Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:33, контрольная работа
Современный бизнес невозможен без использования информационных технологий, которые являются удобными инструментальными средствами управления бизнес-процессами. Сегодня преимущество получают руководители, имеющие возможность моделировать предполагаемые варианты развития рыночной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения и контролировать их исполнение. (1, с.45) Для грамотной ориентации на рынке программного обеспечения необходимо определить, что подразумевается под такими популярными в наше время понятиями как «информация», «информационная система», «информационные системы поддержки принятия решений».
Информация является простейшей фундаментальной категорией, которую невозможно определить, используя другие категории. Поэтому общепризнанного определения этого понятия не существует.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Их начинают рассматривать как стратегический источник информации для использования на всех уровнях управления организации любого профиля.
Последний этап (с конца 80-х годов по настоящее время) характеризуется следующими особенностями:
Современные информационные системы, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможностей информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:
Выбор информационной системы для поддержки принятия решения должен начинаться с анализа структуры управления организацией. В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем – управляющей и управляемой. Система управления предприятием функционирует на базе информации о состоянии объектов, его входов (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы) и его выходов (готовая продукция, финансовые и экономические показатели деятельности предприятия) в соответствии с поставленной целью (бизнес-результат). На основе анализа состояния внешней среды управление осуществляется путем подачи управленческого воздействия (прямая связь) с учетом обратной связи – текущего состояния управляемой системы.
Структура управления
любой организации традиционно
делится на три уровня: операционный,
функциональный и стратегический. (15.
с.89) Уровни управления (вид управленческой
деятельности) определяются сложностью
решаемых задач. Чем сложнее задача,
тем более высокий уровень
управления требуется для ее решения.
При этом следует понимать, что
более простых задач, требующих
немедленного (оперативного) решения,
возникает значительно большее
количество, а значит, и уровень
управления для них нужен другой
– более низкий, где принимаются
решения оперативно. При управлении
необходимо также учитывать динамику
реализации принимаемых решений, что
позволяет рассматривать
На рис. 1 отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач.
Рис. 1. Пирамида уровней управления.
Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.
Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п.
Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена через достаточно длительный период времени. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием информационных технологий и математического аппарата, но и профессиональной подготовкой менеджеров. Например, на основании анализа финансового состояния фирмы с учетом маркетинговых исследований принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о выпуске новой продукции, о выходе на новые рынки сбыта.
Различные категории систем обслуживают каждый организационный уровень и их значение в организации. Табл. 2 показывает определенные типы информационных систем, которые соответствуют каждому организационному уровню.
Табл.2. Шесть главных
типов информационных систем, необходимых
для четырех уровней
Типы Систем |
||||||||||||||
Исполнительные Системы (ESS) |
Системы стратегического уровня | |||||||||||||
прогноз продаж |
оперативное планирование |
прогноз бюджета |
Планирование прибыли |
Планирование личного состава | ||||||||||
Системы управленческого уровня | ||||||||||||||
Управляющие Информационные Системы (MIS) |
Управление сбытом |
Контроль инвентаря |
Ежегодный бюджет |
Анализ капитало-вложений |
Анализ перемещений | |||||||||
Cистемы Поддержки Принятия Решений (DSS) |
Коммерчес-кий анализ региона |
Планирование производства |
Анализ затрат |
Анализ рентабе-льности |
Анализ стоимостей контрактов | |||||||||
Системы уровня знания | ||||||||||||||
Системы Работы Знания (KWS) |
АРМы проектировщика |
Графические рабочие станции |
Управленческие рабочие станции | |||||||||||
Системы Автоматизации Делопроизводства (OAS) |
Текстовые редакторы |
Создание изображений |
Электронные календари | |||||||||||
Системы эксплуатационного уровня | ||||||||||||||
Системы Диалоговой Обработки Запросов (TPS) |
Машинная обработка |
Торговля ценными бумагами |
Платежные ведомости |
Вознаграждения | ||||||||||
Отслеживание приказов |
Планирование деятельности предприятий |
Платежи |
Обучение и развитие | |||||||||||
Отслеживание процессов |
Перемещение материалов |
Регулирование денежных операций |
Дебиторская задолженность |
Хранение отчетов служащих | ||||||||||
Продажа и Маркетинг |
Производство |
Финансы |
Бухгалтерия |
Людские | ||||||||||
В организациях и на предприятиях имеются исполнительные системы поддержки выполнения (13. с.24-28) – Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы – Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений – Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; системы работы знания – Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства – Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы диалоговой обработки запросов – Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне. Таким образом, типичные системы в разработаны, чтобы помочь менеджерам на каждом уровне в функциях продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, и человеческих ресурсов.
Табл. 3. демонстрирует
особенности шести типов
Табл. 3. Характеристики процессов информационных систем.
Типы Систем |
Информационные Вводы |
Обработка |
Информационные Выводы |
Пользователи |
ESS |
Совокупные данные; внешние, внутренние |
Графика; моделирование; интерактивность |
Проекции; реакции на запросы |
Старшие менеджеры |
DSS |
Слабо формализованные данные; аналитические модели |
Моделирование; анализ; интерактивность |
Специальные доклады; анализ решений; реакция на запросы |
Профессиона-лы; управляющие персоналом |
MIS |
Итоговые операционные данные; данные большого объема; простые модели |
Обычные доклады; простые модели; простейший анализ |
Резюме и возражения |
Средние менеджеры |
KWS |
Технические данные проекта; база знаний |
Моделирование; проигрывание |
Модели; графика |
Профессиона-лы; технический персонал |
OAS |
Документы; расписания |
Документы управ-ления; планирова-ние; связь |
Документы; графики; почта |
Служащие |
TPS |
Транзакции; результаты |
Сортировка; список; слияние; модифицирование |
Детальные доклады; списки; резюме |
Оперативный персонал; управляющие |
1.2.Классификация
Осуществляя выбор информационных систем с целью принятия управленческого решения, пользователь неизбежно сталкивается с проблемами, связанными с формальным описанием предметной области решаемых задач. От степени формализации предметной области во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Различают три типа задач предметной области, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные. (см. рис. 2)
Структурированная (формализуемая) предметная область предназначена для решения задач, где известны все элементы и взаимосвязи между ними. Например, информационная система для автоматизации расчета заработной платы. Это структурированная предметная область, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.
Неструктурированная (неформализуемая)) предметная область предназначена для решения задач, в которых невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
В практике работы
любой организации существует сравнительно
немного полностью
Рис.2. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач предметной области
Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях, получаемая с помощью информационной системы информация, анализируется человеком, который будет играть определяющую роль при принятии решения. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает непосредственное участие человек. Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида: информационные системы, создающие отчеты и информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений.
Информационные системы, создающие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Эти системы обладают следующими свойствами: