Информационное обеспечение органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – показать развитие информационной системы в органах местного самоуправления Российской Федерации. В частности на примере администрации муниципального образования «Верхнебузанский сельсовет» провести анализ состояния информационной системы.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

Файлы: 1 файл

раб1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

В принципе 10 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде  и развитию провозглашается, что  на национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации о вредных для здоровья веществах и деятельности своих сообществ.

В статье 10 Конвенции  ООН по борьбе с коррупцией каждому  государству-участнику рекомендовано  принять меры, какие могут потребоваться для усиления прозрачности его публичной администрации, в том числе применительно к ее организации и функционированию. Такие меры могут включать:

1)принятие процедур  или правил, позволяющих населению  получать информацию об организации,  функционировании и процессах принятия решений публичной администрацией и о решениях и юридических актах, затрагивающих интересы населения;

2)упрощение административных  процедур для облегчения публичного  доступа к компетентным органам,  принимающим решения;

3)опубликование  информации, которая может включать периодические отчеты об опасностях коррупции в публичной администрации.

Таким образом, формирование института доступа  к официальной информации следует  рассматривать важнейшей обеспечительной  мерой при решении таких макросоциальных задач, как:

  • обеспечение личной свободы, социальных и гражданских прав людей в условиях концентрации колоссальной концентрации власти,
  • повышение эффективности деятельности органов публичной власти и управления ими, борьба с коррупцией,
  • экологическая ответственность государства и бизнеса.

Информация является одним из основных элементов социального  управления. «…Она выступает связующим  звеном между объектом и субъектом  управления, характеризуя состояние  объекта управления в статике  и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации»3.

Таким образом, информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных  в пригодную для использования  форму, составляет основу муниципального управления. По существу все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в муниципальном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация — это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива  по критериям пригодности к обслуживанию муниципально-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Она своими «корнями» проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности.

Как научная категория  информация в управленческих структурах характеризуется радом признаков (свойств), к числу которых относится:

-  известная самостоятельность  данных;

-  возможность их многократного использования, сохранения у передающего или получающего субъекта;

-   пригодность к  обработке, интеграции и «сжатию»  объема за счёт изживания дублирующей,  повторной и параллельной информации;

- доступность математического  анализа;

- системность, коммуникативность.

Информация, циркулирующая  в органах муниципального управления, разнородна и разнообразна. Она может  относиться к экономической, социальной, общественной обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную  ценность также для нижестоящих управленческих структур, когда они выступают в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов. Необходимые сведения могут содержаться в законах, иных нормативных актах, письмах, справках, сводках, обзорах, юридических решениях и т.д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль.

Классификационные признаки управленческой информации.

Поскольку управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а так же природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), признано, что ее следует классифицировать, прежде всего, в зависимости от степени соотношения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней.

Информационная система  муниципального управления предназначена  для удовлетворения потребности  пользователей в информации, необходимой  для осуществления деятельности муниципальной органов власти и управления в сферах, определенных актами законодательства или иными нормативными правовыми актами. А правовой режим определяется системой прав, обязанностей и ответственности в сфере его создания, использования и актуализации (сопровождения).

Согласно, Федерального закона от 26.06.2006г №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации» информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные  системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные  системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы4.

Деятельность этих органов  представляет собой совокупность логически  взаимоувязанных массовых действий - операций, направленных на осуществление  возложенных на них функций. Следовательно, это действительно своеобразные операционные системы, реализующие класс календарно развивающихся операций, семантика которых определяется компетенцией соответствующих органов. Операции всегда нацелены на достижение как стратегических целей муниципального образования в целом, так и обеспечивающих решение стратегических задач целей более низких уровней. Операции должны быть упорядочены во времени, последовательности их выполнения и составу участников - властных органов, других юридических и физических лиц. Муниципальное управление - процесс выполнения комплекса операций, ориентированных на достижение определенных целей. Цели описываются в алфавите, отображающем желаемые состояния муниципального органа и его составных частей. Именно для реализации операций муниципального управления и необходима соответствующая информация и поддержание ее в актуальном состоянии. Отсюда следует важный вывод, что эффективность информационного обеспечения органов муниципальной власти и управления необходимо определять через показатели качества муниципального управления.

В стране созданы значительные объемы информационных ресурсов различных  видов и классов. Так, в разрезе  отраслей, подотраслей, предприятий  и организаций, видов деятельности насчитывается порядка 800 тыс. баз данных различного назначения. Однако, что касается информационного обеспечения звеньев муниципального управления, то этим проблемам уделяется недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений способна, как нам представляется, дать значительный эффект и действительно улучшить положение дел.

