Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:16, курсовая работа
Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Российской Федерации по специальностям "Менеджмент", изучают следующие специальные дисциплины по различным аспектам системы менеджмента: "Основы менеджмента", "Теория организации", "Качество", "Информационный менеджмент", "Управление персоналом", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент". "Производственный менеджмент", "Финансовый менеджмент", "Разработка управленческого решения" и др. В некоторых вузах по желанию студентов еще читаются курсы "Организационный менеджмент", "Организация производства", "Страховой менеджмент", "Банковский менеджмент", "Кадровый менеджмент" (вместо курса "Управление персоналом"), "Психология и социология менеджмента", "Методы менеджмента", "Международный менеджмент", "Стратегический маркетинг" и др.
1.1. Место курса "Разработка управленческого решения" в подготовке специалистов, его цели и структура
Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Российской Федерации по специальностям "Менеджмент", изучают следующие специальные дисциплины по различным аспектам системы менеджмента: "Основы менеджмента", "Теория организации", "Качество", "Информационный менеджмент", "Управление персоналом", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент". "Производственный менеджмент", "Финансовый менеджмент", "Разработка управленческого решения" и др. В некоторых вузах по желанию студентов еще читаются курсы "Организационный менеджмент", "Организация производства", "Страховой менеджмент", "Банковский менеджмент", "Кадровый менеджмент" (вместо курса "Управление персоналом"), "Психология и социология менеджмента", "Методы менеджмента", "Международный менеджмент", "Стратегический маркетинг" и др.
Перечисленные курсы читаются
в вузах Российской Федерации
недавно, поскольку до перехода от централизованно-плановой
системы хозяйствования к рыночным
отношениям не было конкуренции. В условиях
жесткой конкуренции любую
Напомним, что рыночные
отношения — система экономических,
правовых, социально-психологических
отношений между изготовителем (продавцом)
и потребителями, протекающих в условиях
многообразия форм собственности и конкуренции. Конкуренция — сос
В нашем понимании, конкуренция —
Сложность любого курса по менеджменту заключается в следующем. Во-первых, менеджмент — сложная междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения. Во-вторых, в ранее существовавших курсах, например, "Финансы и кредит", "Банковское дело", "Страхование", "Теория информации" и других, изучались отдельные проблемы (объекты) без их увязки между собой, не в рамках системы менеджмента как системы достижения конкурентоспособности принимаемого решения. В-третьих, любой раздел системы менеджмента должен изучаться в динамике, в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях факторов и условий, влияющих на конечный результат, стратегию фирмы. Это очень сложный подход. Однако конкуренция заставляет, вынуждает каждого инвестора использовать все современные механизмы конкуренции. Кто не хочет качественно работать, терпит банкротство. В промышленно развитых странах ежегодно терпят банкротство 8—12% фирм.
На наш взгляд, среди всех перечисленных дисциплин по системе менеджмента "Разработка управленческого решения" является ведущей, так как решение любой проблемы по любому разделу системы менеджмента основано на методологии этого курса.
К целям курса "Разработка управленческого решения" относятся следующие:
• изучение методов обеспечения качества принимаемого управленческого решения в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, с учетом факторов неопределенности ситуации и риска вкладываемых инвестиций;
• изучение факторов (экономических законов, научных подходов и др.), влияющих на эффективность управленческого решения как основного условия достижения его конкурентоспособности;
• изучение технологии разработки, принятия, реализации и мотивации качественного управленческого решения;
• изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения в рамках системы менеджмента;
• получение практических навыков в применении методических вопросов разработки управленческого решения при помощи проигрывания конкретных ситуаций и решения практических задач с применением и без применения компьютерной техники;
• закрепление полученных знаний с целью их применения на практике после окончания учебы.
Курс "Разработка управленческого решения" состоит из 6 тем (структура):
1. Требования к
качеству управленческих
2. Роль экономических
законов и научных подходов
в повышении эффективности
3. Технология разработки и реализации управленческих решений.
4. Методы анализа управленческих решений.
5. Методы прогнозирования управленческих решений.
6. Методы экономического
обоснования управленческих
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
• Для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) ?
• Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности) ?
• Как делать (по какой технологии) ?
• С какими производственными затратами делать?
• В каком количестве?
• В какие сроки?
• Где (место, производственное помещение, персонал)?
• Кому поставлять и по какой цене?
• Что это даст инвестору и обществу в целом?
Комплексные проблемы следует формализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.
Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.
Для повышения качества
решений рекомендуется
ü стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);
ü подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
ü сфера действия (технические, экономические и др. решения);
ü цель (коммерческие и некоммерческие решения);
ü ранг управления (верхний, средний, низший);
ü масштабность (комплексные и частные решения);
ü организация выработки (коллективные и личные решения);
ü продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
ü объект воздействия (внешние и внутренние);
ü методы формализации (текстовые, графические, математические);
ü формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
ü сложность (стандартные и нестандартные);
ü способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. Познакомимся с каждым из них в отдельности /9/.
При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
Поскольку решения
принимаются людьми, то их характер
во многом несет на себе отпечаток
личности менеджера, причастного к
их появлению на свет. В связи
с этим принято различать
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Эти вопросы будут рассмотрены ниже.
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения
Рассмотрим содержание компонентов представленного на рис. 1.1. "черного ящика".
"Вход" системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.).
На выходе системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.
К компонентам "внешней среды " системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природ-но-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.
Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.
Информация о работе Информационное обеспечение процесса разработки решений