессуальная

 

Введение

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное  экономическое и финансовое положение  многие предприятия и организации  различных форм собственности. Определение  способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация  работников приобретают приоритетное значение в практике российского  менеджмента. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная  модель мотивации, так как мотивация  побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей. Эволюция различных подходов в изучении мотивации показала как  положительные, так и отрицательные  аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и  практике управления не существует универсальной  модели мотивационной деятельности, которая отвечала бы разнообразным  требованиям. Существующие модели мотивации  весьма различны по своей направленности и эффективности. Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение поведения человека в процессе труда дает только некоторое общее объяснение мотивации, что позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте. Современные теории мотивации деятельности персонала и использование их на практике доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить чрезвычайно сложно. Овладев современными технологиями мотивационной деятельности, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей компании. Причинами, которые определяют участие человека в работе, являются его желание, возможности и квалификация, но особенно мотивация (побуждение). В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Процесс собственно мотивации завершается выработкой мотива, определяющего готовность личности реализовывать трудовой процесс с той или иной эффективностью. В рамках собственно мотивации помимо потребностей участвуют также и ценностные ориентации, убеждения, взгляды. Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, т.е. мотивацию нельзя непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем. О ней может быть сделано заключение только на основании поведения или высказываний анализируемых индивидуумов. По отношению к производственному процессу человек выступает как активная, стремящаяся к определенным целям и следящая за успехами других личность. Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают трудную работу и получают удовлетворение? Что нужно делать для того, чтобы люди работали качественнее и производительнее? Каким образом можно сделать работу привлекательнее? Что вызывает у человека желание работать? Эти и подобные вопросы всегда актуальны в любой сфере бизнеса, особенно муниципального ввиду недостаточного материального стимулирования. Готовность человека выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха функционирования любой организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает. При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи -- выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе. Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы людей, коллектива на благо процветания организации и общества в целом.

Целью данной работы является рассмотрение применимости теорий в  практике управления.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1 Рассмотреть понятие мотивации, ее характеристику и сущность.

2 Проанализировать стадии процесса мотиваций.

3 Рассмотреть современные теории мотивации.

4 Проанализировать применимость данных теорий в практике управления организацией.

 

1. Характеристика процесса  мотивации

1.1 Сущность и основные  категории мотивации

Путь к эффективному менеджменту  лежит через понимание того, что  движет человеком, что побуждает  его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий. Мотивация  как одна из функций менеджмента - это процесс создания у работников организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных  целей в соответствии с делегированными  им обязанностями и сообразно  с планом.

Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться  усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Всегда следует искать мотив такого поведения.

Традиционный подход к  мотивации основывался на вере в  то, что сотрудники - всего лишь ресурсы, активы, которых надо заставить эффективно работать. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду  и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно  сталкивается с проблемой мотивации  деятельности сотрудников - как направить  их энергию на имеющуюся работу.

Стремление человека реализовать  себя в своём деле бесспорно - так  он устроен. Там, где управление и  организация труда предоставляют  сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а  мотивы к труду ? высокими. Значит, мотивировать сотрудников - затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.В.А. Гончарук «Мотивация и поведение»: mail@goncharuk.ru

Основными категориями мотивации  являются потребность, мотив и стимул.

Потребность - это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними  и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания  человеком эмоциональной напряженности  или неудовлетворённости и оказывает  влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Источником возникновения потребностей в определенных изделиях является производство, социальных потребностей ? общественный характер жизнедеятельности человека, духовных потребностей ? сознание индивида.

Потребность является той  силой, которая заставляет людей  действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного  человека под воздействием окружающего  его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.

Мотив - это осознанное индивидом  побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру  деятельности человека, так как потребность  может быть удовлетворена различными способами в форме различных  деятельностей. Так, потребность в  одежде может быть удовлетворена  путем её покупки в магазине, кражи, пошива самостоятельно или в ателье; наконец, одежду можно попросить, одолжить и т.д. Здесь уже речь идет об объективных  условиях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его  деятельности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а  их совокупностью, в которой мотивы находятся в определенном соотношении  друг к другу по степени их воздействия  на поведение человека. Мотивационная  структура человека может рассматриваться  как основа осуществления им определенных действий; она обладает определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться: в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или «раздражений», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно.

1.2 Стадии процесса мотивации

Мотивация, рассматриваемая  как процесс, теоретически может  быть представлена в виде шести следующих  одна за другой стадий.

Перечислим стадии процесса мотивации и их основные характеристики:

1) возникновение потребности.  Потребность проявляется в виде  того, что человек начинает ощущать,  что ему чего-то не хватает.  Проявляется она в конкретное  время и начинает «требовать»  от человека, чтобы он нашел  возможность и предпринял какие-то  шаги для её устранения;

2) поиск путей устранения  потребности. Потребность возникла  и создает проблемы для человека, он начинает искать возможности  устранить её: удовлетворить, подавить  или не замечать. Возникает необходимость  что-то делать, что-то предпринять;

Информация о работе Характеристика процесса мотивации