Проблемы информационного  обеспечения органов власти и  управления можно рассматривать  в разрезе различных этапов и  направлений создания, использования, организации и развития.

Сфера правового регулирования  информационного обеспечения муниципального управления должна охватывать весь его жизненный цикл «проектирование - создание - эксплуатация – замена». Последний этап замены характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки.

Например, информацию разделяют  на официальную и неофициальную, общую и отраслевую, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и  целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, настоящем и будущем). В рамках управленческой системы она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующего управленческого решения.

При разделении информации по объектам распределения внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя или  руководящего звена (или исходящая  от них), на второе – для должностных  лиц. При этом рекомендуется сведения, заслуживающие особого внимания, направлять параллельно или перекрестно двум-трем независимым друг от друга работникам, чтобы обеспечить большую активность анализа и оценки.

Указанные подходы к  проблеме систематизации управленческой информации, несмотря на их различную направленность и некоторую обособленность, могут быть полностью перенесены на деятельность всех управленческих структур. Классификацию информации в муниципальных органах необходимо проводить на основе учета всех особенностей, черт, признаков, присущих ее различным видам. Естественно, что классификация должна быть единой, целостной и основываться на комплексном, системном подходе. Это предполагает выделение рассмотрения всех возможных видов и типов социально-управленческой информации. Классификацию следует также ориентировать на всестороннее исследование проблем регулирование и управления. Только в этом случае можно говорить об эффективной информационной подготовленности всех органов муниципального управления.

Информацию в структурных подразделениях органа муниципального управления можно классифицировать по следующим основным признакам:

-  функциональному  назначению и характеру деятельности  структурных подразделений;

-    отношению  сообщения к субъекту, управляющему  структурным подразделением;

-  типу связи структурного  подразделения и внешней среды.  Выделяется информация, циркулирующая  в прямой и обратной связи  между отделами органа управления, отделами и самим органом управления, между отделами и внешней средой. Анализируются взаимосвязи между органом управления и СМИ, органами государственной власти и т.д.;

-    отношению  к целевой функции структурного  подразделения. Из всего объема  пришедшей в подразделение информации  необходимо выделить ту, которая  наиболее полно соответствует его целям и задачам;

-  логическому содержанию. Информация структурного подразделения  может подразделяться на три  самостоятельных подмножества: о  субъектах органа управления, объектах  его управленческого воздействия  (муниципальных предприятиях, организациях, гражданах и т.д.) и присущих им свойствах и отношениях;

-     физической  форме представления (устный доклад, сообщение на бумаге в виде  текстов, анкет и т.д., поступления  по электронной почте, факсу,  из информационных систем, на  дискетах и т.д.)

- процедуре преобразования (вероятностные, социологические,  моделирующие, вычислительные и  т.д.);

- степени преобразования (основная или вновь поступающая,  обработанная в аналитические  и прогнозные записки, сгруппированная  в информационные еженедельники и бюллетени и т.д.).

Информация и ее потоки в муниципальном управлении могут  разбиваться также в зависимости  от источников (население, муниципальные  предприятия и организации, вышестоящие  государственные органы и т.д.), качественного  содержания (вычисление ценной по содержанию информации, от которой зависят управленческие воздействия, исходящие от структурных подразделений), количественных характеристик (целесообразно выделить вероятностные, семантические и иные меры информации, используемые при управленческом регулировании и обеспечении других управленческих потребностей).

Подобная классификация  весьма относительна. Все виды информации взаимосвязаны, взаимодействуют между  собой, трансформируются друг в друга. Одна и та же информация порой выступает  в различных видах. Она может усложняться и изменяться, иметь многоступенчатое строение, причем отдельные группы, выделенные в пределах в пределах основного классификационного признака, могут дополнительно разбиваться на подгруппы по частным основаниям и свойствам. Кроме того, не всегда можно четко дифференцировать информацию по тем или иным основания и признакам, а затем сводить ее в классы. Эта работа осложняется, если в ходе обобщения и классификации будет использоваться электронно-вычислительная техника.

В целом классификация позволяет получать ценные сведения об информации, содержащейся в структурных подразделениях муниципального аппарата, способствует решению многих принципиальных вопросов проектирования информационной системы муниципального управления и анализа соответствующего обеспечения структурных подразделений. Не располагая исчерпывающими данными о важнейших свойствах и характеристиках информации, нельзя оптимизировать ее, обеспечивать заданную точность, надежность и эффективность использования.

Информация о работе Информационное обеспечение органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития