Информационное обеспечение органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – показать развитие информационной системы в органах местного самоуправления Российской Федерации. В частности на примере администрации муниципального образования «Верхнебузанский сельсовет» провести анализ состояния информационной системы.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

Файлы: 1 файл

раб1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

В процессе деятельности используются современные электронные  системы и средства для коллективного  анализа и обсуждения принимаемых решений. Это относится, например, к заседаниям органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с использованием средств отображения результатов голосования. Поэтому и здесь необходимо предусмотреть следующие нормы:

• информация, предоставляемая пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию;

• информационное обеспечение оперативной деятельности органов муниципального управления с использованием электронных систем для перевода с одного языка на другой должно сертифицироваться и лицензироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим несколько  международных принципов применимых для органов местного самоуправления Российской Федерации.

Итак, принципами правового режима доступа к информации являются:

  • Принцип 1. Максимальное раскрытие.

Этот принцип  означает, что вся информацию, которой  обладают органы публичной власти, должна быть раскрыта. Это концептуальный принцип, который должен быть закреплен в Конституции как основном законе страны. То есть обязанность государства раскрывать информацию должна законодательно корреспондироваться с правом отдельных граждан и их организация получать эту информацию. Никто не должен обосновывать необходимость получения информации, а, наоборот, органы власти в случае отказа обязаны мотивировать свой отказ, доказывая, что информация, в предоставлении которой они отказывают, входит в перечень информации с ограниченным доступом.

  • Принцип 2. Обязательство публиковать.

Свобода информации означает обязанность органов публичной власти не только предоставлять информацию в ответ на запрос (реактивный способ предоставления информации), но и широко распространять документы, имеющие общественный интерес. Эффективный доступ зависит от активности органов публичной власти в распространении ключевых категорий информации (активный способ предоставления информации).

  • Принцип 3. Пропаганда прозрачности деятельности правительства.

Бездеятельность чиновников может подорвать реализацию даже самого прогрессивного законодательства в области доступа к информации. Поэтому необходимо развивать правоприменительную практику: с одной стороны, информировать членов общества об их правах на доступ к информации, а с другой стороны – проводить обучение чиновников, создавать стимулы, пропагандировать успешную правоприменительную практику.

  • Принцип 4. Ограничение объема исключений.

Исключения должны быть четко сформулированы, а их количество ограниченным. Не должно быть органов публичной власти, исключенных из сферы действия закона о доступе к информации.

В том случае, когда исключению подлежит только часть  документа, оставшаяся часть документа  должна быть раскрыта, если её можно  разумно отделить от целого документа.

  • Принцип 5. Процедуры, способствующие доступу к информации.

Процедура принятия решения по вопросу о предоставлении информации на запрос должна предусматривать  три различных уровня: решение  непосредственно в органе публичной  власти, далее – обжалование в  независимый и (или) вышестоящий  орган власти и обжалование в суд.

В каждом органе публичной власти должны быть созданы  открытые доступные механизмы для  получения гражданами информации, в  том числе специально уполномоченные структурные подразделения и  должностные лица, в должностные  обязанности которых должно входить оказание помощи заявителям в составлении запроса.

  • Принцип 6. Расходы.

Плата за предоставление информации не должна быть чрезмерной, чтобы не быть препятствием для обращения  с запросом, поскольку в долгосрочной перспективе польза открытости информации более чем превосходит затраты на её предоставление.

В мире разработаны  различные механизмы для ограничения  размера платы за предоставление информации. Например, в первом случае устанавливается одинаковая плата  для каждого запроса, во втором – дифференцированная в зависимости от фактических расходов на подбор и предоставление информации. Плата за предоставление персональной информации должна быть либо совсем снята, либо существенно снижена.

  • Принцип 7. Открытые заседания.

Свобода информации включает право общественности на информацию о деятельности органов публичной власти, чтобы иметь возможность принимать участие в процессе принятия решений. Информация о времени проведения заседаний должна заблаговременно доводиться до сведения общественности.

  • Принцип 8. Открытость информации имеет приоритетное значение.

Закон о свободе  информации должен требовать, чтобы, насколько  возможно, другие законы толковались  в соответствие с его положениями. Перечень исключений должен быть исчерпывающим  и не подлежащим расширению другими законами. Официальные лица, которые добросовестно и обоснованно предоставили информацию, должны быть защищены от преследования и наказания, даже если впоследствии обнаружится, что информация не подлежала обнародованию. Эта мера направлена на снижение барьеров для простых чиновников, которые могут слишком осторожничать, предоставляя информацию на запросы, чтобы избежать персональных рисков.

  • Принцип 9. Защита лиц, предоставляющих информацию.

Граждане, информирующие  о правонарушении, должны быть защищены от любых правовых, административных или дисциплинарных санкций за сообщение информации о правонарушении. Право на защиту должны иметь граждане, сообщающие о правонарушении, если они действуют добросовестно и убеждены, что информация верна, а также предоставляют доказательства правонарушения.

Для обеспечения требуемой  оперативности и достоверности  приема, передачи и представления  информации органам муниципального управления должны применяются электронная  цифровая подпись, электронное визирование документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  Глава 2. Основные направления информатизации органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области.

 

2.1.    Специфика информационного обеспечения.

 

Информационное обеспечение муниципального управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией. К пользователям информацией относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информацией и пользующиеся ею. Такими общепризнанными средствами являются системы информационного обеспечения различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации.

Муниципальное управление реализуется муниципальными органами. Как у заказчика, так и у  разработчиков систем информационного  обеспечения наибольшие методологические трудности возникают при детализации  самого этого понятия для конкретного того или иного органа муниципальной власти и определении составляющих его процессов, процедур. Объясняется это тем, что хотя функции и компетенция конкретных властных органов определены Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами, но сформулированы они, как правило, на достаточно общем языке концептуального уровня. Концепция информационного обеспечения органов муниципальной власти и управления основана на идее представления их как развивающихся операционных систем.

Специфика информационного обеспечения в органах местного самоуправления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в ней преобладают внутренние ограничения системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности и эффективности. По сути это работа распределенных, постоянно возникающих и распадающихся, в зависимости от текущей задачи, экспертных коллективов6.

Учитывая широчайший спектр проблем  и ограниченные ресурсы, невозможно содержать в штате высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям. Поэтому органам местного самоуправления очень важно иметь под рукой перечень сторонних экспертов в различных областях, возможности и ресурсы для оперативного привлечения их к обсуждению возникших проблем, разовым консультациям. Такая постановка вопроса предполагает наличие в органах власти и управления людей или структур в круг обязанностей которых входит профессиональная формулировка задач, организация аналитических исследований, подбор и координация экспертов, реализация экспертных процедур и технологий, обобщение материалов, представление результатов лицам, принимающим решения.

Практически все понимают, что в  основе аналитической и экспертной деятельности лежит информация. Созданию информационного обеспечения в  органах местного самоуправления обычно сопутствует разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Этот этап «плановой информатизации» полезен уже оттого, что информатизация осуществляется не как прихоть технических специалистов, а как потребность реальных потребителей, которые определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

 

Рассмотрим, что же собой  представляет понятие «информатизация» с научной точки зрения.

Информатизация - это процесс развития и массового  применения информационных средств  и технологий, основанных на компьютерной технике и телекоммуникациях, для  оптимального обеспечения социальных, экономических и индивидуальных потребностей в доступе к информационным ресурсам общества. Результатом этого процесса является овладение стратегическим ресурсом, которым стала информация, и практическое его использование. Этот результат достигается только через построение единого информационного пространства, что в свою очередь является необходимым условием перехода к информационному обществу.

Заметим, что Указом Президента Российской Федерации «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» от 6 июля 1995 г. определены основные направления информатизации: правотворчество, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правовое образование и воспитание. Указом Президента «Об основах государственной политики в сфере информатизации»  предусмотрена разработка трех программ правовой информатизации: органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ. Но в реализации государственной политики создания информационной системы России должны участвовать все структуры как в центре, так и на местах, в том числе и органы муниципального самоуправления. Однако, в названную систему не включена перспективная программа информатизации органов местного самоуправления.

Основой информационного обеспечения задач управления являются первичные информационные ресурсы, характеризующие регион или муниципальное образование как объект, обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляется обработка и агрегирование данных по объектам, субъектам, функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная, другая агрегированная информация, необходимая органам власти как для оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и для выработки стратегии управления7.

В течение 3-5 лет в региональных и муниципальных органах управления субъектов РФ было создано большое  количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов функциональных автоматизированных информационных системах (АИС), эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера8.

Создание системы информационного обеспечения администрации Красноярского района Астраханской области и органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Концепцией развития портала органов государственной власти Астраханской области, утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 19 февраля 2007 г. N 60-П.

Совершенствование информационного  обеспечения связано с начавшейся земельной реформой и приватизацией  объектов недвижимости, их систематизацией, анализом и регистрацией. Руководство  Астраханской области поставило задачу объединения информационных ресурсов территории в единый блок по принципу «одного окна».

Информация о работе Информационное обеспечение органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития