Характеристика процесса мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение применимости теорий в практике управления.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1 Рассмотреть понятие мотивации, ее характеристику и сущность.
2 Проанализировать стадии процесса мотиваций.
3 Рассмотреть современные теории мотивации.
4 Проанализировать применимость данных теорий в практике управления организацией.

Содержание работы

Характеристика процесса мотивации
1.1 Сущность и основные категории мотивации
1.2 Стадии процесса мотивации
2. Современные теории мотивации
2.1 Теория Маслоу
2.2 Теория «XYZ»
2.3 Теория Маккеланда
2.4 Теория Герцберга
2.5 Процессуальные теории
2.5.1 Теория ожиданий
2.5.2 Теория справедливости
2.5.3 Теория целеполагания
3. Применение теорий мотивации на практике
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 106.53 Кб (Скачать файл)

3. Страсть - это интенсивное,  обобщенное и продолжительное  переживание, доминирующее над  другими побуждениями человека  и приводящее к сосредоточению  на предмете страсти. Она может  быть принята личностью, а может  переживаться как нечто нежелательное,  навязчивое. Характерными чертами  страсти являются сила чувства,  направленность всех помыслов  личности, устойчивость, единство эмоциональных  и волевых моментов, своеобразное  сочетание активности и пассивности.

4. Состояние безразличия  (апатия) - состояние полного равнодушия, незаинтересованности. Случается, что  после сильного напряжения, связанного  со стрессовыми ситуациями, у  человека наступает состояние  безразличия, когда не хочется  ничего делать и все действия  по уменьшению влияния факторов  стресса кажутся бессмысленными. В известном смысле такое безразличие  - это защитная реакция организма.  После сильного потрясения, которое  сопровождается расходованием психической  энергии, в нервной системе  развивается торможение, в процессе  которого растраченная энергия  восполняется. Если бы этого не  происходило, люди быстро достигали  бы нервного истощения, представляющего  угрозу для здоровья и жизни,  но вместе с тем состояние  безразличия нельзя считать благоприятным.

5. Подавленное состояние  (депрессия) - это психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения  и утратой способности переживать  радость, нарушениями мышления, двигательной  заторможенностью. При депрессии  снижена самооценка, наблюдается  потеря интереса к жизни и  привычной деятельности. Депрессии  поддаются лечению, однако, в настоящее  время именно депрессия - наиболее  распространённое психическое расстройство.

6. Дезорганизация сознания  и поведения индивида (фрустрация) - состояние, возникающее в результате  переживания по поводу невозможности  достижения намеченных целей  и удовлетворения влечений, крушения  планов и надежд.

7. Сопереживание - уподобление  эмоционального состояния субъекта  состоянию другой личности; при  этом в индивидуальном сознании  субъекта отражается отношение  другого человека к происходящим  с ним событиям. Сопереживания  делят на два вида:

1) сопереживание, возникающее  вследствие неосознаваемого непроизвольного  эмоционального заражения и охватывающее  субъекта при непосредственном, как правило, случайном контакте  с испытывающими те или иные  эмоции людьми. Такого рода сопереживания  иногда называют непосредственными  ответными эмоциями.

2) сопереживания, которые  представляют в индивидуальном  сознании субъекта соответствующий  уровень межличностных отношений,  опосредствованных совместной деятельностью,  общими целями, нормами и ценностями  социальной группы. В их основе  лежит эмоциональная идентификация,  когда индивид как бы ставит  себя на место другого в  совместной деятельности. Особенно  рельефно сопереживание выступает  в гуманном отношении личности  к другим.

8. Проникновение в эмоции  другого человека (эмпатия) - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми. Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым),сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).

9. Стресс - неспецифическая  реакция организма на воздействие  (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а  также соответствующее состояние  нервной системы организма (или  организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют  положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Традиционным считается  деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако, требуется уточнение, ведь такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и еще чаще - с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка.

Эмоции носят отчетливо  выраженный идеаторный характер. Это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации, поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и, в частности, передаваемых средствами искусства.

3. Укажите правильный ответ, обоснуйте его

Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:

а) от восприятия данной обстановки

б) от уровня бодрствования

в) от анализа полученных сведений

г) от значения той потребности, связана эмоция

Ответ: б) от уровня бодрствования.

Интенсивность наших эмоций зависит от уровня бодрствования.

Действительно, нам гораздо  труднее рассердиться, только что  проснувшись, чем в конце рабочего дня.

Зиллмен и его коллеги, тем не менее, показали, что если уровень активации слишком высок, то ее остаток переноситься на последующую эмоцию, которая в результате усиливается. Например, во время просмотра эротического фильма испытуемые, которые только что выполнили трудную работу, проявили большее сексуальное возбуждение, чем те, которые до этого отдыхали или же смотрели фильм не сразу после нагрузки, а по прошествии длительного перерыва.

Точно так же было показано, что мужчины проявляли гораздо  больший "интерес" к интервьюеру-женщине, особенно если она их расспрашивала  в опасном месте, например на очень  высоком подвесном мосту, чем  тогда, когда это происходило  в обычных условиях или же условия  оставались опасными, но интервьюером был мужчина.

Заключение

Рассмотрение различных  эмоциональных явлений, дает основание  говорить о том, что эмоциональная  сфера человека имеет сложное  многоуровневое строение и включает в себя эмоции, эмоциональные состояния, чувства, в результате сочетания  которых образуется эмоциональные  типы людей.

Эмоции - это психическое  отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств  к потребностям субъекта. Чувства - устойчивые эмоциональные отношения  человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в  связи с его потребностями  и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

Чувство привязано к объекту, а эмоции - к ситуации; чувство - это  отношение, а эмоция - реакция.

Важнейшей характеристикой  эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие  у человека переживания выступают  в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс  удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание.

Эмоции сигнализируют  о благополучном или неблагополучном  развитии событий, о большей или  меньшей определенности положения  субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и  обеспечивает тем самым регулированием, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.

В жизни личности большое  значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния не только зависят от "характера" протекающей  психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.

Случайные эмоциональные  состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны  стечением обстоятельств, особенностями  сложившейся ситуации. Выраженное аффективное  состояние, например, при определенных условиях может проявляться у  самого уравновешенного человека. Все  эмоциональные состояния носят  преходящий характер. Но типичные состояния  встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

Список используемой литературы

Тема 22

§ 1. ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Жизнь человека — непрерывная  череда разнообразных  психических состояний. В них проявляется  степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости  и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи  с тем, в какие  события мы вовлечены  и как к ним  относимся.

Психическое состояние — временное  своеобразие психической  деятельности индивида, обусловленное содержанием  и условиями его  деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и  волевые процессы комплексно проявляются  в соответствующих  состояниях, определяющих функциональный уровень

жизнедеятельности индивида.

Психические состояния, являясь  системой реакций  на определенную поведенческую  ситуацию, отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью, являются текущей  модификацией психики  данной личности.

Еще Аристотель отмечал, что добродетель  человека состоит, в  частности, в том, чтобы на внешние  обстоятельства отвечать в соответствии с  ними, не превышая и  не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные, устойчивые и личностно-стабильные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от текущих обстоятельств. Они подразделяются на: •

общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; •

состояния доминирования отдельных  психических процессов  — мотивационных, эмоциональных или  волевых; •

состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; •

конфликтные психические состояния.

§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 179

К устойчивым психическим  состояниям личности

относятся: •

оптимальные и кризисные состояния; •

пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость).

Все психические состояния  связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием  левого и правого  полушарий мозга, функциональными  связями коры и  подкорки, взаимодействием  первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге — с особенностями  психической саморегуляции каждого индивида.

Ситуативное психическое состояние  отличается уровнем  психофизиологической мобилизованности,

эмоционально-волевой  регуляции.

Психические состояния могут  быть

эмоционально-положительными и негативными. Негативные психические состояния  резко снижают  уровень жизнедеятельности  индивида. Они могут  вызывать неадекватные реакции, дезадаптивные поведенческие проявления.

 

ОБЩЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Самое общее базовое  психическое состояние  — состояние бодрости — состояние оптимальной  ясности сознания, способности индивида к продуктивной сознательной деятельности.

Оптимальная организованность сознания выражается в согласованности  различных сторон деятельности, повышенной внимательности к  ее условиям. Различные  уровни внимательности, как уже отмечалось, — это и есть различные уровни организованности сознания.

Уровень оптимальности психической  деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так  и космических. Состояние  здоровья, эмоциональные  циклы, время года, суток, различные  фазы луны, противостояния планет и звезд, уровень  солнечной активности — все это существенные факторы нашей  психической активности.

Физиологической основой психической  активности являются оптимальное взаимодействие процессов возбуждения  и торможения, функционирование очага оптимальной  возбудимости (по терминологии И. П. Павлова), доминанты (по терминоло- 180

Глава 6. Психические состояния

гии А. А. Ухтомского), возбуждение определенной функциональной системы (по терминологии П. К. Анохина).

Энергетический  потенциал мозга  обеспечивается ретикулярной (сетчатой) формацией, находящейся  в основании головного  мозга, где происходит первичный анализ жизненно важных воздействий. Активация же высших, корковых центров  обусловливается  сигнальной значимостью  этих воздействий.

Психическая активность состоит  в постоянном анализе  значимости поступающей  информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на изменяющиеся ситуации. Бодрствование  — состояние активного  психического взаимодействия индивида со средой.

Уровень бодрствования обусловлен содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, интересами, увлеченностью.

Наиболее  высокие уровни психической  активности связаны  с состояниями  вдохновения, медитации, экстаза, которые  сопряжены с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для  данной личности явлений.

Кризисные состояния личности. В критических  состояниях у многих людей ослабляется  адекватная взаимосвязь  с внешним миром.

На  психотравмирующие  обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих  установок. Субъективная система ее ценностей  направляется на нейтрализацию  травмирующего психику  воздействия. В процессе такой психологической  защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный  психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а  иногда и псевдоупорядоченностью: социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них: •

состояние негативизма —  превалирование у  личности отрицательных  реакций, утрата положительных  социальных контактов; •

ситуационная  оппозиция личности — резкая отрицательная  оценка отдельных  лиц, их поведения  и деятельности; агрессивность  по отношению к  ним; •

социальная  отчужденность (аутизм) личности—устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 181

Отчужденность личности от социума  связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением  групповых, а в  ряде случаев и  общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые и даже враждебные.

Отчужденность проявляется в  особом эмоциональном  состоянии личности — устойчивом чувстве  одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности  и даже мизантропии.

Социальная  отчужденность может  приобрести форму  устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность  к социальной рефлексии, способность учета  позиции других людей; резко ослабляется  и даже полностью  тормозится ее способность  к сопереживанию  эмоциональных состояний  других людей; нарушается социальная идентификация.

На  этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные  и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты могут вызывать у индивида устойчивое депрессивное состояние (от лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, ощущает бесперспективность существования.

Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом  как нечто враждебное, противопоставленное  ему; происходит дереализация — субъект утрачивает чувство реальности происходящего или деперсонализация — индивид утрачивает необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью.

Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью  жизненных задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение  — недейственным.

Причинами этого могут быть ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др. 182

Глава 6. Психические состояния


Психические состояния

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое  состояние - конкретная структурная  организация всех имеющихся у  человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией  и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и  мотивов всей деятельности. Психические  состояния многомерны, они выступают  и как система организации  психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает  психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут  быть эндогенными и реактивными, или психогенными. В возникновении  эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения  не играют роли. Психогенные состояния  возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

психика человек эмоция настроение тревога

2. Классификация  состояний

Эмоции - не только действующее  лицо больших драм, они повседневный спутник человека, оказывающие постоянное влияние на все его мысли и  дела. Анализируя причины своих успехов  и неудач, мы нередко приходим к  выводу, что именно эмоции помогали (или мешали) нам справиться с  задачей. Очевидно, что эмоции выполняют  функции отражения, выражения, регуляции, сигнализации, стимуляции в нашем  поведении. В то же время они одновременно выступают как импульсивная реакция, процесс и длительное состояние  человека.

Эмоция - это субъективное состояние, выражающее отношение человека к объективному миру и возникающее  в ответ на воздействие внешних  или внутренних раздражителей и  проявляющиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.). Длительное переживание эмоций (эмоциональных  комплексов), чувств нередко переходит  в довольно стойкие, сложные, порой  внутренне противоречивые эмоциональные  состояния психики (психические  состояния), которые рассматриваются  как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической  жизни человека на определённом этапе  его жизненного пути.

Повышение эмоциональной  напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями  субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию  процесса познания и, как следствие  этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений. Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

Информация о работе Характеристика процесса мотивации