Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:16, курсовая работа
Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Российской Федерации по специальностям "Менеджмент", изучают следующие специальные дисциплины по различным аспектам системы менеджмента: "Основы менеджмента", "Теория организации", "Качество", "Информационный менеджмент", "Управление персоналом", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент". "Производственный менеджмент", "Финансовый менеджмент", "Разработка управленческого решения" и др. В некоторых вузах по желанию студентов еще читаются курсы "Организационный менеджмент", "Организация производства", "Страховой менеджмент", "Банковский менеджмент", "Кадровый менеджмент" (вместо курса "Управление персоналом"), "Психология и социология менеджмента", "Методы менеджмента", "Международный менеджмент", "Стратегический маркетинг" и др.
Перечисленные выше условия
применения объекта подробно рассматриваются
в курсах "Стратегический менеджмент"
и "Производственный менеджмент".
Здесь только отметим, что методика
обеспечения сопоставимости альтернативных
вариантов управленческого
Пример учета условий применения объекта
Режим работы первого производства, где применяется металлорежущий станок, трехсменный, а второго производства, к условиям которого приводятся параметры альтернативных вариантов (в данном примере — первого) управленческого решения, — двухсменный. Годовая производительность станка одного и того же типа, работающего в условиях первого производства, равна 2000 штук продукции, а второго — 1600.
Для целей сравнительного
анализа и оценки эффективности
использования станков
Решение
Годовая производительность станка, работающего в условиях первого производства, приведенная в сопоставимый вид по режиму работы второго производства, будет равна
шт.,
где ПН — приведенная к новым условиям годовая производительность станка, работающего в условиях первого производства;
ПС — фактическая годовая производительность станка, работающего в условиях первого производства;
nН — сменность работы нового (второго) производства;
nС — то же, старого (первого) производства.
При сравнении эффективности
использования станков или
Сравнительный анализ годовой производительности станка, работающего в условиях первого производства, показывает, что первый станок используется хуже второго на 17% .
По аналогичной схеме могут быть учтены различия альтернативных вариантов и по другим параметрам условий применения объекта.
Фактор инфляции учитывает обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги без повышения их качества.
Фактор инфляции не следует путать с фактором времени. Последний учитывает "работу" денег, получение прибыли от их вложения в проект независимо от темпов инфляции (которые теоретически могут быть равны нулю). Безусловно, при определении процентной ставки учитывается и прогноз темпов инфляции. Однако при экономическом обосновании управленческих решений (инвестиционных проектов) фактор времени в смысле "работы" денег и фактор инфляции в смысле их обесценивания следует учитывать раздельно. Неправомерно в условиях переходной российской экономики применять подход к учету фактора времени, действующий в некоторых странах с развитыми рыночными отношениями, где вследствие незначительной инфляции не разделяются фактор времени и фактор инфляции, где действует качественная законодательная база управления инфляцией.
Фактор инфляции при обеспечении сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений рекомендуется учитывать по формуле
УП = УН
,
где УП — приведенное к новым условиям по уровню инфляции значение функции (цена, инвестиции и т.п.);
УН — то же, номинальное значение функции;
Ju — индекс инфляции за анализируемый период.
Пример учета фактора инфляции
Исходные данные приведены в табл. 1.6.
Таблица 1.6
Исходные данные для учета фактора инфляции при обеспечении сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения
Показатели |
Значения показателей |
1. Количество реализованной продукции "А" в течение 1998 г., шт. |
1200 |
2. Количество реализованной продукции "Б" в течение 1998 г., шт. |
110 |
3. Цена (в среднем за год) единицы продукции "А" в 1998 г., у. е. |
150 |
4. Цена единицы продукции "Б" в 1998 г., у. е. |
470 |
5. Индекс инфляции по продукции "А" в среднем за 1999 г. |
1,25 |
6. Индекс инфляции по продукции "Б" в среднем за 1999 г. |
1,18 |
Определить:
а) приведенные к концу 1999 г. цены по продукции "А" и "Б";
б) объем продаж в 1998 г. по ценам на конец 1999 г.;
в) средний индекс инфляции по продукции фирмы.
Решение
Приведенная к концу 1999 г. (началу 2000 г.) цена продукции "А" равна 150 • 1,25 = 187,5 у.е.
Приведенная к концу 1999 г. цена продукции "Б" равна 470 • 1,18 = 554,6 у.е.
Объем продаж в 1998 г. по ценам 1999 г. равен: 1200 • 187,5 + 110 • 554,6 = 286006 у.е.
Индекс инфляции по всей продукции фирмы определяется как средневзвешенная величина
Jср =
Таким образом, если решение будет приниматься в 2000 г., то и цены должны быть приведены к этому периоду.
3.2. Информационное обеспечение процесса разработки решений
Информационное обеспечение — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику /9/.
Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.
Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал — средство передачи информации.
4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача
— составить сообщение и
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Предлагается следующая классиф
1) по объекту
— показатели качества товара,
его ресурсоем-кость,
2) по принадлежности
к подсистеме системы
3) по форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;
4) по изменчивости
во времени — условно-
5) по способу
передачи — спутниковая,
6) по режиму
передачи — в
7) по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
8) по стадии
жизненного цикла объекта —
по стадии стратегического
9) по отношению
объекта управления к субъекту
— между фирмой и внешней
средой, между подразделениями внутри
фирмы по вертикали и
Идея классификации информации используется при ее кодировании.
Основные требования к качеству информации:
• своевременность;
• достоверность (с определенной вероятностью);
• достаточность;
• надежность (с определенной степенью риска);
• комплексность системы
информации (по качеству и ресурсоемкости
товара, условиям по стадиям жизненного
цикла товаров фирмы и
• адресность;
• правовая корректность информации;
• многократность использования;
• высокая скорость сбора, обработки и передачи;
• возможность кодирования;
• актуальность информации.
Организация массива информации. Информационный массив — это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами для выработки управляющих воздействий.
Цель создания массива информации — повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач.
Информационный массив должен обеспечивать:
• прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;
• наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях;
• оперативный поиск и выдачу информации по запросу;
• предохранение информации от искажений;
• защиту от несанкционированного доступа к информации.
Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей.
Рационализация потоков информации имеет цель исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления.
Информационный поток
характеризуется адресностью (наличием
источника и потребителя
По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.
Объем информации — количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сообщения, знаки, буквы, листы и др.).
Обьем информации используется
для определения информационной
загруженности органов
Важнейшим этапом формирования
информационного обеспечения
Новые информационные технологии включают /17/:
ü новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ;
ü новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;
ü технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации;
ü новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта - баз знаний, экспертных систем, систем моделирования с различными формами представления моделируемых ситуаций и т.п.
Внедрение новых информационных
технологий в управленческую деятельность
преследует не только автоматизацию
рутинных методов обработки информации,
но и организацию информационно-
О широких возможностях новых информационных технологий можно судить по перечню функций, которые обеспечиваются в результате ее внедрения (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Функции новых информационных технологий
Номер функции |
Функция |
1 |
2 |
1 |
Общая обработка документов, их верификация и оформление |
2 |
Локальное хранение документов |
3 |
Обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге, дистанционная и совместная работа служащих над документом |
4 |
Поддержка способов общения, не покидая привычной обстановки рабочего места |
5 |
Электронная почта |
6 |
Персональная обработка данных |
7 |
Составление, воспроизведение и полиграфическое |
размножение документов | |
8 |
Объединение электронной и вербальной коммуникации |
9 |
Обмен информацией между базами данных |
10 |
Ввод данных или форм |
11 |
Ведение персональных баз данных |
12 |
Генерация отчетов по обработке данных |
13 |
Управление ресурсами |
14 |
Контроль исполнения |
15 |
Управление личным временем |
16 |
Контроль автоматической корреспонденции |
17 |
Поддержка технического
и профессионального |
служащих | |
18 |
Передача данных |
19 |
Обеспечение разнообразия в наглядном представлении |
материала | |
20 |
Обеспечение стилистического качества документов |
21 |
Моделирование решений и имитация их принятия, информационная поддержка принятия решений |
22 |
Автоматизированное обучение |
23 |
Служба консультаций |
24 |
Создание адаптируемых автоматизированных рабочих мест |
25 |
Обмен локальной
и персонализированной |
26 |
Служба видеотекста |
27 |
Обмен и интеграция программных средств |
28 |
Перенос документов с одного носителя на другой |
29 |
Полиграфическое оформление документа |
30 |
Телефонные и телевизионные совещания |
31 |
Групповой контакт через терминалы |
Информация о работе Информационное обеспечение процесса разработки решений