Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа
Цель данной работы – показать развитие информационной системы в органах местного самоуправления Российской Федерации. В частности на примере администрации муниципального образования «Верхнебузанский сельсовет» провести анализ состояния информационной системы.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.
1.2. Нормативные
основы информации органов
Информация должна быть
ориентирована, по крайней мере, по
следующим направлениям: во-первых,
по месту и роли муниципального органа
в системе частной и общественн
Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:
а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие муниципальные органы и муниципальных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);
6) обращения граждан
в муниципальные органы по
реализации своих законных
в) обязательные указания вышестоящих (государственных) органов, подлежащие исполнению нижестоящими (муниципальными) и обеспечивающие реальность муниципального управления (директивная управленческая информация);
г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах муниципального управления);
д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве муниципальных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).
О последних источниках надо сказать подробнее, поскольку они предполагают выработку заранее соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного поведения конкретных муниципальных структур и должностных лиц.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов или подчиненных управляющих компонентов, появляются сомнения в возможностях достижения поставленных целей, особенно если речь идет о взаимосвязанной, кооперированной деятельности множества людей, становится явной необходимость в изменении заданных целей и параметров деятельности. Эта ситуация порождается диалектикой жизни, извечной несогласованностью между стабильностью и изменчивостью, старым и новым. В информационном отношении проблемная ситуация опирается (должна опираться) на первичные, фактологические сведения и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее преломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях воспринимается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда "оттяжки" и некорректности в разрешении проблем.
Конфликтная ситуация, состоящая в возникновении противоречий, неразрешимых самостоятельно участниками управленческих и иных отношений, предполагает поиск специальной информации и использование в этих целях специальных форм и методов. Такая информация призвана обеспечивать объективный подход к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, независимые экспертные заключения, достоверное знание позиций и мнений конфликтующих сторон, обоснованное привлечение действующих правовых норм. Самыми важными при разрешении конфликтных ситуаций являются устранение причин противоречий, разногласий, столкновений и введение их в русло позитивных, компромиссных взаимоотношений, а также создание гарантий преодоления конфликта и недопущения его в будущем.
В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, которая возникает при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках, провоцируется организованной преступностью, муниципальные органы, должностные лица должны действовать в условиях обрывочной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов. Но и здесь следует стремиться к получению возможно большего объема достоверной первичной информации, собранной, так сказать, по "горячим" следам, тогда и решения, и действия будут более точными и адекватными ситуации.
Все источники управленческой информации имеют важное значение для надлежащего муниципального управления. В каждом муниципальном органе и по каждой муниципальной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в «тугой узел»5, обеспечивающий реализацию соответствующих полномочий.
В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.
Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации.
Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.
Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.
Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.
Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или иностранными, редко употребляемыми словами усложняет постижение и практическое использование информации.
Права граждан на информацию заложены в Конституции Российской Федерации. Следуя традиции международных актов, Конституция Российской Федерации устанавливает два правовых института:
В статье 24 Конституции Российской Федерации прямо возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Право получить информацию соотносится с обязанностью определенных органов предоставить интересующие заявителя сведения. Лицу может быть отказано в предоставлении только той информации, которая подлежит засекречиванию в соответствии с законодательством Российской Федерации. За отказ в предоставлении любой другой информации виновное лицо несет ответственность.
Несмотря на тесное соприкосновение со свободами мысли и слова, право на информацию имеет самостоятельное значение. Более того, право на информацию является еще и определенной гарантией других прав человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В совокупности с целым рядом других статей Конституции Российской Федерации, в том числе, об обязательном официальном опубликовании нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (Ст. 15 Конституции Российской Федерации), открытости заседаний Совета Федерации и Государственной Думы (С. 100 Конституции Российской Федерации), открытости разбирательства дел во всех судах (С. 123 Конституции Российской Федерации) можно говорить об институционализации доступа к государственной официальной информации.
Политика по информационному
обеспечению должна проводиться
по многим взаимоувязанным направлениям,
прежде всего Правительство Российской
Федерации обязано
Следует законодательно закрепить ряд прав органов муниципальной власти и управления в рассматриваемой сфере, одно из них — право на формирование программ информационного обеспечения на основе выявления и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.
Прежде чем формировать такие программы, органы муниципальной власти и управления должны иметь право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Обязанности органов муниципальной власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:
- формировать информационные ресурсы в соответствии с их компетенцией;
- выдавать информацию
из муниципальных ресурсов
- сохранять и поддерживать
муниципальные информационные
- обеспечивать сохранение
государственной, коммерческой, служебной
и личной тайны при
В этой связи необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:
- отсутствие
полноты и несвоевременность
формирования информационных
- несвоевременность
предоставления или отказ от
предоставления информации
- предоставление
органам муниципального
- нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны; порча или утрата документов;
- сокрытие,
умышленное искажение
- недостоверность и ложность информации, создаваемой и распространяемой СМИ,
- нарушение
прав интеллектуальной
- не установление правил предоставления информации, нарушение правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом,
- создание
некачественных информационных
технологий и средств их
- нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией, незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления,
- нарушение
запрета отнесения открытой
- нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере;
- нарушение в пользовании
глобальными информационными
Финансирование и