Информационное обеспечение органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – показать развитие информационной системы в органах местного самоуправления Российской Федерации. В частности на примере администрации муниципального образования «Верхнебузанский сельсовет» провести анализ состояния информационной системы.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

Файлы: 1 файл

раб1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Нормативные  основы информации органов местного  самоуправления.

 

Информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли муниципального органа в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных муниципальных органов (объем и содержание управленческой информации призваны корригировать с компетенцией муниципальных органов); во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (муниципальное управление во многом существует для исполнения законов на муниципальном уровне, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений); в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных муниципальных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

Можно выделить следующие  источники, объективно порождающие управленческую информацию:

а) нормы законодательных  и иных актов, управомочивающие муниципальные  органы и муниципальных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);

6) обращения граждан  в муниципальные органы по  реализации своих законных интересов  и субъективных прав (обслуживание  и защита прав и свобод граждан);

в) обязательные указания вышестоящих (государственных) органов, подлежащие исполнению нижестоящими (муниципальными) и обеспечивающие реальность муниципального управления (директивная управленческая информация);

г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые  отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах муниципального управления);

д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные  ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве муниципальных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

О последних источниках надо сказать подробнее, поскольку  они предполагают выработку заранее  соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного поведения конкретных муниципальных структур и должностных лиц.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов или подчиненных управляющих компонентов, появляются сомнения в возможностях достижения поставленных целей, особенно если речь идет о взаимосвязанной, кооперированной деятельности множества людей, становится явной необходимость в изменении заданных целей и параметров деятельности. Эта ситуация порождается диалектикой жизни, извечной несогласованностью между стабильностью и изменчивостью, старым и новым. В информационном отношении проблемная ситуация опирается (должна опираться) на первичные, фактологические сведения и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее преломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях воспринимается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда "оттяжки" и некорректности в разрешении проблем.

 

Конфликтная ситуация, состоящая  в возникновении противоречий, неразрешимых самостоятельно участниками управленческих и иных отношений, предполагает поиск специальной информации и использование в этих целях специальных форм и методов. Такая информация призвана обеспечивать объективный подход к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, независимые экспертные заключения, достоверное знание позиций и мнений конфликтующих сторон, обоснованное привлечение действующих правовых норм. Самыми важными при разрешении конфликтных ситуаций являются устранение причин противоречий, разногласий, столкновений и введение их в русло позитивных, компромиссных взаимоотношений, а также создание гарантий преодоления конфликта и недопущения его в будущем.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, которая возникает при  стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках, провоцируется организованной преступностью, муниципальные органы, должностные лица должны действовать в условиях обрывочной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов. Но и здесь следует стремиться к получению возможно большего объема достоверной первичной информации, собранной, так сказать, по "горячим" следам, тогда и решения, и действия будут более точными и адекватными ситуации.

Все источники управленческой информации имеют важное значение для  надлежащего муниципального управления. В каждом муниципальном органе и по каждой муниципальной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в «тугой узел»5, обеспечивающий реализацию соответствующих полномочий.

В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.

Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации.

Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.

Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.

Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения  в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

Аутентичность обусловливает  текстуальное и словесное выражение  информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области  языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или  иностранными, редко употребляемыми словами усложняет постижение и практическое использование информации.

Права граждан  на информацию заложены в Конституции  Российской Федерации. Следуя традиции международных актов, Конституция  Российской Федерации устанавливает  два правовых института:

  • право каждого на информацию о себе, находящуюся в распоряжении органов публичной власти, как на неотъемлемый элемент свободы мысли и слова;
  • институт доступа к официальной информации.

В статье 24 Конституции  Российской Федерации прямо возлагается  на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации  установлено, что каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Право получить информацию соотносится с обязанностью определенных органов предоставить интересующие заявителя сведения. Лицу может быть отказано в предоставлении только той информации, которая подлежит засекречиванию в соответствии с законодательством Российской Федерации. За отказ в предоставлении любой другой информации виновное лицо несет ответственность.

Несмотря на тесное соприкосновение со свободами мысли и слова, право на информацию имеет самостоятельное значение. Более того, право на информацию является еще и определенной гарантией других прав человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В совокупности с целым рядом других статей Конституции Российской Федерации, в том числе, об обязательном официальном опубликовании нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (Ст. 15 Конституции Российской Федерации), открытости заседаний Совета Федерации и Государственной Думы (С. 100 Конституции Российской Федерации), открытости разбирательства дел во всех судах (С. 123 Конституции Российской Федерации) можно говорить об институционализации доступа к государственной официальной информации.

Политика по информационному  обеспечению должна проводиться  по многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство Российской Федерации обязано разрабатывать  программы в области информационного  обеспечения граждан, государства, общества.

Следует законодательно закрепить ряд прав органов муниципальной  власти и управления в рассматриваемой  сфере, одно из них — право на формирование программ информационного  обеспечения на основе выявления  и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.

Прежде чем формировать  такие программы, органы муниципальной  власти и управления должны иметь  право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а  право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Обязанности органов муниципальной власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:

- формировать информационные  ресурсы в соответствии с их  компетенцией;

- выдавать информацию  из муниципальных ресурсов другим  муниципальным органам, организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе муниципального управления;

- сохранять и поддерживать  муниципальные информационные ресурсы  в актуальном состоянии;

- обеспечивать сохранение  государственной, коммерческой, служебной  и личной тайны при формировании  и использовании муниципальных  информационных ресурсов.

В этой связи необходимо также законодательно закрепить  ответственность за следующие нарушения:

-     отсутствие  полноты и несвоевременность  формирования информационных ресурсов  в соответствии с компетенцией  органа муниципального управления,

-     несвоевременность  предоставления или отказ от  предоставления информации другим  законно заинтересованным органам власти, а также организациям и физическим лицам;

-    предоставление  органам муниципального управления  недостоверной и некачественной  информации,

-     нарушение  государственной, коммерческой, служебной  и личной тайны; порча или  утрата документов;

-      сокрытие, умышленное искажение информации  об источниках угроз,

-      недостоверность  и ложность информации, создаваемой  и распространяемой СМИ,

-     нарушение  прав интеллектуальной собственности  на информацию,

-     не установление правил предоставления информации, нарушение правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом,

-     создание  некачественных информационных  технологий и средств их обеспечения,

 

-      нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией, незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления,

-    нарушение  запрета отнесения открытой информации  к информации с ограниченным  доступом,

- нарушение правил  лицензирования и сертификации в информационной сфере;

-  нарушение в пользовании  глобальными информационными сетями  и системами, в том числе  сетью Интернет.

Финансирование и экономическое  регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»), если речь идет об органах муниципального управления. Но системы информационного обеспечения, сети и технологии могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства. Права собственности и авторства в этом случае регулируются Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».

Информация о работе Информационное обеспечение органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития