Информационное обеспечение процесса разработки решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Российской Федерации по специальностям "Менеджмент", изучают следующие специальные дисциплины по различным аспектам системы менеджмента: "Основы менеджмента", "Теория организации", "Качество", "Информационный менеджмент", "Управление персоналом", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент". "Производственный менеджмент", "Финансовый менеджмент", "Разработка управленческого решения" и др. В некоторых вузах по желанию студентов еще читаются курсы "Организационный менеджмент", "Организация производства", "Страховой менеджмент", "Банковский менеджмент", "Кадровый менеджмент" (вместо курса "Управление персоналом"), "Психология и социология менеджмента", "Методы менеджмента", "Международный менеджмент", "Стратегический маркетинг" и др.

Файлы: 1 файл

курсова 2.docx

— 166.68 Кб (Скачать файл)

,                                                            (1.7)

где УП — приведенное по качеству к новому варианту значение функции старого варианта объекта (инвестиции, цена, себестоимость, трудоемкость, затраты в сфере потребления и т.д.);

УН  — то же, номинальное значение функции;

КК - коэффициент, учитывающий фактор качества объекта;

а— коэффициент весомости анализируемого показателя качества объекта.

.                                                               (1.8)

где ПСТ — значение полезного эффекта или анализируемого показателя качества старого варианта объекта, по которому объекты приводятся в сравнимый вид;

ПНОВ — то же по новому варианту.

Фактор качества проявляется  также в снижении годовой производительности (полезного эффекта) объекта и  росте затрат на его эксплуатацию, ремонты. Например, по металлорежущему  оборудованию коэффициент ежегодного снижения производительности и увеличения затрат в сфере потребления составляет 0,02 ... 0,05.

Схема учета фактора качества альтернативных вариантов показана на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Схема учета фактора качества

Допустим, полезный эффект (анализируемый  показатель качества) объектов в 1998 г. равен: 1-го - 150 единицам, 2-го - 130 единицам. Коэффициент К к в 1998 г. будет  равен 150 : 130 = 1,154, то есть 1-й объект качественнее второго на 15,4%. Вместе с тем в  динамике за 2 года полезный эффект 1-го объекта снизился на 5% (точка С), а  второго - на 2% (точка Д). Тогда коэффициент  КК в 2000 г. будет равен                                         

то есть через два года разница в уровне качества анализируемых  объектов уменьшилась с 15,4 % до 11,8 %.

Пример учета  фактора качества объекта покажем на данных, приведенных в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Исходные  данные для учета фактора качества объекта при принятии управленческого  решения (пример условный)

Показатели

Значение показателя

1. Среднегодовые  затраты на эксплуатацию и  ремонты металлорежущего станка  в 1996 г., у. е.

2. Годовая производительность  станка в 1996 г., шт. деталей

5. Коэффициент ежегодного  увеличения среднегодовых затрат  на эксплуатацию и ремонты  станка в период 1992 -1999 гг.

4. Коэффициент ежегодного  снижения производительности станка  в период 1992 -1999 гг.

1500

 

5000

 

0,03

 

0,04


 

Определить:

а) среднегодовые затраты  на эксплуатацию и ремонты станка в 1999 г.;

б) годовую производительность станка в 1999 г. (остальные условия  эксплуатации не изменяются).

Решение

Среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонты станка в 1999 г. будут равны:

1500(1 + 3 · 0,03) = 1635у.е.,

где 3 — период в годах  между расчетным годом и годом, за который имеются данные.

Годовая производительность станка в 1999 г. составит (прогноз):

5000 (1 – 3 · 0,04)= 4400 шт.

Фактор  масштаба (объема) производства объекта при разработке управленческого решения учитывается по следующей формуле:

УП = УН · КN.                                                              (1.9)

где УП — приведенное к новым условиям по масштабу производства значение функции объекта (инвестиции, цена, себестоимость, трудоемкость, затраты в сфере потребления и т.д.);

УН — то же, номинальное (фактическое или приведенное по масштабу производства) значение функции;

К— коэффициент, учитывающий фактор масштаба производства.

Определяется этот коэффициент  индивидуально для каждого вида продукции. Форма связи между  экономическим показателем объекта  и масштабом его производства показана на рис. 1.4. На рисунке Nнас – программа насыщения, когда уже при ее увеличении не снижается себестоимость (трудоемкость) продукции, т.к. этот фактор исчерпал себя, уровень автоматизации производства оптимальный. Исследования автора показывают, что за счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции до 3-х раз, повысить ее качество до 40%, но при этом растут затраты у потребителя продукции за счет сокращения параметрического ряда и недоиспользования продукции.

Рис. 1.4. Зависимость между себестоимостью (трудоемкостью) изготовления объекта  и масштабом (годовой программой) его производства

Пример учета  фактора масштаба производства объекта покажем на данных, приведенных в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Исходные  данные для учета фактора масштаба производства объекта при принятии управленческого решения

Показатели

Значение показателя

1. Себестоимость  единицы объекта по старому

1400

варианту, у.е.

 

2. Программа выпуска  объекта по старому варианту (в  год), шт.

4500

3. Программа выпуска  объекта по новому

7500

варианту, шт.

 

4. Коэффициент, учитывающий  фактор масштаба

0,85


 

Определить себестоимость  объекта по новому варианту и проанализировать факторы, за счет которых изменилась себестоимость.

Решение

Себестоимость объекта по новому варианту равна:

1400 · 0,85=1190 у.е.

Себестоимость объекта по новому варианту снизилась на 15% за счет увеличения годовой программы  выпуска продукции на 66%. Поскольку  программа увеличилась в пределах крупносерийного типа производства, будем считать, что кинематическая схема объекта и его конструкция  не претерпели существенных изменений.

Себестоимость объекта по новому варианту снизилась за счет:

1) прежде всего,  снижения производственных затрат. Увеличение программы позволило  лучше отработать технологичность  конструкции, применить более  прогрессивные малоотходные высокомеханизированные  технологические процессы. Это позволило  снизить технологические отходы  материалов, трудоемкость изготовления  продукции, сократить простои,  производственный брак и т.д.  Увеличение программы позволило  также снизить в расчете на  единицу продукции условно-постоянные (общецеховые и общезаводские  расходы) расходы производства;

2) сокращения в  расчете на единицу продукции  предпроизводственных затрат (затрат  на маркетинг, НИОКР, организационно-технологическую  подготовку производства). Принимаем,  что абсолютное значение этих  затрат сохранилось на прежнем  уровне, а на единицу продукции  они снизились на 66% (пропорционально  увеличению программы);

3) сокращения в  расчете на единицу продукции  послепроизводственных затрат (затрат  на реализацию и фирменное  обслуживание).

В свою очередь увеличение программы производства продукции  может быть достигнуто за счет унификации однородной продукции либо расширения рынка сбыта, завоевания новых сегментов  вследствие повышения ее конкурентоспособности.

Уровень освоенности объекта в производстве учитывается только в том случае, когда требуется определить себестоимость или трудоемкость первых серийных образцов или партий продукции, до полного ее освоения в серийном производстве. В условиях жесткой конкуренции наблюдается тенденция сокращения продолжительности серийного выпуска продукции до 2—5 лет. Поэтому сокращается и период освоения нового объекта в производстве. Например, если продолжительность серийного выпуска продукции равна 3 годам, то освоение ее в производстве (отладка оборудования, технологии, организации производства и т.д.) длится не более 6 месяцев. После этого срока фактор освоенности уже не действует на экономические показатели.

Для каждого вида продукции  коэффициент освоенности определяется индивидуально. Например, для бытовых  газовых плит коэффициент освоенности  приведен в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Коэффициент освоенности бытовых газовых  плит в массовом производстве (пример)

Порядковый номер  плиты

0,5

1,0

3,0

10

30

60

с начала массового  произ

           

водства, тыс.шт.

           

Коэффициент освоен

3,10

2,05

1,35

1,10

1,03

1,01

ности плиты

           

 

Пример учета  уровня освоенности объекта в производстве при разработке управленческого решения покажем на данных, приведенных в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Исходные  данные для учета уровня освоенности  объекта в производстве

Показатели

Значение показателя

1. Продолжительность  освоения объекта в

0,5

серийном производстве, лет

 

2. Коэффициент освоенности  объекта за № 2000

2,30

3. То же за №  5000

1,60

4. То же за №  10 000

1,10

5. То же за №  20000

1,02

6. Себестоимость  объекта за № 3000

250


 

Определить:

а) себестоимость объекта  за № 1500;

б) себестоимость объекта, полностью освоенного в серийном производстве;

в) годовую программу серийного  производства объекта.

Решение

Точно спрогнозировать на основе имеющихся данных требуемые  показатели весьма трудно. Их можно  определить с погрешностью не менее 10%. Для повышения точности прогноза нужны конкретные математические зависимости  между:

а) себестоимостью объекта  и его порядковым номером с  начала серийного производства;

б) программой выпуска и  временем освоения.

По имеющимся значениям (поз. 2, 3, 4, 5 и 6 табл. 1.5) строим зависимость  между себестоимостью объекта и  его порядковым номером (рис. 1.5).

На рис. 1.5 по данным, приведенным  в табл. 1.5., сначала находилось примерное  положение точки "А". Коэффициент  освоенности объекта в точке "А" находим на основе решения пропорций  по точкам "Д" и "Б": 2,30 — 1,60 = 0,70;   (это доля снижения себестоимости через тысячу объектов); тогда коэффициент освоенности объекта № 3000 составит 2,30 — 0,23 = 2,07. Себестоимость серийно освоенного объекта составит 250 : 2,07 =120 у.е.

Рис. 1.5. Зависимость между себестоимостью объекта и его порядковым номером  с начала серийного выпуска

Себестоимость объекта № 5000 составит 120 • 1,6 = 192. Себестоимость  объекта № 1500 составит   = 290у.е.

Для определения годовой  программы серийного производства объекта необходимо строить кривую его освоения. На объекте № 20000 заканчивается  освоение его серийного производства. На освоение ушло 0,5 года. В следующие 0,5 года наблюдается резкий рост программы  до программы серийного производства (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Кривая освоения объекта в серийном производстве

Анализ кривой (см. рис. 1.6) показывает, что через 0,5 года после  завершения освоения серийного производства объекта программа его выпуска  увеличивается примерно в 4 раза, то есть составит примерно 80 тыс. штук в  год. В следующие два года будет  выпущено примерно 160 тыс. штук, а затем  начнется резкий спад выпуска этой модели объекта (конкуренция заставляет переходить на следующую, более качественную модель).

Выполнение подобного  анализа требует большого объема информации, терпения и знаний. Выполнять  его или нет, определяет только инвестор.

При разработке вариантов управленческого решения  следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения  информации и выполнения расчетов, так как в противном случае в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности по данному фактору.

Например, если по одному альтернативному  варианту будут применяться методы экстраполяции, по другому — экспертные, а по третьему — параметрические  методы прогнозирования, то эти варианты не будут сопоставимыми в связи  с разными подходами и точностью  прогнозов.

Условия применения (потребления, эксплуатации) объекта для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения включают:

ü      режим работы потребителя анализируемого объекта;

ü      тип производства у потребителя (единичный, мелкосерийный, серийный, крупносерийный, массовый);

ü      особенности выпускаемой с применением данного объекта продукции (габариты, масса, сложность, количество, качество и т.п.);

ü      организационно-технический и социальный уровень производства у потребителя (уровень автоматизации производства, прогрессивность технологии, условия труда и отдыха работников и т.п.);

ü      имидж потребителя и культуру производства у него, географическое расположение.

Перечисленное многообразие отличительных характеристик потребителя (потребителей) анализируемого объекта  весьма трудно учесть количественно. Глубина  анализа и точности расчетов определяется повторяемостью результатов управленческого решения. Если повторяемость будет незначительной (например, для разового применения, или для мелкосерийного производства), нет необходимости изготовителю объекта тщательно изучать условия потребления объекта. Пусть этим занимается покупатель, пусть он изучает адаптивность покупаемого объекта к своим условиям. Для условий высокой повторяемости управленческого решения и значительной программы выпуска объекта его изготовитель должен тщательно изучать условия применения объекта на основных рынках и реализовывать меры по обеспечению его адаптивности к этим рынкам (требованиям потребителей). Без обеспечения адаптивности объекта трудно рассчитывать на его коммерческий успех.

Информация о работе Информационное обеспечение процесса разработки решений